«Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР»
рабочая программа

Карапетян Александр Арташевич

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает, использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики  РАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья28.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Концептуальные основы коррекционно-развивающего

обучения и воспитания детей с ЗПР»

       В последние годы обсуждение проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер, так как, повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки).

       Поиск новых подходов в общей педагогике к обучению неуспевающих школьников, в специальной педагогике, велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля: клиницистами, физиологами, психологами, дефектологами.  Это способствовало рождению в 70-е годы нового направления в специальной психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с ЗПР.

        К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической природе ЗПР школьники, обучающих в спец. коррекционных школах, могут успешно освоить образовательный стандарт (нижнюю границу требования к знаниям, умениям и навыкам) и продолжить обучения после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее проф. образование.

      На основании Приказа № 103 уже открываются классы выравнивания для детей с  ЗПР, в которые учащиеся принимаются только на основании

заключения ПМПК.  В состав консилиума приказом директора учреждения вводятся логопед, специальный педагог-дефектолог, практический психолог, врач, воспитатель или учитель.

      Согласно Положению о классах коррекционно-развивающего обучения в них принимаются дети, имеющие заключение  ПМПК (МПК) о задержке психического развития различного происхождения:

    1.  ЗПР  конституционального происхождения

(При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере);

2.  ЗПР  соматогенного происхождения 

(Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей);

3.   ЗПР  психогенного генеза

(Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (благополучная или неполная семья, различного род психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативных функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития);

4.   ЗПР  церебрально-органического генеза

(Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью);

     Все 4 типа имеют свои особенности.  Отличительная черта данных типов состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. Кроме того, нередко могут возникать осложнения в соматической и неврологической сферах, но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

          Изучение состава дошкольных групп и классов КРО показывает, что

 до 50-60%  детей имеют ЗПР  церебрально-органической неосложненной и осложненной формы;

от 16 до 25% - это ЗПР трех других видов: конституционального, соматогенного и психогенного происхождения;

от 7 до 12% составляют иноязычные дети, где трудности в обучении возникают из-за языкового барьера;

более  6% - дети, находившиеся в дошкольном возрасте в логопедических группах;

около  10 – 12% - педагогически запущенные дети.

       Если сравнить детей нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств  предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающую к ним через органы чувств информацию.     К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает, где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и недостатками в мыслительной деятельности.

       Для детей с ЗПР представляет трудность целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.  Им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность либо одновременная подача нескольких сигналов,  трудности  в ориентации влево и вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны .

      У детей с ЗПР страдает процесс сложно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть дети, которые лучше справляются с заданием, а есть те, которые не могут в полном объеме его выполнить.

      Дети этого вида дефицитарного развития характеризуются эмоциональной нестойкостью, аффективностью (возбудимостью) поведения, неустойчивостью волевых установок, вялостью, апатичностью либо, наоборот, двигательной неограниченностью. Отсутствие самостоятельности, наивности, внушаемости у таких детей сочетается с эмоционально-волевой незрелостью.

      Детям с недоразвитием эмоционально-волевой сферы неинтересны предлагаемые задания или какая-либо работа, у них отмечается слабость механизмов побуждения к деятельности, нечеткость проделываемой работы, нет четкого плана действий. В связи с этим наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.

         Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситуации обучения, в период адаптации к детскому саду или школ.

        Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей либо опекунов ребенка. Прием детей по возрасту происходит таким образом: если ребенок до поступления в коррекционную школу обучался в массовой школе с 6-летнего возраста, то он принимается в 1-й класс данной школы, а если с 7 лет пошел в общеобразовательную школу, то зачисляется во 2-й класс коррекционного учреждения. Если же ребенок показывает неспособность к освоению программы массовой школы и не обучался в ней, то он зачисляется в 1-й класс коррекционной школы данного вида с 7-летнего возраста со сроком обучения 4 года, а с 6 лет дети идут в класс подготовки со сроком обучения 5 лет. Для более успешной работы преподавателя в классе должно быть не более 12 человек.

      В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает очень быстро и , как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет.

     В данных школах дети обучаются по базовым учебным предметам — таким, как развитие речи, русский язык, математика, ритмика, труд — и предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром. Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно-профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные занятия.

      Вся учебно-воспитательная работа в данной школе должна основываться на принципах коррекционной педагогики и понимании первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей, должна обеспечиваться подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыках. Положительная динамика дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.

      Следовательно, образовательные учреждения в вопросах преодоления трудностей в обучении детей должны взаимодействовать с дошкольными учреждениями и с параллельными службами (ПМПК. Диагностические центры, центры психолого-социальной службы),  что позволяет не только решить вопросы диагностики ребенка, но и проблемы оказания реальной помощи логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

   

     Организация комплексного динамического наблюдения за продвижением ребенка позволяет практически реализовать важнейшее положение концепции – интеграцию учащихся классов КРО (коррекционно-образовательное учреждение) в традиционные формы обучения, в классы, работающие по основным образовательным программам.  Перевод детей из классов КРО возможен только при положительной динамике в развитии и обученности ученика, что, собственно, выявляют и фиксируют специалисты школьного консилиума.

       

      В тех случаях, когда ЗПР неосложненная, если ее основанием служат неблагоприятные условия воспитания или задержка в развитии связана с соматогенной  прогноз преодоления ЗПР весьма благоприятный.

       Через 1 – 2 года дети, обучавшиеся по III варианту учебного плана, и

 в  50 – 60%  случаев после  4-го класса дети, обучавшиеся  по  I  варианту учебного плана (2 – 4 кл.), переводятся в традиционные классы и успешно в них обучаются.

      Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них Министерством образования РФ программами образовательных учреждений

YII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе.

       Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает:

-  использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики  РАО.

-   активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создание стандарта требований к знаниям учащихся.

       Сроки индивидуальных и групповых коррекционных занятий, кратковременного пребывания в группах зависят от индивидуальных недостатков развития и могут ограничиваться  56 занятиями и продолжаться  да 120 занятий (2 - 6 месяцев) при ежедневном посещении одного занятия длительностью 25 – 30 минут.

            При ранжировании критериев отбора детей в классы КРО учителя и администрация школ поставили:

- на 1-е место – психофизическое развитие ребенка;

- на 2-е – способности к обучению (особенности познавательной деятельности);

- на 3-е – уровень общего развития и соматическое здоровье (это— состояния и работоспособности внутренних органов.);

 - на 4-е – неуспеваемость.

     Поведение учащихся и социальная среда не являются, по мнению администрации и учителей школы, показателем для вывода ребенка в класс КРО.

   

      Успешность обучения, повышение степени   обученности и качества знаний учащихся классов КРО доказывают, что при правильном комплектовании, соответствующем рекомендациям по отбору детей в классы КРО, при необходимом внимании к повышению квалификации учителей, работающих с указанной категорией детей, значительная часть учащихся  может быть подготовлена к успешному обучению в 5 – 9 классах.

      На основной ступени обучения при выявлении профессиональных наклонностей и интересов следует привлекать психологов и социологов, что обеспечит своевременность психологической рекомендации учащимся и их родителям по профориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М.:  АРКТИ., 2004г.
  2. Дети с ЗПР/ Под ред. Т.А.Власовой,  В.И.Лубовского,  Н.А.Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984г.
  3. Концепция коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях г. Москвы. – М.:Центр иноваций и в педагогике, 1997г.
  4. Московский базисный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. -  М.: Центр инноваций в педагогике, 1998г.
  5. Обучение детей С ЗПР: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994г.
  6. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: Дрофа, 1998г.
  7. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. 1997г. - №29.
  8. Шевченко С.Г. Организация и содержание корр. развивающего  обучения в условиях общеобразовательных учреждений. – Тула: Родничок, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"

   В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации э...

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Доклад на семинаре по дефектологии "Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания"

Опыт работы по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Доклад на тему: «Использование игровых, коррекционно – развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ»

.  При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разно уровневого обучения и воспитания, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно...