ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ"
статья

 Кожевникова Елена Владимировна

     В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare_dekabr.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ

ПОДГОТОВИЛА: КОЖЕВНИКОВА Е.В.

2018 ГОД

     В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

      При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Существуют традиционные и инновационные педагогические технологии. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, использую в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаю индивидуальные программы обучения. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у  обучающихся познавательной активности, творческих  способностей , школьной мотивации  в  учебно-  воспитательном  процессе. Все это поможет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

      Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых я применяю  на уроках:

  1. технология разноуровневого обучения
  2. технология проблемного обучения
  3. игровые технологии
  4. информационно-коммуникационные технологии
  5. нравственная технология
  6. здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения  учитывает  индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает  комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивает  их мышление, самостоятельность. В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

 Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контрольно - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

 Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

 Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

 Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения 

        На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока. Например, прежде чем объявить тему урока, учащимися предлагаю проблемную ситуацию. Это могут быть вопросы, загадки.  Тему нашего урока мы определим после анализа какой-либо ситуации, ответов на вопросы, ответов на загадку.

Игровые технологии

         В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса обучающихся. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

Игра на уроке – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

 В качестве части урока  (обыгрывание какой-либо ситуации, устный счет и т.д.).

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

 Также на уроках я применяю дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

 Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является  средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

При подборе игр или заданий для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности детей.

 Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя  уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии на уроках я использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью  почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

На уроках использую заочные путешествия и экскурсии.  Большой интерес также вызывают интерактивные кроссворды. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме. Также дети любят интерактивные книги.

Технология нравственного воспитания

 способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».

 Блок «Культура поведения» – это материал для нравственного воспитания. На уроках применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий,  цель которых - обеспечить обучающемуся  возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

 Сначала устно обсуждаем новый материал, затем идет работа в тетради, также работаем с  таблицами, схемами, использую тематические презентации, т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультминутки, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Заключение

 Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Хочется закончить свое выступление словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Шаги к здоровью» по внедрению в учебно-воспитательный процесс междисциплинарных здоровьесберегающих технологий: технология обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистиче...

Выступление. Методический семинар «Использование аудирования как метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»

Исторический обзор трудов по обучению татарскому языку как неродному, содержащийся в лингводидактических исследованиях, показывает, что работы ученых прошлых веков внесли значительный вклад в становле...

Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие ...

Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие ...

Доклад на семинаре по дефектологии "Коррекционно-развивающие технологии обучения и воспитания"

Опыт работы по применению коррекционно-развивающих технологий в учебно - воспитательном процессе с целью повышения качества знаний обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»

Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвиваю...