Выступление «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»
учебно-методический материал

Власова Елена Федоровна

Выступление на тему: «Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»  характеризует как проходит учебный процесс в рамках сохдания новых мест, какое используется оборудование на занятиях, с какой целью используется то или иное оборудование.Кроме того, в своем выступлении я рассказываю об использовании современных педагогических технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр детского творчества»

                                              Тема выступления:

«Практика эффективного использования оборудования и средств обучения и воспитания в рамках создания новых мест для реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всех направленностей»

                                               Подготовила: Власова Е.Ф, педагог

                                       дополнительного образования

п. Комсомольский, 2021г.

На сегодняшний день педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради  того, чтобы обеспечить одно из главных прав ребенка – право на доступное и качественное образование.

Организация образовательной деятельности с использованием электронного обучения, оборудования по новым местам требует четкого понимания того, какие направления и формы этой работы могут быть эффективно применены для реализации дополнительных, общеобразовательных, общеразвивающих программ.

Поиск новых форм, методов, технологий образовательного пространства должен расширяться. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствовать обеспечению эффективного качества  образования.

В рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на базе МБУ ДО «ЦДТ» осуществляется  реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологический мониторинг» по новым местам.

Экология как предмет очень  важна. Главное, чтобы с младших лет дети понимали, что природа может поменяться под воздействием человека. Современный мир нуждается в защите и такую защиту могут дать знания, которые мы формируем на занятиях.

Программа  позволяет приобщить обучающихся к изучению своей местности, дает возможность сформировать у них более глубокие знания по предметам естественнонаучной направленности и выявлению экологических проблем. Обучающиеся знакомятся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о динамике окружающей среды. В объединении «Экологический мониторинг» проводятся  практические работы с использованием модульных наборов по мониторингу компонентов окружающей среды (водных объектов, почвы, воздуха и т.д).

Практические занятия мобилизируют знания детей в курсах биологии, окружающего мира, экологии и направлены на применение знаний на практике в самостоятельных исследовательских проектах. На занятиях применяются формы работы, направленные на дополнение и углубление эколого-биологических знаний с опорой на практическую деятельность и с учетом экологических особенностей региона. Дети приобретают навыки исследовательской деятельности,  навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, оценочные суждения по результатам этих исследований.

Исследовательская деятельность вызывает у обучающихся чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости,  практической помощи природе родного края. Использование современного оборудования, повышает исследовательский потенциал детей, раскрывая перед ними основные вопросы взаимодействия человека и природы, способствует осознанию результатов хозяйственной деятельности человека.

Об эффективности опытно-исследовательской деятельности  говорят не только положительные результаты диагностики, но и горящие, восхищённые глаза детей при проведении экспериментов.

        Для практических занятий имеется лаборатория для проведения исследований. В нее входят: лабораторные наборы по курсу «Окружающий мир», по биологии, экологии, химии. Для младшего школьного возраста имеется: комплект для исследования состояния окружающей среды «Экознайка», набор для оценки чистоты воздуха методом биоиндикации. Все это позволяет проводить исследования по  мониторингу окружающей среды.

Кроме того, имеется комплект оборудования и реактивов, предназначенных для всех, кто интересуется химией «Юный химик». Данный комплект позволяет провести 145 опытов разной сложности. Работа с набором не требует никаких предварительных знаний по химии.

Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-У/почва предназначена для лабораторных и практических занятий при исследовании экологического состояния почвы. Полевая лаборатория анализа воды позволяет проводить исследования состава, свойств водопроводной воды, качества воды местных водоемов. Кроме того, имеются: оптические микроскопы (слабые, не все можно рассмотреть, особенно в динамике) Имеются: люксметр, шумометр, термощуп, кондуктометр и др.

         Наличие  оборудования, тестовых средств контроля окружающей среды, учебно-методических пособий, интерактивных обучающих средств, компьютер, цифровой микроскоп,  проектор,  позволяет эффективно применять изделия при выполнении экспериментов и опытов. Но, не все оборудование, имеющееся в наличии, соответствует возрасту детей.

В тоже время, обучающихся не согласны с тем, что материалов для занятий достаточно и им не нужно ничего докупать самостоятельно.   Некоторые воспитанники отмечают, что на занятиях им не хватает оборудования для реализации более сложных идей.  Мы сталкиваемся  с нехваткой некоторых средств и веществ  (фильтровальная бумага заканчивается, индикаторная бумага на исходе. Нет соды, уксуса и др веществ.  Эти вещества мы закупаем сами.  

В процессе обучения я применяю  современные экологообразовательные технологии:

1.Непосредственный контакт с природным объектом (чувствование), задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

2.Ориентировка (сбор информации), задача которого состоит в накоплении экологических представлений и овладении способами оперирования ими.

3.Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является обогащение практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения в природе.

В конце четверти и учебного года обучающиеся показывают свои теоретические знания и практические навыки в области экологии  и исследовании окружающей среды.

Кроме того, ребята придерживаются принципа «Мы в ответе за тех, кого приручили». Об этом свидетельствует работа и уход за обитателями живого уголка.

Следует сделать акцент на новых технологиях и формах организации обучения, которые я применяю в своей практике.

1.«Мобильное обучение»- использование в обучении мобильных устройств. Интернет - необходимый и эффективный инструмент в образовании. Позволяет использовать образовательные ресурсы, информационные технологии, различные файлы. Главное, создать условия при работе с информацией и взаимодействие с другими людьми. Мобильное обучение можно рассматривать как условие и средство для достижения целей подготовки детей к жизни в информационном обществе. Устройство используется в любом месте и в любое время. Ребенок поддерживает связь с педагогом и с другими детьми. Также, использование мобильной технологии позволяет вовлекать обучающихся, которые не проявили себя в традиционной форме обучения. Использую данную технологию при прохождении тестов, олимпиады, при выполнении совместной исследовательской работы.

2. «Перевернутое обучение»- современная технология процесса обучения, при котором дети с помощью цифровых средств и интернет - ресурсов самостоятельно просматривают видео-уроки, дополнительную информацию. А на занятии проходит обсуждение просмотренного,  и выдвигаются свои идеи, суждения. Я помогаю применить полученные знания на практике. Т.е, взамен выполнения домашнего задания, дети дома просматривают информацию, изучают теоретический материал, а на занятии, совместно, выполняем практические задания, эксперименты.

3. «Микрообучение»- обучение небольшого объема материала за короткий промежуток времени. Это форма образования, позволяющая разбивать процесс получения знаний на интервальные занятия, в течение которых дети получают информацию, отвечают на вопросы или повторяют материал Ориентация идет на узкие темы. Формат подачи материала: игры, квесты, викторины. Данный подход является эффективным средством обучения, поскольку дети приходят с основной учебы, у них концентрация внимания становится меньше, работоспособность ниже. Поэтому слушая материал небольшими порциями, усвоение материала идет гораздо лучше.

4. « Игра». Данная форма подразделяется на:

-основательную, когда обучающийся полностью погружен в игру;

-поверхностную, когда применяются частично элементы игры в процессе обучения.

Данную форму применяю для того, чтобы процесс обучения стал более интересным. Игра  стимулирует мотивацию к обучению, побуждает применять знания на практике, способствует организованности и умению работать в команде.

5. «Баддинг». Метод, основанный на предоставлении друг другу информации и установлению обратной связи. Баддинг подразумевает поддержку в достижении целей всего коллектива, когда обучающиеся мотивируют друг друга в приобретении новых знаний,  навыков,  изучая материал совместно.

Весь объем изучаемого материала распределяется в равных долях между участниками, что позволяет белее глубоко изучить его и уяснить самое важное.

            Что касается аспектов, характеризующих  удовлетворенность детей занятиями, то практика показывает, что обучающиеся удовлетворены тому, чему я их обучаю, как объясняю материал, и конечно же важно сохранять доброжелательное отношение  к детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности "Флоралия"

Реализация ДООП художественной направленности "Флоралия" (2019-2021 учебные года)...

Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"

В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....

Презентация: "Реализация Дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей ) программы социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Данная презентация демонстрирует результативность работы педагога дополнительного образования по программе социально-педагогической направленности...