Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"
учебно-методический материал

Собка Наталья Алексеевна

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования:

  • Государственная программа РФ «Развитие образования до 2020года»
  • Концепция развития дополнительного образования детей.
  • Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020года.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов не только в образовании, имеется в виду в школах, но и в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_i_novatsii_v_obuchenii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 Традиции и новации в обучении.

 «Далеко не все новое прогрессивно.

Прогрессивно то, что эффективно!»

Будущее не импровизируется, его можно построить

лишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.

Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,

что мы отливаем новые идеи в старых формах,

которые достаточно частично изменить,

чтобы привести их в гармонию с новым содержанием»

Эмиль Дюркгейм (французский  социолог и философ, один из основоположников социологии как самостоятельной науки).

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования:

  • Государственная программа РФ «Развитие образования до 2020года»
  • Концепция развития дополнительного образования детей.
  • Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020года.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов не только в образовании, имеется в виду в школах, но и в учреждениях дополнительного образования.

Но в тоже время мы не должны забывать, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, которые были вынесены из богатого традициями прошлого. Давайте обратимся к словарям, что же означает «Традиция» и «Инновация»

«Традиция» (от лат. tradition – передача) в образовании – это устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения к другому и играют важную роль в воспитании и образовании новых поколений. (Традиции народной педагогики, семейного воспитания, идеи М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я.А.Каменского и др.)

«Инновации» (от лат. – «novatio» -обновление, новинка, изменение, а «innovation» - в направлении изменений) – первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России понятие «инновация» подменялось понятием «нововведение». Сейчас под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании

Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса в образовании. У любого народа в основе построения национальной образовательной системы лежали традиции - они вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный процесс в образовании направлен на изменение компонентов деятельности человека. Русский историк и философ П.Н. Савицкий говорил «медленно, веками усилий, создается традиция. Сияющих вершин самостоятельного, основополагающего творчества народ достигает нелегко. К ним ведет долгий путь постепенного восхождения. Каждый шаг вперед становится возможным только потому, что сделан предыдущий, утративший традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиций. Если поступать так, это означает, что традиции, которые охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах…».

Таким образом, переосмысление прежних взглядов и традиций, ведет к разнообразию и совершенствованию не только системы образования в целом, но и системы дополнительного образования.

По своей сути учреждения дополнительного образования уже являются инновационными, т.к. творческая деятельность предполагает постоянный поиск новых и более совершенных педагогических методик, приемов и технологий воспитания и формирования юного гражданина России. Следовательно, традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, т.к. именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. Поэтому для нашей страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиций и инноваций в образовании.

В условиях перехода Российского образования от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, на первое место выходят необходимость создания открытого вариативного образования, которое даст возможность свободного выбора различных видов деятельности для детей и подростков.

Характеризуя дополнительное образование как свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека; вариативность содержания форм и методов организации образовательного процесса, а также адаптивность к возникающим изменениям, можно смело сказать, что дополнительное образование стимулирует саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию личности через развитие мотивирующегося пространства к познанию и творчеству что в свою очередь приобщает детей и подростков к ценностям и традициям многонациональной культуры России.

Коллектив Мальчевского ДДиЮ  поставил перед собой цель: обеспечение в рамках имеющихся ресурсов стабильного и устойчивого развития учреждения как инновационно - открытой образовательной системы, ориентированной на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально-активной и творческой личности ребенка, способной к личностному и профессиональному самоопределению через участие в работе детского коллектива.

Для решения поставленной цели все педагоги являются непосредственными участниками всех преобразований в нашем учреждении.

К перспективным источникам инноваций дополнительного образования в нашем учреждении можно отнести:

  • социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие повышения эффективности профориентационной работы;
  • командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
  • преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;
  • обновление содержания образования с учетом новых направлений, применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
  • развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
  • анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах  с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования.

     Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование предоставляет     широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов.

Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от уровня организации дополнительного образования в целом и квалификации педагогов.

Педагог дополнительного образования должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с чем, остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность.

Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования реализуется и в образовательных учреждениях и приобретает все большую значимость.  Нужно понимать, что патриотизм — это не только   любовью к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеурочная деятельность, которая проводится в учреждениях, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.

Педагогам и организаторам  необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. В каждом образовательном учреждении должна работать программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом.

Воспитательная работа в Мальчевском ДДиЮ организуется и проводится на единой основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и массовой работой. Приведу, на мой взгляд, особо значимые и яркие примеры.

В Мальчевском ДДиЮ разработана и действует программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я рожден в России», сроки ее реализации: 2019 г – 2022 годы. Основная цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Связь поколений» (Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.)

2. Направление «Растим патриота и гражданина России» (Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.)

3. Направление «Мой край родной» (Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.)

4.Направление «Я и семья» (Цель: Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.)

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Педагогический коллектив Мальчевского ДДиЮ серьезное внимание уделяет формированию гражданского и патриотического воспитания обучающихся, воспитанию патриота своей страны, края. С этой целью только за 2017-2018 и  2018-2019 учебные года были проведены следующие тематические праздники и мероприятия:

Праздник «День героев Отечества», уроки патриотизма, посвященные Дню памяти воинов – интернационалистов, многочисленные беседы о Сталинградской битве, о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады,  акции  «От поколения к поколению», «Посылка солдату», волонтерская операция «Забота», литературно – музыкальная композиция «Солдат молоденький», праздник, посвященный пропаганде службы в Армии среди молодежи, концерты «Есть такая профессия – Родину защищать» и «Спешим поздравить Вас»,  утренник «Родину готовлюсь защищать», вокальные объединения постоянно участвуют в праздниках, посвященных Дню защитника Отечества, в праздниках по инсценировке патриотической песни и смотрах строя и песни.

2020 год — особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война.

Это памятное событие не могло быть не отмечено Указом Президента.

Президент В. В. Путин объявил 2020 год  Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. О чем 8 июля 2019 года Президент России подписал соответствующий Указ.

В речи на пресс-конференции саммита лидер нашей страны сказал, что победа над нацизмом важнейшее мировое событие.

 «Мы считаем, что это важнейшее событие в мире – 75-я годовщина победы над нацизмом, хотя бы потому  что, не забывая события подобного рода, мы должны сделать все, чтобы ничего подобного не повторялось. А если мы предадим это забвению, то угроза возобновления масштабных конфликтов будет все время возрастать….

Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии движения, реформирования и мы вместе с ней. Наши педагоги инициативны, креативны, позитивны, и способны рассмотреть в каждом ребенке творческую личность и используя традиционные методы и инновационные действия.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующий вывод: опираясь на лучшее, которое было создано в отечественном и мировом образовательном пространстве, и внедряя инновационные технологии, дополнительное образование продолжит свое развитие и самосовершенствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему:"Создание в процессе обучения творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся"

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Это возможно только в рзультате педагогической деятельности,создающей условия для творческого развития уча...

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

Выступление к семинару "Традиции и новации в обучении"

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе динамических изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами. Недавно вышедшие ...