Выступление на педагогическом совете по теме "Патриотическое воспитание школьников"
материал на тему

Боровских Светлана Владимировна

Основные выдержки по вопросу патриотического воспитания школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников.

"Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

К.Д.Ушинский. 

     Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг  перед Отечеством.

     Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

     Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

     Патриотическое воспитание -- многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

1) создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;

2) создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

3) утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;

4) формирование у учащихся активной жизненной позиции

5) формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

1) научность;

2) гуманизм;

3) демократизм;

4) приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

5) системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;

6) многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

7) направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

8) тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное -- осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое -- познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе.

Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ в политической системе общества и государства.

Интернациональное -- воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам.  

Профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности.

Психологическое - формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения.

Физкультурно-спортивное - пропаганда здорового образа жизни.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания -- направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь. Большие возможности для этого дают предметы школьной программы.

Работа по формированию мировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связать свой предмет с жизнью, практикой. Преподавание необходимо вести так, чтобы перед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он вовлекается» Рубинштейн С.Л. .

Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно по этому на многих уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научных трудах выдающихся людей России.

Патриотическая тема проходит буквально на уроках во всех классах на разных предметах, от музыки до математики особенно на уроках истории и обществознания.

В нашей школе проводятся мероприятия патриотической направленности.

Без внимания школьников никогда не остается памятник павшим воинам села. Каждый учебный год проходит возложение цветов к памятному месту, весной и осенью учащиеся проводят уборку территории памятника. Проводится митинг  в честь Дня Победы. Наши учителя и ученики ежегодно принимают участие в праздничном концерте в День Победы с приглашением ветеранов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание "Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский.

Слайд 2

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Слайд 3

Опираясь на Концепцию государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений

Слайд 4

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Слайд 5

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.

Слайд 6

Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества становятся основой патриотического воспитания .

Слайд 7

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Слайд 8

Цель патриотического воспитания -- развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Слайд 9

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач : 1) создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе; 2) создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; 3) утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы; 4) формирование у учащихся активной жизненной позиции 5) формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни

Слайд 10

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются 1) научность; 2) гуманизм; 3) демократизм; 4) приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 5) системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников; 6) многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; 7) направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; 8) тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Слайд 11

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества ,

Слайд 12

Духовно-нравственное -- осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма

Слайд 13

Историческое -- познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе.

Слайд 14

Политико-правовое -- формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ в политической системе общества и государства.

Слайд 15

Профессионально-деятельностное -- формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Слайд 16

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания -- направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Слайд 17

Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно по этому на многих уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научных трудах выдающихся людей России. Патриотическая тема проходит буквально на уроках во всех классах на разных предметах, от музыки до математики особенно на уроках истории и обществознания.

Слайд 18

В нашей школе проводятся мероприятия патриотической направленности. Без внимания школьников никогда не остается памятник павшим воинам села. Каждый учебный год проходит возложение цветов к памятному месту, весной и осенью учащиеся проводят уборку территории памятника. Проводится митинг в честь Дня Победы. Наши учителя и ученики ежегодно принимают участие в праздничном концерте в День Победы с приглашением ветеранов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...

Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание школьника"

Презентация для педсовета "Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся через внеурочную деятельность" (6 класс ФГОС, программа "Я гражданин России")...

Выступление на педагогическом совете «Повышение математической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла»

В данной статье речь идёт о способах формирования метапредметных умений и межпредметных связей на уроках математики, истории и обществознания....

Педагогический совет «Духовно –нравственное воспитание школьников- приоритетное направление в деятельности классного руководителя»

Педагогический совет«Духовно –нравственное воспитание школьников-приоритетное направление в деятельности классного руководителя»Учителя истории и обществознанияМОУ  «Покро...

Выступление на Методическом совете "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОПК"

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской шк...

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»...