Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»
методическая разработка

Бельских Алина Владимировна

 

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya_na_pedagogicheskom_sovete_tema.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления на педагогическом совете тема: « Экологическое воспитание дошкольников»

« Что означает термин экология»?

     Само слово «экология» образовано от греческого слова «экос» дом и «логос» наука. То есть экология в широком смысле - наука о доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку « о взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом», а в современном понимание – о взаимоотношение человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников

     Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

   В условиях дошкольного учреждения все составляющие такого комплексного подхода, существуют взаимосвязано. Ведь гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, что он нуждается в нашей заботе. Закрепление такого отношения происходит в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

     Для успешности воспитания бережного отношения к природе, необходимо создавать среду, в которой взрослые могли бы личным примером демонстрировать детям правильное отношение к природе, проявляли активность, учавствуя вместе с детьми в природоохранной деятельности.

На сформированность гуманного отношения к природе и его осознанность указывают следующие несколько критериев.

    Во-первых, это понимание необходимости беречь природу. Оно основано на её практической и нравственно-эстетической значимости для человека.

    Во-вторых, это овладение нормами поведения в природном окружении. А так же соблюдение этих норм в практической деятельности.

   В-третьих, проявление активного отношения к природным объектам. Умение оценивать как свои действия, так и действия других людей по отношению к природе. Выражение действенной заботы о ней.

    Таким образом, так как в основе отношений человека к окружающему миру, к природе лежат осознание ценности жизни во всех её проявлениях, стремление защищать и оберегать природу, то экологическое воспитание подразумевает, прежде всего, воспитание нравственное, предполагает формирование гуманных чувств..

      В процессе формирования гуманного отношения к природе, воспитатель должен ориентироваться на следующее: очень важно сформировать в ребенке понимание того, что человек и природа единое целое. Заботясь о природе – мы заботимся о человеке, о его будущем. И если что-то наносит вред природе, то это же наносит вред и человеку. Поэтому и является безнравственным разрушение общего для нас для всех Дома.

     В. Сухомлинский говорил, что «войти в жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою…» ребенку дошкольного возраста помогают его возрастные особенности, такие как эмоциональная отзывчивость и впечатлительноть, которые заставляют сострадать и сопереживать. Учитывая именно это, мы можем формировать у детей действительно гуманное отношение к природе. Действенное отношение к природе определяют чувства сост способствует овладеванию навыками и умениями заботы и уходу за домашними животными, зимующими птицами, ко радания и сопереживания. Они выражаются в готовности проявлять заботу о нуждающихся в этом, в защите тех, кого обижают, в желании помочь тем, кто попал в беду, в том числе и животным и растениям. Деятельное отношение мнатными растениями и т.д.

    Наряду с этим, умение сопереживать и сочувствовать способствует постепенному формированию эмоционального запрета на действия, которые могут причинить боль и страдание живому.

 Поэтому является очень важной возможность показать ребенку, что по отношению к природе он выступает с более сильной стороны и поэтому должен ей покровительствовать, должен её беречь и заботиться о ней. Так же ребенок должен научиться видить действия других людей, как своих сверстников, так и взрослых, давать им нравственную оценку и, по возможности противодействовать антигуманным и безнравственным поступкам.

    Необходимо всегда помнить, что часто невнимательное, порой и жестокое отношение детей к природе, можно объяснить отсутствием у них нужных знаний. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно происходить в единстве с формированием доступных детям дошкольного возраста экологических знаний.

Система экологических знаний детей дошкольного возраста включает в себя:

 — представление о природных объектах, таких как растения и животные, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их нуждах и потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

 — понимание взаимной связи между всеми живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям их существования;

 — осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в то же время каждый из них имеет свою экологическую пищу, и все они могу существовать одновременно.

 Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в дошкольных учреждениях следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, воспитатель вместе с детьми может озеленить уголок природы, заботиться о его обитателях, разбить цветник и т.д., что, естественно, зависит от возможностей конкретного дошкольного учреждения.). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

 Формирование осознания эстетической ценности природных объектов, их красоты и эстетики, поддерживает и укрепляет деятельное гуманное отношение к природе. Поэтому, одним из условий экологического воспитания является воспитание эстетических чувств.

 Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой ( экскурсии в лес, на реку, прогулки и т.д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки, например, «Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые стоят сады вишневые» и т.д.), учить наблюдать за состоянием растений, поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?») , осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом ( многие дети считают: то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый, а еж не нравится – он колючий) характер.

 Несомненная ценность прогулок и экскурсий состоит в том, что дети не только учатся видеть красоту окружающего мира, но и то, что в это время они приобретают навыки культурного поведения в природной среде. Они знакомятся с типичными для данного региона растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, парк, сад, сквер). Дети учатся беречь природу, начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и животных.

        

Список литературы

1. Бобылева Л.Н. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Бобылева Л.Н. - М.: Дошкольное воспитание, 2008. - С.15.

2. Венгер Л.Н. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Венгер Л.Н. – М.: Дошкольное воспитание, 2009. - С.41.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Виноградова Н.Ф. - М.: Просвещение, 2008. - 103с.

4. Зебзеева В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – с. 69.

5. Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Зерщикова Т Я., Ярошевич Т. Н. – М.: Дошкольное воспитание, 2005. - с. 3-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"

Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

Выступление на педагогическом совете ТЕМА: «Формирование творческой, инициативной личности в образцовой хореографической студии «Надежда»»

Главный в педагогическом прцессе - ребёнок, в творческом - ребёнок, но его рулевой - это мудрый и знающий педагог....

Выступление на педагогическом совете «Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настояще...

Конспект выступления на педагогическом совете "Отчет о внеурочной работе учителей методического объединения гуманитарного цикла"

Тезисный конспект по итогам года "Отчет о внеурочной работе учителей методического объединения гуманитарного цикла."...

Выступление на педагогическом совете, тема: «Рецепт успешного воспитания»

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создава...