Выступление на педагогическом совете "Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства"
материал

Литвинская Анастасия Геннадиевна

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СШ № 2 г. Сычевки

Выступление на педагогическом совете

Литвинской Анастасии Геннадиевны

учителя изобразительного искусства и технологии

Тема: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

(немецкий поэт, философ, историк и драматург)

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Наиболее благоприятной средой для духовно-нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа.  

Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.

Помочь вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало способно и приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал.

В 5-ом классе изучаются разделы, посвященные культуре и искусству нашей страны: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве».  Обучающиеся знакомятся с народным костюмом, устройством крестьянской избы, народными праздничными обрядами.

Темы народных промыслов напрямую связаны с традициями. Особое место в культурных традициях занимают морально-этические нормы, которые основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. На уроках изобразительного искусства обучающиеся знакомятся с такими народными промыслами, как Гжель, Жостово, Хохлома, Городец, Мезенская роспись, Филимоновская, Каргопольская и Дымковская игрушки.

Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.  

Так же в 5 классе дети знакомятся и с искусством разных стран и эпох: Древнего Египта, Китая, Средневековой Европы.

Так коллективно на уроках был создан плакат Бал во дворце.

На уроках в 6 классе изучаются такие темы, как: натюрморт, портрет, пейзаж. Дети знакомятся с работами известных российских и зарубежных художников.

Самый большой раздел курса ИЗО в 6 классе посвящен изображению человека. Уроки «Образ человека – главная тема в искусстве», «Сатирические образы человека», «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века» дают возможность учащимся попытаться проникнуть во внутренний мир изображенного на портрете человека, определить его эмоциональное состояние.

Обучающиеся принимают участие в районных и областных конкурсах.

Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту. Пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина.  

Из года в год не теряют актуальности темы «Моя семья», «День матери», «Спорт и здоровый образ жизни» и другие.

Важным для духовного развития детей является ежегодное участие в конкурсах, организуемых православной церковью в честь Рождества и Пасхи.

Воспитание патриотизма и укрепление гражданского самосознания – это цели конкурсов патриотического рисунка. Ежегодно проходят конкурсы рисунков на тему «Великая Отечественная война». 2020 год объявлен годом Памяти и Славы.

Сухомлинский (педагог-исследователь, автор работ по проблемам практической педагогики) писал: «Через красивое – к человеческому, такова закономерность воспитания».

В рисунках практически на любую тему ребенок отражает свой внутренний мир, перенося на бумагу переживания, мечты и мысли.

Влияние красоты на нежную детскую душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью, словом, весь окружающий мир.

Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Статья «Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства средствами силуэтной графики"

Актуальность данной темы обусловленна необходимостью художественного воспитания школьников через искусство силуэтной графики....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (статья)...

Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства Подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ Берлинская СОШ Павлова Ирина Сергеевна

Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобразительного искусства в школ...