ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
статья на тему

Масалова Евгения Николаевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (статья)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Искусство – это время и пространство,

в котором живет красота человеческого духа»

 В. А. Сухомлинский

Слайд 1-2. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Необычайный современный технический прогресс, освоение людьми земного и космического пространства, развитие новейших информационных технологий убеждают нас в огромных возможностях человеческого интеллекта. По моим наблюдениям ученики все чаще стремятся получить глубокие знания по техническим дисциплинам, информатике, иностранному языку. Эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке духовное начало, чувство красоты и гармонии.

 Слайд 3. Наиболее благоприятной средой для духовно-нравственного развития личности в современном образовательном пространстве является школа.

Задача педагога изобразительного искусства, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов, при этом сохраняя и развивая драгоценный дар живой души.

Слайд 4. Уроки изобразительного искусства в школе - это уроки духовности. Вот несколько задач, которые я ставлю перед собой на своих уроках:

  • воспитание и формирование у детей высоких нравственных чувств и духовных ценностей,
  • развитие умения восхищаться бесконечным многообразием и красотой природы,
  •  видеть прекрасное во всем, даже самом малом.

Сухомлинский писал: «Через красивое – к человеческому, такова закономерность воспитания». Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим истоком красоту. Необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею. Пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина.

  Влияние красоты на нежную детскую душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и создавать своими руками, он вырастет гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью, словом, весь окружающий мир.

Формированию у учащихся правильных представлений об истинной красоте человека способствует рассматривание портретов. Ребята всегда проявляют интерес к этой работе, им интересно, правильно ли они описали и определили характерные черты человека, отраженные художником. Мне кажется, что эта работа влияет на становление личности учащихся, заставляя их задуматься о своем характере, о поступках. Рассматривая лица людей разных эпох и стран, ребята находят в них те черты прекрасного или безобразного, которые хотели в свое время отразить художники. И удивляясь переменам в облике людей, их одежде, самой манере художников писать в разных стилях и разными способами, дети способны увидеть, что отношение людей к таким вечноым, как добро и зло, остается неизменным. Человеческое очарование, радость, нежность, ум, доброта или, наоборот-холодное презрение, горе, злая немощь отражаются в произведениях раннего средневековья, и эпох Возрождения, и наших современников.

 И вполне может случиться, что человек не будет рисовать, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить ее, наслаждаться ею может каждый. Многие могут возразить, что этого недостаточно для восприятия произведений искусства, что надо разбираться в технике живописи, в переливах красок, тонах. Это верно. Но это придет потом, не сразу, с годами, в постепенном общении ребят с изобразительным искусством. В детстве важнее всего чувства, переживаемые юным человеком. И это состояние должно считать стимулом к дальнейшему общению с искусством.

Изучая темы:

Слайд 5. 1. 5 класс «Материнство». Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону  «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» Пикассо – портреты, теме которых, можно дать одно название – мать. Это чистое сердце и чистый взор. Это любовь, сияющая из глубин человеческой души. И это поражает, привлекает внимание, вселяет и в других людей благоговение. Задание: нарисовать маму с собой. Нужно подчеркнуть, что главное не сходство, а чувства.

Слайд 6. 2.  6 класс «Иллюстрации к Библии». Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства.  Необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства. Задание: выполнить иллюстрацию к библейскому сюжет.

Приобщение детей к народному творчеству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребенке гармонично духовно-нравственное начало. Например, все 1-ое полугодие в 5-ом классе посвящено культуре и искусству  нашей страны.

Слайд 7-8. Знакомясь с темой «Праздничные народные гулянья», дети выполняют коллективную работу-проект «Праздничный хоровод». Получают задания  на дом  по группам,  ищут информацию и подготавливают  сообщения об истории и традициях русских праздников. На уроке дети зачитывают сообщения, и во время практического задания выполняют коллективную аппликацию.

Народное декоративно-прикладное искусство национально по содержанию. Оно способно активно воздействовать на духовное развитие личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, помогают увидеть и понять окружающий мир.  

Слайд 9. Осваивая блок тем "Связь времен в народном искусстве", дети знакомятся с  дымковской и филимоновской игрушкамой, матрешкой, хохломой, гжелью. Они попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров орнамента. Произведения народного искусства не только воспитывают художественный вкус детей, но и побуждают в них желание самим заняться творчеством.

Процесс рисования или конструирования сложен. В нем ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую смысл ценность. Искусство для него – творческая, динамическая активность. Осознанное желание ребенка стать мастером имеет важнейшее значение для становления творческой, духовно развитой личности.

Слайд 10. На итоговом занятии «Ты – сам мастер декоративно-прикладного искусства» дети выполняют работы в наиболее понравившейся технике и росписи.

Слайд 11-13. Темы уроков строятся на осмыслении постепенно расширяющейся сферы взаимоотношений ребенка с окружающим миром: «Я и моя семья», «Я и другие», «Я и мир вокруг меня»,  «Я и мой город», «Я и Россия». То есть духовно-нравственное воспитание определяется основными типами отношений ребенка с окружающим миром: его отношениями с близкими людьми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, с самим собой, с природой.

 Слайд 14. Для этого на уроках изобразительного искусства мной используются следующие методики:

      1.Погружение в воображаемую пространственно-временную среду 

  • Слайд 15-16. 6 класс «Художник выражает свое понимание красоты природы».  Детям предлагается  вспомнить и словесно описать места, где они были в реальности, природу, которая поразила своей красотой и необычностью, выполнить зарисовки по памяти или представлению.
  • Слайд 17. 6 класс  «Анималистический жанр» Учащиеся переносятся мысленно в древние века и на практике пытаются передать своим потомкам изображения животных с помощью эскизов и фигур из пластилина.
  • Слайд 18. 7 класс, тема «Великая Отечественная война» – главная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и  чувством утрат. Учащиеся иллюстрируют литературные  произведения о войне.  Также  создают открытки и плакаты, посвященные 9 маю.

      2.Перевоплощение, мысленное превращение в другого человека.

С 5-ого по 7-ой  класс изучается жанр пейзажа. И. Левитан. «Над вечным покоем».И Шишкин. «Полдень». В.Борисов- Мусатов «Куст орешника». И. Грабарь «Февральская лазурь». Ф Васильев «Мокрый луг» - это произведения которые дети должны знать обязательно. Детям предлагается представить себя автором того или иного произведения и рассказать о своих чувствах и настроении при выполнении картины и записать их в тетрадь, затем поделиться с одноклассниками.

Слайд 19. 5 класс. «О чем рассказывает герб» предлагается стать герольдами изучить свою родословную, используя знания выполнить эскиз семейного герба.

   3. Создание атмосферы яркого, эмоционально окрашенного переживания.  

Игра увлекает детей в мир фантазии, усиливает образность и воображение.

  • Слайд 20. 7 класс. Тема «Возвращение блудного сына» говорит о прощении раскаивающегося грешника, рядом – тема любви и веры в добро, главной здесь стала идея родительской доброты и человечности, тема не оставляет равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: игра «Ток-шоу», дети делятся на группы обсуждают, а затем отстаивают позицию каждого из персонажей картины, а это значит, что дети готовы почувствовать боль и радость, готовы сопереживать им и заботиться о них. В  конце урока пишут памятку, о том, как простить и как попросить прощение.
  • Слайд 21. 7 класс. Урок-игра «Мир профессий». Позволяет понять важность каждой профессии и специальности. Приблизить учащихся к правильному осознанному выбору и поиску себя в жизни.

Слайд 22. Сегодня уже никто не спорит о том, что духовно-нравственное воспитание – это глубокий, многолетний, целенаправленный педагогический процесс.

Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу человека, является могучим средством нравственного воспитания, насыщения духовной жизни.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям сегодня очевидна. Заключается она в стремлении человека познать свое предназначение на земле, понять ценность человеческой жизни, установить гармонию с окружающим миром и самим собой.

        МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»                

Ракитянского района Белгородской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Подготовила:

Масалова Евгения  Николаевна,

  учитель изобразительного искусства

                                                                      МОУ «Ракитянская СОШ  №1»                

Ракитное 2015 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Статья «Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства средствами силуэтной графики"

Актуальность данной темы обусловленна необходимостью художественного воспитания школьников через искусство силуэтной графики....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. презентация

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...

Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках изобразительного искусства

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. В своей статье я хотела бы рассмотреть вопрос  духовно – нравственного раз...