Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства Подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ Берлинская СОШ Павлова Ирина Сергеевна
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобразительного искусства в школе.
На протяжении долгого времени и по сей день, высказывались различные мнения об учебном предмете изобразительное искусство и его месте в системе образования. Да, все прекрасно понимают, что изобразительное искусство в школе – это далеко не важная дисциплина, но, наверное, самая важная для общечеловеческой культуры. Она ведет к развитию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного. И мы порой сами этого не замечаем, что все эти качества очень нужны нам каждый день.
Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей, но творческими людьми вырастают только те, кто смог вовремя развить эти способности, а не забросить их. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка, создать атмосферу доброжелательности, свободы, с помощью различных методов и технологий.
В своем педагогическом опыте работы с учащимися я использую множество методик и технологий, и остановиться хочу на самых интересных и актуальных для современных школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства
Подготовила учитель изобразительного искусства
МБОУ Берлинская СОШ
Павлова Ирина Сергеевна
Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобразительного искусства в школе.
На протяжении долгого времени и по сей день, высказывались различные мнения об учебном предмете изобразительное искусство и его месте в системе образования. Да, все прекрасно понимают, что изобразительное искусство в школе – это далеко не важная дисциплина, но, наверное, самая важная для общечеловеческой культуры. Она ведет к развитию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного. И мы порой сами этого не замечаем, что все эти качества очень нужны нам каждый день.
Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей, но творческими людьми вырастают только те, кто смог вовремя развить эти способности, а не забросить их. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка, создать атмосферу доброжелательности, свободы, с помощью различных методов и технологий.
В своем педагогическом опыте работы с учащимися я использую множество методик и технологий, и остановиться хочу на самых интересных и актуальных для современных школьников.
Как я уже сказала, для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное.
Для этого на своих уроках применяю следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Пример: изучая на уроках изо тему «Виды росписи», предлагаю детям придумать свой вид росписи, на основе основных ее видов.
Метод индивидуальной и коллективной деятельности. Дети должны уметь работать как индивидуально, так и в коллективе (уметь советоваться и находить общие идеи для творчества). Одной из наиболее интересных техник коллективной деятельности учащихся, является аппликация.
В основном используются следующие приемы работы в этой технике:
- обрывная аппликация выполняется из элементов, не вырезанных, а вырванных по контуру, что придает более ажурный силуэт неба, леса, цветов),
- коллаж - аппликация из различных материалов: картон, разная по фактуре бумага;
- флористика – аппликация из природных материалов, высушенные листья, цветы, травы.
Пример: Класс делится на 4 группы, каждая группа выбирает определенное время года и выполняет композицию на листе ватмана. При том, что дети работают в коллективе, у них у каждого есть свое индивидуальное задание. Закончив свою индивидуальную работу они объединяют ее в общую.
Метод музыкального восприятия. Метод основывается на метапредметности изобразительного искусства и музыки. Прослушав предложенные композиции, ученики изображают навеянные ими образы на альбомном листе. Также музыка является релаксирующим сопровождением любого урока.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Выставки стараюсь проводить регулярно, на их основе оформляется тематическая фотозона в школьном фойе. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Дети с нетерпением ждут следующего праздника, чтобы подготовить очередную работу на выставку.
Урок – путешествие. Хочется остановится на этой форме обучения, так как на мой взгляд она является самой интересной и оригинальной. Изучая такие темы, как: русский народный быт, русская народная игрушка, русские народные праздники стараюсь погрузится с детьми в атмосферу прошлого с помощью предметов старины, фильмов и видеороликов, посещения школьного, краеведческого и других музеев. Так, к примеру, использую данную форму при изучении темы пейзажей. Мною был организован урок-путешествие в страну Японию, с помощью оформления кабинета японской атрибутикой, национального костюма, японской классической музыки и видеороликов с фрагментами пейзажей Японии. На основе рассказа об этой стране дети составляли пейзаж, урок примечателен тем, что вызвал интерес не только у школьников, но и у взрослых людей, так как творческие работы выполнили не только дети, но и приглашенные гости. В конце урока была организована выставка работ.
Большим успехом пользуются интегрированные уроки – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия и темы. Предмет изобразительное искусство можно легко объединить с другими предметами: литературой, музыкой, технологией. Хочу привести пример одного из таких уроков, проведенный мной и моей коллегой. Урок совмещал изобразительное искусство и технологию и был посвящен светлому доброму празднику - Масленице. Тема урока: «Кукла оберег-Масленица». На данном уроке дети не просто изготавливали куклу, но сначала продумывали ее эскиз, зарисовывали его на листе бумаги, и в конце урока сделали выставку не только кукол-оберегов изготовленных их ткани, но и выставку рисунков с эскизами. Урок вызвал интерес обучающихся своей необычностью и оригинальностью.
Урок - игра. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, она обучает, развивает, воспитывает.
1. Игра «Поможем художнику». Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки, сделал наброски, провел некоторые штрихи и отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Прошу ребят помочь художнику, разобраться в набросках и завершить работу. Продемонстрировать, что в итоге получилось.
2. Игра «Модельеры» Предлагаю детям выбрать любой портрет, которые заранее подготовила. Рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды из бумаги и ткани.
Ни для кого не секрет, что современного школьника обычным уроком рисования удивить очень сложно, поэтому стараюсь как можно чаще использовать на уроках различные нетрадиционные техники рисования. Например: Кляксография. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Точечный рисунок. Рисование при помощи брызг. Рисование по мокрой бумаге. Рисование ватными палочками. Печать из овощей и фруктов. Печать из ниток.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Также на уроках ИЗО учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, уголь, мел, темперные краски, витражные краски. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся.
На мой взгляд, на уроках изобразительного искусства нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Ведь кто-то может интересно мыслить и фантазировать, но у него не совсем хорошо получается это изобразить на листе бумаги. Кто-то наоборот.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке, участие в конкурсах и олимпиадах, а также в научно-практических конференциях, где дети также занимают призовые места.
В заключение хочется еще раз отметить, что предмет изобразительное искусство формирует более цельную личность, развивает у детей творческие способности, мировоззрение, смекалку и логику мышления. И, на мой взгляд, именно творческий человек более активен, самостоятелен и способность создавать нечто новое, оригинальное и важное для общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей
Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. В...

Использование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства
Я надеюсь мой материал поможет педагогам преподающим изобразительное искусство в основной школе, правильно использовать в своей работе технологию проблемного обучения с различными её методами и ...

Обобщение опыта работы учителя изобразительного искусства МБОУ "Киржеманская основная школа"Кемаевой Веры Николевнвы
опыт работы...

«Формирование личностных и метапредметных универсальных действий во внеурочном курсе «Юный жудожник». Из опыта работы Харло Ольги Николаевны, учителя изобразительного искусства МБОУ "СШ № 17 социального развития и успеха" г.Майкопа РА
Введение новых государственных стандартов в образовании способствовало не только открытию широкого дискуссионного поля, но и серьёзному, подчас лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего с...
Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"
Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
«Методы и приемы рисования в технике «граттаж» на уроках изобразительного искусства».
В докладе подробно говорится о технике "граттаж", с чего начинать и как работать в этой интересной технике. Информация для начинающих педагогов....

Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства
Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобра...