Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства
материал по изобразительному искусству (изо)

Карасёва Ирина Юрьевна

       Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобразительного искусства в школе.

       На протяжении долгого времени и по сей день, высказывались различные мнения об учебном предмете изобразительное искусство и его месте в системе образования. Да, все прекрасно понимают, что изобразительное искусство в школе – это далеко не важная дисциплина, но, наверное, самая важная для общечеловеческой культуры. Она ведет к развитию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного. И мы порой сами этого не замечаем, что все эти качества очень нужны нам каждый день.

       Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей, но творческими людьми вырастают только те, кто смог вовремя развить эти способности, а не забросить их. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка, создать атмосферу доброжелательности, свободы, с помощью различных методов и технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства

Всем известно, что с древних времён считалось важным воспитывать личность человека при помощи искусства. А с чего же начинается его изучение? Ответ очевиден: с уроков изобразительного искусства в школе.

На протяжении долгого времени и по сей день, высказывались различные мнения об учебном предмете изобразительное искусство и его месте в системе образования. Да, все прекрасно понимают, что изобразительное искусство в школе – это далеко не важная дисциплина, но, наверное, самая важная для общечеловеческой культуры. Она ведет к развитию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного. И мы порой сами этого не замечаем, что все эти качества очень нужны нам каждый день.

Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей, но творческими людьми вырастают только те, кто смог вовремя развить эти способности, а не забросить их. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка, создать атмосферу доброжелательности, свободы, с помощью различных методов и технологий.

В своем педагогическом опыте работы с учащимися я использую множество методик и технологий, и остановиться хочу на самых интересных и актуальных для современных школьников.

Как я уже сказала, для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное.

Для этого на своих уроках применяю следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.  Пример: изучая на уроках изо тему «Виды росписи», предлагаю детям придумать свой вид росписи, на основе основных ее видов.                                                                                                                        

Метод индивидуальной и коллективной деятельности. Дети должны уметь работать как индивидуально, так и в коллективе (уметь советоваться и находить общие идеи для творчества).  Одной из наиболее интересных техник коллективной деятельности учащихся, является аппликация.

В основном  используются  следующие приемы работы в этой технике:

- обрывная аппликация выполняется из элементов, не вырезанных, а вырванных по контуру, что придает более ажурный силуэт неба, леса, цветов),

- коллаж -  аппликация из различных материалов: картон, разная по фактуре бумага;

- флористика – аппликация из природных материалов, высушенные листья, цветы, травы.

Пример: Класс делится на 4 группы, каждая группа выбирает определенное время года и выполняет композицию на листе ватмана. При том, что дети работают в коллективе, у них у каждого есть свое индивидуальное задание. Закончив свою индивидуальную работу они объединяют ее в общую.

Метод музыкального восприятия. Метод основывается на метапредметности изобразительного искусства и музыки. Прослушав предложенные композиции, ученики изображают навеянные ими образы на альбомном листе. Также музыка является релаксирующим сопровождением любого урока.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Выставки стараюсь проводить регулярно, на их основе оформляется тематическая фотозона в школьном фойе. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Дети с нетерпением ждут следующего праздника, чтобы подготовить очередную работу на выставку.

Урок – путешествие. Хочется остановится на этой форме обучения, так как на мой взгляд она является самой интересной и оригинальной. Изучая такие темы, как: русский народный быт, русская народная игрушка, русские народные праздники стараюсь погрузится с детьми в атмосферу прошлого с помощью предметов старины, фильмов и видеороликов, посещения школьного, краеведческого и других музеев. Так, к примеру, использую данную форму при изучении темы пейзажей. Мною был организован урок-путешествие в страну Японию, с помощью оформления кабинета японской атрибутикой, национального костюма, японской классической музыки и видеороликов с фрагментами пейзажей Японии. На основе рассказа об этой стране дети составляли пейзаж, урок примечателен тем, что вызвал интерес не только у школьников, но и у взрослых людей, так как творческие работы выполнили не только дети, но и приглашенные гости. В конце урока была организована выставка работ. 

Большим успехом пользуются интегрированные уроки – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия и темы. Предмет изобразительное искусство можно легко объединить с другими предметами: литературой, музыкой, технологией. Хочу привести пример одного из таких уроков, проведенный мной и моей коллегой. Урок совмещал изобразительное искусство и технологию и был посвящен светлому доброму празднику - Масленице. Тема урока: «Кукла оберег-Масленица». На данном уроке дети не просто изготавливали куклу, но сначала продумывали ее эскиз, зарисовывали его на листе бумаги, и в конце урока сделали выставку не только кукол-оберегов изготовленных их ткани, но и выставку рисунков с эскизами. Урок вызвал интерес обучающихся своей необычностью и оригинальностью.

Урок - игра. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, она обучает, развивает, воспитывает.

1. Игра «Поможем художнику». Один рассеянный художник решил подготовить картины для выставки, сделал наброски, провел некоторые штрихи и отвлекся и забыл, что хотел нарисовать. Прошу ребят помочь художнику, разобраться в набросках и завершить работу. Продемонстрировать, что в итоге получилось.

2. Игра «Модельеры» Предлагаю детям выбрать любой портрет, которые заранее подготовила. Рассмотреть их, придумать и создать подходящие наряды из бумаги и ткани.

Ни для кого не секрет, что современного школьника обычным уроком рисования удивить очень сложно, поэтому стараюсь как можно чаще использовать на уроках различные нетрадиционные техники рисования. Например: Кляксография. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Точечный рисунок. Рисование при помощи брызг. Рисование по мокрой бумаге. Рисование ватными палочками. Печать из овощей и фруктов. Печать из ниток.

 Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Также на уроках ИЗО учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, уголь, мел, темперные краски, витражные краски. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся.

На мой взгляд, на уроках изобразительного искусства нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Ведь кто-то может интересно мыслить и фантазировать, но у него не совсем хорошо получается это изобразить на листе бумаги. Кто-то наоборот.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке, участие в конкурсах и олимпиадах, а также в научно-практических конференциях, где дети также занимают призовые места.

В заключение хочется еще раз отметить, что предмет изобразительное искусство формирует более цельную личность, развивает у детей творческие способности, мировоззрение, смекалку и логику мышления. И, на мой взгляд, именно творческий человек более активен, самостоятелен и способность создавать нечто новое, оригинальное и важное для общества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование с овременных педагогических методов и приемов на уроках изобразительного искусства» Подготовила : Карасёва Ирина Юрьевна учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ №38»

Слайд 2

Методы обучения на уроках изобразительного искусства

Слайд 3

Метод «открытий » Изучая на уроках изобразительного искусства тему «Виды росписи », дети настолько увлеклись работой, что решили на основе основных видов росписи придумать и создать свою.

Слайд 4

Метод индивидуальной и коллективной деятельности Дети должны уметь работать как индивидуально, так и в коллективе, уметь советоваться и находить общие идеи для творчества.

Слайд 5

Обрывная аппликация

Слайд 6

Коллаж

Слайд 7

Флористика

Слайд 8

Метод диалогичности Суть этого метода строится на дружеской основе общения между учителем и учеником.

Слайд 9

Метод сравнений На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Слайд 10

Метод музыкального восприятия Прослушав предложенные композиции, ученики изображают навеянные ими образы на альбомном листе .

Слайд 11

Уроки-вернисажи Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Слайд 13

Урок – путешествие Стараюсь погрузится с детьми в атмосферу прошлого с помощью предметов старины, фильмов и видеороликов, посещения школьного, краеведческого и других музеев.

Слайд 14

Урок-путешествие в страну восходящего Солнца

Слайд 15

Интегрированные уроки Это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия и темы.

Слайд 16

Урок - игра Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, она обучает, развивает, воспитывает. Игра «Модельер»

Слайд 17

Нетрадиционные техники рисования Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, повышает их интерес к предмету.

Слайд 18

Кляксография

Слайд 19

Рисование пальчиками и ладошками

Слайд 20

Точечный рисунок

Слайд 21

Рисование при помощи брызг

Слайд 22

Рисование по мокрой бумаге

Слайд 23

Рисование ватными палочками

Слайд 24

Печать из овощей и фруктов

Слайд 25

Печать из ниток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей

Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. В...

Использование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства

Я надеюсь мой материал  поможет педагогам преподающим изобразительное искусство в основной школе, правильно использовать в своей работе технологию проблемного обучения с различными её методами и ...

Использование современных технологий , методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС

В этой презентации представленны разнообразные методы и средства , которыми можно воспользоваться при подготовке к уроку по уровням усвоения материала....

Основные педагогические методы и приемы проведения урока по ФГОС

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образо...

Основные педагогические методы и приемы проведения урока по ФГОС

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно их концепции, «важнейшей задачей современной системы образо...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...