«Методы и приемы рисования в технике «граттаж» на уроках изобразительного искусства».
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

В докладе подробно говорится о технике "граттаж", с чего начинать и как работать в этой интересной технике. Информация для начинающих педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                  дополнительного образования

                     «Центр детского творчества»

          муниципального образования «Холмский городской округ»

         

              Методический доклад на тему:

      «Методы и приемы рисования в технике

«граттаж» на уроках изобразительного искусства».

                                  Составитель: Федорова Светлана Николаевна,

                                     педагог отделения

                                     «Изобразительное      искусство»

               

                                       Чехов 2019

Содержание

Введение..................................................................................................................3Немножко из истории создания техники граттаж.....................................................................................................................4Техника граттаж на уроках изобразительного искусства……………………...4

Инструменты и материалы………….....................................................................5

Последовательность работы……………………………………………………...5

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов……………...6

Заключение...............................................................................................................7

Список использованной литературы.....................................................................8

                                                     

                                                   

                                                      Введение

Творчество - постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники изображения решают эту задачу и позволяют избежать шаблонов, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами.

Работа с такими техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

Одной из таких техник графического изображения является граттаж. Эта техника по истине вызывает у детей бурю положительных эмоций, что позволяет достичь главной цели обучения - огромного интереса к творчеству, развитие фантазии и пространственного представления, помогает освоить основы цветоведения.

                                           Немножко из истории

Что такое техника граттаж?  Буквальный перевод этого слова –«царапанье» (от французского глагола gratter – царапать).

Граттаж – это фактически вид гравюры.

Можно сказать, что граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге.

Зарождение техники произошло в средние века во Франции.

Техника применялась для оформления стен храмов и дворцов со времен средневековья.

В современном искусстве граттаж применяется для выполнения панно, оформления интерьеров.

В наш век компьютерной графики эта техника такая же редкая как некоторые виды росписи. Но именно в этой технике создано немало шедевров изобразительного искусства.

           Техника граттаж на уроках изобразительного искусства

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с имитацией техники граттаж. Эта техника занимательная и необычная, учащихся захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне, бумаге. Рисунки в начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный шарик и т.д.

Прежде чем приступить к выполнению гравюры - на картон наносится

слой воска или парафина (можно использовать свечку), а затем тушь или

гуашь.

Тушь наносится широкой кистью, губкой или ватным тампоном.

Самый частый вид гравюры в технике граттаж - белый картон и черная тушь. Но вариантов может быть сколько угодно: картон может быть цветным, радужным, предварительно раскрашенным акварелью разного цвета, тушь или краска тоже может быть любого цвета. Некоторые художники предпочитают обратный вариант: выполнение гравюры на картоне черного цвета, покрытого светлой краской.

Затем начинается создание собственно самой гравюры – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.  Профессиональные художники, работающие в технике граттаж, используют наборы специальных резцов.

                                  Инструменты и материалы:

Для работы вам потребуются материалы:

1. Плотная бумага (картон), акварельная бумага.

2. Тушь и мыло или черная гуашь, акрил.

3. Масляная пастель, восковые мелки или акварель и свеча.

4. Широкая кисть.

5. Инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица).

                                         

                   

                              Последовательность работы

Этап первый:

Лист плотной бумаги закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!), восковыми мелками, воском или свечой. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо натереть обычной восковой свечей.

Этап второй:

Добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь

(примерно одна капля на столовую ложку туши), и этой смесью широкой

кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист. Наберитесь терпения - тушь с трудом пристает к жирной поверхности. Это

процесс длительный. Иногда приходится наносить тушь в несколько приемов - просушить первый слой, а затем нанести следующий. Как вариант можно использовать черную гуашь, но такой вид гравюры менее долговечен, кроме того, гуашь смазывается и пачкает руки.

 Этап третий:

теперь самое интересное - берем острый предмет и процарапываем рисунок по туши, предварительно скопировав изображение с задуманного и выполненного наброска. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Технология изготовления многоцветного граттажа отличается только подготовкой основы. Бумага сначала разрисовывается цветными восковыми мелками, а затем уже покрывается

тушью. В этом случае необходимость в "промазывании" свечой отпадает

- мелки и так имеют восковую основу.

Еще из вариантов многоцветного граттажа – бумага предварительно покрывается акварелью разных цветов и после полного высыхания тщательно натирается свечой.

Создание многоцветного фона возможно двумя путями - произвольным (когда цвета накладываются абстрактно, с переходами, просто по зову

сердца) и тщательно продуманным (когда концепция итогового рисунка обдумывается заранее и в соответствии с ней цвета четко распределяются по основе в нужных местах).

Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечой.

Стол и пол около стола необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной тушью с восковой крошкой. Когда тушь высохнет, острым предметом

процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. В целом изображение получается не слишком четким, слегка таинственным.

Виды техник граттажа с использованием разных инструментов.

Использование резака в виде ножа. Этот инструмент наиболее многогранный

из всех инструментов.

Можно использовать наконечник любого резака типа скальпеля - для

нанесения очень тонких контуров, манипулируя им крайне осторожно,

можно добиваться чрезвычайно тонких эффектов. Слегка поворачивая край

инструмента, создавая более широкие линии.

Затем добиваться создания линий с постепенным утолщением.

На уроках изобразительного искусства простор для фантазии просто огромен: например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой - волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!

Начинающие вполне могут обойтись гвоздиком, вязальной спицей, зубочисткой, палочкой от зонтика для коктейля, пером или другими подручными инструментами.

                                                 Заключение

Техника граттаж привлекает простотой исполнения и оригинальным эффектом. Ее использование позволяет учащимся чувствовать себя раскованнее, смелее, дает полную свободу для самовыражения. Совершенствует умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений. Воспитывает интерес к нетрадиционному рисованию. Поэтому она идеально подходит для занятий в классах изобразительного искусства. Задача педагога - подать ее максимально интересно. Следуя простым инструкциям, учащиеся смогут создать настоящее произведение искусства и поверить в свои способности. Им захочется творить с помощью воскографии снова и снова, выражать в рисунках свои чувства, мысли, переживания, научатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.

                   

                         

                        Список используемой литературы

1.  Сокольникова Н. М. «Энциклопедия прикладного творчества» центр                                                             «Владос» - М:1996 год

2.  Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми   7 -14 лет. Ячменева. В.В. Гуманитарный издательский центр «Владос»

3.  «Изобразительное искусство» 5 класс, поурочные планы В. С. Кузина.

4.  Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ                                               Сфера»,2011г.

Работа ученицы 3 класса Сладковой Дарьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Техника "граттаж" на уроках изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства, проводимые с применением техники "граттаж", вовлекают детей в занимательную игру "проявления" рисунка, удивительную и захватывающую....

разработка приемов формирования и развития УУД на уроке Изобразительного искусства. ФГОС

разработка приемов формирования и развития  УУД   на уроке Изобразительного искусства. ФГОС...

Открытый урок изобразительного искусства "Работа в технике граттаж"

Открытый урок в 5 классе по теме "Работа в технике Граттаж"...

Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства.

Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства и их роли  в развитии творческих способностей у школьников....

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой")

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме "Рисунок радуги" (с использованием нетрадиционной технике рисования "рисунок губкой").Цель урока: Позн...