Статья на тему "Метод беседы как средство развития познавательного интереса на уроках изобразительного искусства "
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Оксана Андреевна Бердникова

Развитие познавательного интереса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 37.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса школьников на уроках изобразительного искусства

Согласно учениям из прошлого, интерес к педагогике представляет очень важный фактор создания учебного процесса. Так, Я. А. Коменский полагал, что интерес -  один из главных способов создания доброжелательной и положительной атмосферы для обучения, а. Руссо, в свою очередь, говоря о прямом интересе учеников к миру вокруг, объектам и явлениям, предложил построить обучение, доступное и интересное ребенку. К. Д. Ушинский видел  главный внутренний механизм превосходного обучения в интересе. Однако, требуя сделать учебу насколько это возможно, интересной, Ушинский посоветовал не превратить обучение в развлечение. Интересная учеба, как он писал, не исключает работу с упорством, а наоборот, развивает его.

Интерес к знанию, который является познавательным интересом, считают главным типом интереса. Его область познавательная деятельность, в ходе которой идет  освоение содержания предметов, и также навыки, посредством каких ученик получает образование. С точки зрения     Г. И. Щукиной познавательный интерес «избранная направленность личности, обращенная к области знания его подчиненной стороне и самому процессу освоения знаний».[1] По заявлениям   психологов, интерес возникает в социальной среде, которая способствует       развитию и обогащает интерес к необходимым действиям, к которым             главный интерес человека пробужден, поэтому среда человека, его жизнь и   хобби - источник познавательного интереса. Познавательный интерес -          разнообразное явление, которое каждым возможным способом влияет на        учебный процесс. Открытая позиция и готовность учиться, жажда знания -    является признаком познавательной деятельности, познавательный интерес  личности человека находится в ее центре. В. А. Машарова пишет, что            познавательный интерес заставляет искать и усваивать новую информацию  по собственному желанию. Главное в познавательном интересе - то, что он   украшает эмоционально мыслительный процесс. Познавательный интерес     всегда связан с притяжением человека к полезным действиям. Все функции  обучения тесно взаимосвязаны с познавательным интересом. Под влиянием  интереса все функции образовательного процесса создают гармоничныйпроцесс  взаимодействий учителя и детей благодаря этому, в то время как      обучение продолжается продуктивно и с полной отдачей.

Истинное значение формирования познавательного интереса для           успеха обучения состоит не только, что интерес способствует построению учебного процесса, более живым и ярким, но главное – в его влиянии на формирование индивидуальности. Совершенствование интереса учеников в контексте проблемы развития индивидуальности рассматривали Л. С. Выготский, Г. И. Щукина. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, преподносили  познавательный интерес как мощный мотив к обучению, как важный фактор успеха освоения знаниями.
В современных условиях проблема интереса, как самый важный стимул к обучению находится в центре внимания  у учителей и психологов-педагогов. В частности в таком предмете как изобразительное искусство эта проблема особенно актуальна, особенно после перехода к ФГОС, осуществление которого предполагает рост мотивационного компонента наряду с другими элементами урока. Как одно из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и деятельности учеников на уроке  изобразительного искусства и других, в наши дни выступают информационно-коммуникационные технологии . Изучение школьных материалов посредством компьютерных технологий, использование Интернета как источник информации, и т.д. делают образовательный процесс живее, ярче и незабываемым.
В большинстве случаев  Интернет используют как дополнительный источник информации, не реализовывая всех его образовательных возможностей. Тем не менее, Интернет на сегодняшний день является актуальным средством для общения и других коммуникаций , привлекая не только потенциальными возможностями, но и самим процессом.
Однако на уроках изобразительного искусства  ИТ должны существовать только как вспомогательный материал для учителя , поднятие уровня познавательной активности зависит непосредственно от него. Так,особое место в развитии познавательного интереса  занимает  мотивационная беседа, один из главных вариантов проведения бесед. В мотивационной беседе на уроке изобразительного искусства учитель дает социальные мотивы для восприятия нового материала, стараясь донести важность творчества и искусства в целом для современных детей.

Таким образом педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса должен состоять в возбуждении и поддержке условия активного интереса к изученным явлениям в учениках, чтобы целеустремленно сформировать познавательный интерес. Беседа  как метод развития познавательного интереса всегда был и остается  одним из лучших методов в педагогике.    
        Есть несколько способов систематизации бесед. Приводятся по назначению   следующие беседы:
-организационные,вводные;
-сообщения нового знания;
-синтезирование или фиксирующие;
-контрольно-исправительные;
Помимо этого выделяют  репродуктивные и эвристические беседы.
Репродуктивная беседа предусматривает воспроизводящую деятельность      учеников  (знакомые способы работы с  уже знакомым материалом).              Репродуктивный разговор обеспечивает деятельность репродуцирования       учеников (знакомые способы работать уже изученным материалом).
Эвристический разговор, в свою очередь, направлен к организации деятельности поиска детей, пошагового обучения в творческом поиске в решении         различных задач.
Эвристическая беседа же сфокусирована на организации поисковой                деятельности детей, поэтапном обучении творческому поиску в решении       различных проблем. С помощью нее педагог посредством специально            подобранных вопросов и рассуждений подводит к определенным выводам.  В эвристической беседе педагог ставит и делит проблему вопросами так,          чтобы каждый вопрос был основой к следующему, а в сумме они вели к         решению проблемы. Так эвристический метод, который часто используется  на уроке изобразительного искусства для изучения жанров искусства на        примере работ художников, предполагает диалог учителя и ученика,               создание творческой атмосферы, и стремление помочь в  решении учебных   проблем совместно, в совершении первых научных открытий. Эвристическая беседа  позволяет включать большую часть класса  в течение ограниченного времени, чтобы рассмотреть и приобрести учебный материал.
Синтезирующие или закрепляющие беседы нужны для систематизирования и обобщения уже полученных знаний школьника. Проверочную (контрольно-коррекционную) беседу применяют  для уточнения , развить или дополнить у воспитанников знания, которые они уже  имеют.
По ходу беседы вопросы могут быть адресованы группе (фронтальная беседа), либо одному ребенку (индивидуальная беседа).
Л.П. Князева указывает следующее определение этической беседы: «Этическая беседа – метод последовательного обсуждения знаний,                 предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и ребенка.»
[2]Беседа           отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои                  отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы».

         Современный урок изобразительного искусства невозможно представить без бесед. Незаменимой беседа была, есть и будет  для таких внутренних тем       предмета, как: изучение художественно-творческих произведений, картин, биографий художников и многое другое.  В 21 веке для современного школьника предоставлено достаточно много           источников по схожей теме в сети Интернет, однако это может составить       трудности в поиске конкретной информации. В данной ситуации помощь      учителя будет как никогда ценна; опытный педагог с помощью беседы          поможет закрыть провалы в знаниях и получить новые. Тем не менее,  так же не стоит полностью отвергать электронные источники; с их помощью можно сделать обучение интересным и насыщенным, будь то презентация, фильм  или же квест – такой подход только повысит мотивацию и уровень                   познавательного интереса.

Таким образом, беседа была и остается важнейшим методом в проведении учебного процесса.
Любой вид беседы – эвристическая беседа, беседа с включением проблемной ситуации, игры, веб-квеста и другие -  способствует становлению интереса к знаниям и к познавательной деятельности. На уроках изобразительного искусства беседа также находит широкое применение. В беседе, проходящей в форме диалога, учащиеся приобретают знания, которые становятся прочными.


[1] Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971, стр. 22

[2] Князева Л. П.  Этическая беседа в детском саду.- Пермь, 1975, стр. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ИКТ как средство развития познавательного интереса на уроках МХК"

Доклад на региональной научно-практической конференции "ИКТ в образовании - 2010"...

Некоторые средства развития познавательного интереса на уроках физики 7-8 классов.

Отчет стажировки по физике содержит подготовка уроков-игр для учащихся 7-8 классов на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся....

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...

Статья. Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности

Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности....

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...