Статья "ИКТ как средство развития познавательного интереса на уроках МХК"
статья по мхк по теме

Колычева Вера Леонидовна

Доклад на региональной научно-практической конференции "ИКТ в образовании - 2010"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.Л. Колычева

ИКТ как средство развития

познавательного интереса на уроках МХК

Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса педагогической мысли. Вопросы развития познавательного интереса освещены в работах Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, Н.Г. Морозовой, С.А. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой и др.

В.А. Крутецкий определяет интерес как «активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданную положительным эмоциональным отношением к ним».

Познавательный интерес, по Г.И. Щукиной, - это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес может быть широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определённую область познания.

 Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Чем выше интерес к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений, навыков.

 В формировании познавательного интереса выделяют несколько этапов:

  1)любопытство как естественная реакция на всё неожиданное, интригующее. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

  2)любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Ученик активен на уроке, задаёт учителю вопросы, участвует в обсуждении, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу. Но материал другой темы может оказаться скучным, и интерес к предмету пропадает.

  3)устойчивый интерес к предмету. Поддерживая любознательность, учитель должен сформировать устойчивый интерес к предмету, при котором в учёбе ученика захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет ему удовольствие.

   

Как показывают исследования, большое влияние на формирование интереса у школьника оказывают формы организации его учебной деятельности. Чёткая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, чёткая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий являются мощным средством развития познавательного интереса.

Исследования С.З.Алборовой, С.А.Богданова, Ю.Н.Егоровой, Е.С.Полат и др. по проблеме проникновения современных информационных средств в образовательный процесс свидетельствуют о том, что ИКТ позволяют повысить познавательный интерес учащихся благодаря новым возможностям подготовки и презентации учебных материалов, новым формам и методам работы.

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) определяются как «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей».

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своего творчества. Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству. Такой интерес формируется целенаправленно в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Выделяются следующие возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

  • психофизиологически ориентированное обучение, при котором ИКТ обеспечивают множественные каналы подачи информации и создают условия, способствующие её восприятию и запоминанию;
  • наглядное представление различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, теоретических понятий;
  • моделирование с помощью ИКТ позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала;
  • возможность повысить степень учёта эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер, тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты, видео;
  • интерактивность;
  • личностно-ориентированное обучение: учащийся может пересоздавать любой текст из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определённую логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мыслей;
  • оптимальный темп обучения, контроль и корректировка хода усвоения учащимися учебного материала;
  • возможность совершать виртуальные путешествия, экскурсии.

При этом важно заметить, что использование ИКТ не является самоцелью. Оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствие логике урока, его теме, поставленной цели;
  • материал урока должен быть проблемным, побуждать к активной познавательной деятельности;
  • соответствие используемых ресурсов возрастным особенностям учащихся, их интересам, потенциальная личностная значимость материала;
  • объективность и надёжность предоставляемой информации;
  • простота использования;
  • эстетичность;
  • сохранение психического и физического здоровья учащихся.

На уроках МХК мы используем разнообразные ИКТ. Каждому из них отводится определенное место и роль в образовательном процессе.

  1. Мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point давно и прочно вошло в школьную практику. На своих уроках мы используем их для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного. Важнейшее преимущество презентаций видим в том, что учитель создаёт учебные ресурсы, ориентированные на конкретных учащихся, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для интерактивного взаимодействия участников урока.  
  2. Интерактивная доска. Интерактивная доска на уроках МХК позволяет демонстрировать мультимедийные презентации в интерактивном режиме, выделяя главное, ранжируя идеи, выдвинутые в процессе обсуждения, для изучения различных текстов.
  3. Программа Excel. Использование данной программы ставит учащихся в позицию исследователей, позволяет осуществлять поиск данных, заносить их в таблицу, графически представлять полученные данные, которые затем сопоставляются, анализируются, на их основе делаются выводы.
  4. Ресурсы Интернет. Для каждого цикла уроков делается обзор Интернет-ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке домашнего задания, а также для самостоятельной работы.
  5. Программа Turning Point. С помощью этой программы мы имеем возможность проводить как анонимные опросы мнений, так и персонифицированный контроль усвоения материала.
  6. Электронные информационно-поддерживающие средства. На уроках наши учащиеся пользуются электронными словарями и энциклопедиями, что приучает их к культуре работы со словом, справочной информацией.
  7. Виртуальные экскурсии. Использование подобного рода пособий позволяет достигнуть эффекта присутствия, дает возможность побродить по лучшим музеям мира, улицам древних городов.

В заключении хочется отметить, что компьютер не заменяет учителя на уроке, а лишь помогает учиться, делая процесс обучения для учащихся увлекательным и ярким. Только в разумном соотношении использования ИКТ и полноценного общения мы видим решение проблемы активизации познавательного интереса на уроках МХК.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алборова С.З. Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся. Автореф.дисс.канд.пед.наук — Владикавказ, 1999.
  2. Богданов С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде.//Материалы международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» - Москва, 2001.
  3. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. —М., 1986.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.—224с.
  5. Полат Е.С.//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 1998.
  6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.,1982
  7. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. —М., 1984.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

ИКТ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

С некоторых пор снижается познавательная активность учащихся самых разных возрастных групп. Как добиться того, чтобы образовательный процесс стал более интересным, творческим, мог приносить радо...

Некоторые средства развития познавательного интереса на уроках физики 7-8 классов.

Отчет стажировки по физике содержит подготовка уроков-игр для учащихся 7-8 классов на основе современных подходов к развитию интеллекта учащихся....

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...

Статья на тему "Игра как средство развития познавательного интереса на уроках английского языка".

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу, а это значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствовани...