Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"
методическая разработка на тему

Симакова Ирина Алексеевна

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся»

                                                           Отрочество - прекрасный период жизни,

                                           когда сознание ещё не загромождено догмами,

                                                         стереотипами и открыто всему новому.

                                                                                             Б. Неменский

         Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.  

          Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

         Перед учителем периодически возникает проблема:

-Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными, интересными?

-Как  раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?

        Всегда существовала проблема  иллюстративной наглядности на уроках  и  естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО  в его деятельности.  

        С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

         Каждый урок изобразительного искусства  по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

 

В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:

-развитие критичности и самостоятельности мышления,

-развитие логического мышления,

-тренировка памяти,

-развитие ассоциативного и образного мышления,

-обучение приемам и методам фантазирования.

В результате были определены формы применения ИКТ на уроках изобразительного искусства:

 1)    использование медиа-ресурсов как источника информации;

 2)    компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

 3)    использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;

 4)    организация проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;

 5)    организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.

 На уроках изобразительного искусства целесообразно использовать::

-Интерактивную доску;

-Программу Power Point;

 -Кинофрагменты учебных фильмов;

-Мультимедийные  учебные  пособия.

         Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.  Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю  - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых нужно использовать  презентации, при изучении нового материала:

- Декор русской избы (5 класс),

- О чем рассказывают гербы и эмблемы (5 класс),

- Изображение предметного мира - натюрморт (6 класс),

- Великие портретисты (6 класс),

- Тематическая картина в русском искусстве XIX века (7 класс),

-  Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (7 класс).

         Презентация несёт в себе большие возможности к раскрытию темы урока, занятие изобразительного искусства становится более интересным, красочным, многогранным. Ученики получают новые знания, занимаются самоподготовкой и поисковой деятельностью, в итоге – прекрасные презентации и творческие проекты.

          Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют обучающимся   осуществлять запоминание более точно. Демонстрация презентации подразумевает сопровождение комментариями учителя или диалогом с учениками. Мы получаем возможность активного общение, мы можем позволить себе возможность отвечать на  вопросы, задавать их и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства, постройки или иного творческого объекта.

         Некоторые дети не любят рисовать ни карандашом, ни красками, но они с большим удовольствием работают в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.

        Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству.      

         Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. Для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  стоит дать рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, например, как:

- Народные праздничные обряды (5 класс),

- Декор и положение человека в обществе (5 класс),

- Великие портретисты (6 класс),

- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (7 класс),

- Крупнейшие музеи мира(7 класс).

        Учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.  

         Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

         Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Источники информации:

1.Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. – www.it-n.ru

3.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru 

4.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 

5.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

6.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint. – Ж-л Вопросы Интернет-образования, 2002