Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"
методическая разработка на тему

Симакова Ирина Алексеевна

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся»

                                                           Отрочество - прекрасный период жизни,

                                           когда сознание ещё не загромождено догмами,

                                                         стереотипами и открыто всему новому.

                                                                                             Б. Неменский

         Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.  

          Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

         Перед учителем периодически возникает проблема:

-Как сделать уроки ИЗО более эмоциональными, интересными?

-Как  раскрепостить детей, высвободить их творческую энергию?

        Всегда существовала проблема  иллюстративной наглядности на уроках  и  естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии именно то, что призвано помочь учителю ИЗО  в его деятельности.  

        С помощью компьютерных технологий повышается интерес, развиваются творческие способности обучающихся, формируется духовно-нравственная, культурно-образованная личность современного школьника. Дети учатся самостоятельно ориентироваться в безграничном информационном поле.

         Каждый урок изобразительного искусства  по программе Б.М. Неменского, по которой я работаю, построен на обширном зрительном ряде, поэтому использование возможностей ИКТ позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир медиа-искусства в мир наиболее полного познания картины мира.

 

В 5 – 7 классах использование ИКТ направленно на:

-развитие критичности и самостоятельности мышления,

-развитие логического мышления,

-тренировка памяти,

-развитие ассоциативного и образного мышления,

-обучение приемам и методам фантазирования.

В результате были определены формы применения ИКТ на уроках изобразительного искусства:

 1)    использование медиа-ресурсов как источника информации;

 2)    компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

 3)    использование медиа-ресурсов как союзника воспитательной работы;

 4)    организация проектной и творческо-поисковой деятельности учащихся;

 5)    организация личностно-ориентированного обучения средствами ИКТ.

 На уроках изобразительного искусства целесообразно использовать::

-Интерактивную доску;

-Программу Power Point;

 -Кинофрагменты учебных фильмов;

-Мультимедийные  учебные  пособия.

         Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.  Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю  - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д. Небольшой перечень уроков, на которых нужно использовать  презентации, при изучении нового материала:

- Декор русской избы (5 класс),

- О чем рассказывают гербы и эмблемы (5 класс),

- Изображение предметного мира - натюрморт (6 класс),

- Великие портретисты (6 класс),

- Тематическая картина в русском искусстве XIX века (7 класс),

-  Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (7 класс).

         Презентация несёт в себе большие возможности к раскрытию темы урока, занятие изобразительного искусства становится более интересным, красочным, многогранным. Ученики получают новые знания, занимаются самоподготовкой и поисковой деятельностью, в итоге – прекрасные презентации и творческие проекты.

          Но необходимо помнить, что живую речь учителя сложно заменить напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют обучающимся   осуществлять запоминание более точно. Демонстрация презентации подразумевает сопровождение комментариями учителя или диалогом с учениками. Мы получаем возможность активного общение, мы можем позволить себе возможность отвечать на  вопросы, задавать их и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства, постройки или иного творческого объекта.

         Некоторые дети не любят рисовать ни карандашом, ни красками, но они с большим удовольствием работают в программе «Paint». Выполняя задания в данной программе, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, а так же получают дополнительные навыки работы на компьютере.

        Работая с учащимися по формированию и развитию их творческих способностей и художественной культуры, привлекаю их для подготовки к урокам сообщений, докладов, рефератов и творческих работ по искусству.      

         Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к самостоятельному поиску необходимой информации,  развивать умения не только найти, но правильно работать с такой информацией. Для того, чтобы работа учащихся была продуктивной и планомерной  стоит дать рекомендации по поиску и обработке информации по таким темам, например, как:

- Народные праздничные обряды (5 класс),

- Декор и положение человека в обществе (5 класс),

- Великие портретисты (6 класс),

- Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (7 класс),

- Крупнейшие музеи мира(7 класс).

        Учащиеся уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. А мне легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных, неординарных детей. Ведь я вижу, каждая работа неповторима, уникальна и ребенок, выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.  

         Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

         Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства. дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Источники информации:

1.Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения. – www.it-n.ru

3.Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. – www.it-n.ru 

4.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru 

5.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

6.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint. – Ж-л Вопросы Интернет-образования, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"

Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование   нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках обществознания

Специфика обществоведческого образования обучающихся основной школы, по нашему мнению, такова, что применение проектной деятельности вполне естественно может вписаться в содержание обучения и через вы...

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории....

Занимательные задачи на уроках информатики как средство развития познавательного интереса обучающихся

Каждый день моей работы учителем информатики - это и новое открытие и новая тема для исследования, и новая проблема. В настоящее время я работаю над проблемой «Использование занимательных задач в кур...

«Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся».

laquo;Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся»....

Мастер-класс для педагогов «Облако слов» на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательного интереса обучающихся»

    Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-...