Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.
статья

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Лунькова А.А.

Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках истории.

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Лучшим способом активизации познавательной деятельности учащихся, а значит и повышения мотивации к обучению, является проектный метод в образовании.

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. 

 Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Так как при использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:

1) Повышение личной уверенности каждого ученика;

2) Развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.

3)Развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимого материала.

4) Повышение интереса к предмету.

Первый этап.  На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок) и конкретной деятельности (все остальные уроки).

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строился по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт.

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта.

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Ожидаемый результат при внедрении метода учебного проекта это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения;

вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их;

умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

В 5-х классах на уроках истории я применяю метод проекта на уроках посвященные теме культура Древних цивилизаций. По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков

Итогом исследовательской и проектной деятельности учащихся в 5 – 11 классах является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на общешкольной научно-практической конференции «Старт в науку», который проходит в конце апреля.

Хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе - это одна из самых позитивных форм работы с учащимися, которая стала неотъемлемой частью содержания образования и является устойчивой формой образовательного процесса.

Литература:

  1. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
  2. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.
  3. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.
  4. Пидкасистый П.Н. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : теоретико-экспериментальное исследование / П. Н. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.