Главные вкладки

    Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников
    статья по физике

    Несмачная Галина Викторовна

    Карта инновационного педагогического опыта работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Опыт работы педагога129.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Карта инновационного педагогического опыта работы

    Проектная деятельность как
    средство развития познавательного
    интереса школьников

    Автор педагогического опыта:

    Несмачная Галина Викторовна,

    Учитель МБОУ СОШ №10 города Каменск-Шахтинский

            

    Содержание:

    1. Формальные параметры …………………………………3                                        
    2. Содержательные параметры……………………………..4
    3. Результативные параметры……………………………..13
    4. Литература………………………………………………………….15
    5.  Приложения………………………………………………………..16                                                                                          

         

    1. Формальные параметры

    Название опыта работы: «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников»

    Автор-разработчик педагогического опыта: Несмачная Галина Викторовна, учитель МБОУ СОШ №10 города Каменск-Шахтинский

    Период формирование педагогического опыта: сентябрь 2015г. – май-2017г.

    Период функционирования педагогического опыта: сентябрь 2015г. – май 2020г.

    География проекта: Город Каменск-Шахтинский Ростовской области МБОУ СОШ № 10

    Целевые группы: В качестве целевой группы нами рассматриваются обучающиеся школы. 

    Участники проекта: обучающиеся школы, психолог.

    1. Содержательные параметры

    1.Актуальность педагогического опыта

          Из письма министерства образования Ростовской области очевидно, что  последние годы наблюдается тенденция к снижению качества обучения физики, о чём свидетельствуют результаты ОГЭ и ЕГЭ, контрольных работ, олимпиад. В информационном письме министерства образования Омской области также указывается на сокращение числа выпускников, желающих получить инженерное образование. Меня, как учителя физики не оставил равнодушным рассматриваемый вопрос и я решила выяснить, что мотивирует моих учеников?

    Выявляя уровень сформированности познавательного интереса и мотивации, я изучила методическую литературу по данной теме, подробно познакомилась с рядом диагностических методик. В своей практике применила следующие из них:

    1. Диагностика мотивации учебной деятельности (Методика М. Лукьяновой).
    2. Методика «Отношение к предметам» (Л. Балабкина)
    3. Наблюдение.

    Проведя и проанализировав результаты диагностики совместно с школьным психологом, пришла к выводу, что у 27% обучающихся было отрицательное отношение к изучению физики; у 40% - нейтральное отношение к учению (познавательный интерес не отсутствует, но и не достигает высокого уровня. Проявлялись эмоциональные реакции на занимательные опыты, интересные истории, факты, но интерес угасал быстро. Обучающиеся не ставили перед собой определённых целей, не возвращались к недоделанным заданиям).   Часто наблюдались отрицательные эмоции: скука, неуверенность, боязнь отрицательной отметки. Задания выполнялись по образцу, наблюдалась пассивность в новых ситуациях.

    Лишь 33 % учеников проявляли интерес к изучению физики: стремились решать задания более сложного уровня, вступали в диалог с учителем при объяснении нового материала, делились рассуждениями, акцентировали внимание класса на каких-либо фактах, явлениях.

    В первую очередь это связано с тем, что школьник, переходя из начальной школы в основную, не мотивирован к изучению физики. Ведь ребёнок, обучаясь в 1-6 классах даже не представляет, насколько увлекательной может быть физика! Сколько интересного он может сделать сам, изучая физику, стоит только захотеть.

    Не смотря на всё вышеперечисленное, нужно повысить интерес обучающихся к предмету. Но, как это сделать?

    Считаю, что во многом решить данную проблему поможет именно творчество. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. [2]

    2.Содержательная форма представления педагогического опыта

    Опираясь на всё вышесказанное, в сентябре 2015 г. мною был разработан проект «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников», целью которого являлось: Создание условий для развития познавательного интереса обучающихся к  физике на уроках и во внеурочной деятельности

    Задачи проекта были следующие:

    1. Исследовать и проанализировать методическую литературу по данному направлению;
    2. Разработать программу внеурочной деятельности и организовать внеурочную деятельность технической направленности;
    3. Разработать систему уроков с использованием обучающего эксперимента на уроках физики.
    4. Апробировать разработанную программу;
    5. Проанализировать полученные результаты.

    Идя к своей цели согласно поставленным задачам и опираясь на ФГОС, мне удалось:

    • разработать программу внеурочной деятельности «Лаборатория Самоделкина»,
    • программу факультатива по физике «Думаем на языке физики»,
    • организовать занятия технической направленности по изготовлению самодельных приборов,
    • внедрить в урок проектная деятельность,
    • разработать систему уроков и дидактических материалов.  

    Внеурочная деятельность представляет собой занятия технической направленности, где обучающиеся:

    • Из подручного материала конструируют простейшие физические приборы, проводят с их помощью различные занимательные опыты.

    Например: изготовив мерный стакан из баночки из-под майонеза, с его помощью измеряют объём жидкости, твёрдых тел; с помощью сливного стакана для демонстрации закона Архимеда,  изготовленного обучающимися, проверили справедливость данного закона. С использованием прибора для проверки справедливости закона Бойля-Мариотта  в 10 классе проводили лабораторную работу. В 8 классе в качестве демонстрации использовали  модель паровой турбины, изготовленную из подручных средств.

    • Проводят эксперименты по изучению физических явлений, процессов с помощью подручного материала.

    Например: проводили опыты с воздушными шарами по различным разделам физики.

    Проводят и объясняют опыты по изучению свойств воды, воздуха, оптических, магнитных и других физических явлений.

    • Изготавливают простейшие модели, объясняя их свойства, принцип работы с точки зрения физики.

    Например: при изготовлении модели космической ракеты были изучены внешние свойства, влияющие на дальность полёта ракеты, а также принцип её работы. Проведя соревнования на дальность полёта изготовленных ракет, проанализировали причины и сделали выводы о том, почему одни ракеты летели дальше, а перемещение других гораздо меньше.

    Прежде, чем начать конструировать самолёт на резиномоторе, изучили и объяснили принцип работы с точки зрения сил упругости.

    Изготавливая перископ из подручных средств, ребятам пришлось найти информацию о том, что нам потребуется, как это будет работать, где и для чего используется данное устройство.

    Кроме того, в школе ежегодно проводится неделя физики, что позволяет прививать интерес к предмету у обучающихся начальных классов. Проводятся такие мероприятия, как:

    • «Экскурсия в царство физики» - экскурсия младших школьников в физическую лабораторию, демонстрация физических приборов и опытов с ними.
    • Презентация старшими школьниками своих исследовательских работ, например, «Физика на воздушных шарах».
    • Экспериментальное шоу – ребята демонстрируют ребятам, не изучающим физику, проводимые ранее опыты, модели, изделия из конструкторов, объясняя сущность представленного, что служит мотивацией к изучению физических явлений для младших школьников

    Поскольку физика – наука, подчиняющаяся китайской народной мудрости: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», на уроках физики:

    • при изучении новой темы использую экспериментальные задания, в ходе которых обучающиеся устанавливают какие-либо зависимости, закономерности. Начала применять эту методику с 2014-2015 учебного года в 7 классе.

    Например, на уроке по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»  обучающимся предстояло экспериментальным путём найти выталкивающую силу, определить зависимость выталкивающей силы от объёма погруженного в жидкость тела, и других параметров.

    Изучая тему «Плавание тел», обучающиеся также с помощью эксперимента определили условия плавания тел и т.д.

    В 8 классе на уроках по темам «Электризация тел», «Проводники и диэлектрики», «Энергия электрического поля» использовались опыты с воздушными шарами. Обучающимся было предложено провести несколько опытов и, используя тексты учебников, объяснить наблюдаемые явления.

    Например, два воздушных шара натереть один шерстяной тканью, второй – шёлковой, пронаблюдать, как взаимодействуют шарики, объяснить причину наблюдаемого явления.  

    • Обучающиеся при чтении текста параграфа в учебнике, предлагают, какими опытами можно подтвердить прочитанный текст, и, если есть возможность, продемонстрировать предложенные опыты, что позволяет достичь метапредметных результатов по формированию ИКТ компетентности, смыслового чтения при работе с текстом.
    • Хорошим подспорьем в реализации моей идеи являются учебники физики: после каждого параграфа размещена рубрика «Домашняя лаборатория» (автор Л.Э. Генденштейн), рубрика «Задание» (автор А.В. Перышкин) включающая в себя несколько доступных для каждого ученика в домашних условиях опытов. Такие задания задаю на дом в качестве дополнительных, на выбор ребёнка. Отмечаю, что задания именно этой рубрики выполняют 100% обучающихся, а значит, это интересно!

    Внеурочная деятельность по физике и урок состоят в тесной взаимосвязи.  Изготовленные на занятии внеурочной деятельности приборы и модели используются на уроках, а экспериментальные задания из рубрики «Домашняя лаборатория», «Задание»,  выполненные дома, семиклассники представляют на кружке для младших школьников, которые физику ещё не изучают. Ученики, активно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по физике, для своих одноклассников показывают и объясняют опыты, проведённые в своей работе, при изучении соответствующих тем.

    Для повторной диагностики  изучения интереса школьников к физике применяла методику Л. Балабкиной.

    По итогам диагностики можно отметить некоторую  динамику (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Кроме того, повышение интереса проявляется в следующем: большее количество учеников явно проявляет интерес к изучению каких-либо новых физических явлений, фактов; почти 100% обучающихся могут самостоятельно изучить физический закон, явление, процесс с помощью эксперимента, сделать правильно выводы, установить взаимосвязи.

    Инновационная направленность педагогического опыта

    Опираясь на социальный заказ: улучшение качества обучения физики, развитие физико-технического направления…, данный опыт можно считать инновационным.

    К тому же, в настоящий момент, востребован выпускник школы, обладающий широким спектром разнообразных умений, креативно мыслящий, умеющий находить нестандартные решения для преодоления противоречий и трудностей, способный к активной реализации личностного потенциала. [4] 

    Обучающиеся вовлечены в творческие занятия, мини- проекты на занятиях внеурочной деятельности, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, задавать новые условия и помогать друг другу.

    Также новизну можно выделить с двух основных позиций:

    • Внесение новых положений в изучение физики: моделирование самодельных приборов, при этом изучение их принципов работы, изучение физических явлений, законов, процессов, которые можно исследовать с помощью изготовленных приборов.
    • Обновление некоторых элементов  преподавания физики: фронтальный опыт, эксперимент заменён обучающим, то есть, обучающиеся по заданным условиям и инструкциям сами проводят эксперимент при изучении физических явлений, законов, выявляют зависимость одной физической величины от другой. Также, сами могут предложить проверить опытным путём какие-либо явления, используя подручные средства.

    Методологическая база педагогического опыта

    Принципы, положенные в основу инновационного педагогического опыта:

    • Гуманизация (ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей. Гуманизация образования направлена на создание таких форм и методов, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ученика, его познавательных интересов, личностных качеств.) [10]
    • природосообразность (используются методы дифференциации и индивидуализации для реализации способностей обучающихся, организация учебного процесса на уроке и внеурочной деятельности происходит таким образом, чтобы обучающиеся с разными способностями получали на каждом этапе урока доступную, посильную и насыщенную работу с учетом привычного для них темпа); [10]
    • деятельностный подход (знания приобретаются только в деятельности, используются активные методы обучения); [10]
    • личностно-ориентированный (обращение к жизненному опыту обучающегося, организация разнообразных видов деятельности для его самовыражения и самоутверждения) [10]

    Педагогическая целесообразность педагогического опыта

    Педагогическая целесообразность педагогического опыта «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников» заключается создании образовательной среды, позволяющей развивать устойчивый познавательный интерес к предмету физики

    Цель: Создание условий для развития познавательного интереса обучающихся к  физике на уроках и во внеурочной деятельности.

    Задачи:

    1.Развивать познавательный интереса к физике.

    2. Способствовать успешной самореализации учащихся во внеурочной, исследовательской, проектной и учебной деятельности.

    3. Развивать навыки самоорганизации в процессе моделирования, исследования, конструирования, изучения физических явлений и законов экспериментальным путём.

    Основное внимание уделяется использованию современных образовательных технологий: парацентрической, ИКТ, методу экспериментов, методу проектов, предполагающих использование следующих методов и способов обучения и воспитания:

    • репродуктивного, направленного на закрепление знаний, умений и навыков;
    • проблемного, исследовательского - путь ребенка к знанию пролагает через собственный творческий, исследовательский поиск,
    • эвристического, направленного на развитие творческого мышления и воображения
    • коммуникативного
    • творческого.

    Психологическая целесообразность педагогического опыта

    Знаю индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, учитываю их в своей деятельности, тем самым создавая благоприятную психологическую обстановку на уроках и внеурочной деятельности, что способствует успешному усвоению материала и сохранению здоровья детей

    Социальная направленность педагогического опыта

    Педагогический опыт «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников» направлен на повышение престижа образования и самообразования обучающихся. Технологии, используемые в ходе проекта, позволяют участникам работать индивидуально, самостоятельно, коллективно, в группах. Кроме формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций, развиваются и творческие способности и возможности всех участников образовательного процесса; предоставляется возможность  профессионального самоопределения школьников.

    Организованный педагогом образовательный процесс не только создаёт условия для развития способностей обучающихся, но и соответствует их базовым потребностям, что, в свою очередь, способствует сохранению их здоровья  

    Данный опыт даёт возможность и педагогу постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием, саморазвитием. Педагог развивает у себя такие способности, как исследовательские (контролирующие): постановка целей, сравнение, выделение общего, различного, главного, обобщение, осознание и доказательство позиции себе и другим; проектировочные; технологические; коммуникативные и рефлексивные.

    Воспроизводимость педагогического опыта

    Педагогический опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

    На основе данного опыта проводятся открытые уроки, мастер классы.

    Данный педагогический опыт может быть воспроизведён на уровне любого образовательного учреждения. Материалы, обеспечивающие работу по данному направлению (рабочие программы, конспекты уроков), размещены на личном сайте: https://multiurok.ru/volchikg/files

    https://www.prodlenka.org/profile/82573/publications

    https://www.sites.google.com/site/volchikg/

    Для желающих воспроизвести данный педагогический опыт необходимы различные подручные материалы, методическая литература по домашнему эксперименту и занимательным опытам, смекалка, а главное, желание и творческий потенциал.

    Ресурсное обеспечение педагогического опыта

    Кадровые ресурсы: учитель физики, химии, технологии любой квалификационной категории, педагог дополнительного образования

    Материально-технические ресурсы

    Реализация данного опыта не требует больших материальных затрат. Для внеурочной деятельности необходимы любые подручные материалы, воздушные шары, емкости для воды, пластиковые трубки, бутылки, некоторые (самые доступные) приборы из лаборатории физики: динамометры, весы рычажные, термометры.

    Для урока: кроме вышеперечисленного необходимы разработанные учителем методические указания к работе, рабочие листы, компьютер.

    1. Результативные параметры

    3.1 Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

    Эффективность педагогического опыта по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников» отражена в результатах деятельности педагога. Показателями сформированности ключевых компетенций у обучающихся являются предметные способности (результаты успеваемости, участие в конкурсах различного уровня), метапредметные способности и показатели личностного развития обучающихся.

    3.2 Распространение педагогического опыта

    Педагогический опыт распространяется на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

    На основе данного опыта проводятся открытые уроки, мастер классы.

    • РМО учителей физико-математического цикла, открытый урок по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда», разработанный в рамках представляемого опыта.
    • Выступила на 4 межмуниципальной практической конференции «Опыт реализации ФГОС в муниципальной системе образования. Проблемы, перспективы, решения».
    • Участница 12 фестиваля инновационно-педагогических проектов в системе образования Седельниковского района в номинации «Инновационный проект» (представила проект)
    • Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2016», где был представлен проект «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса школьников».
    • Победитель в номинации «Учебное занятие» муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2016»: открытый урок по теме «Сила» был проведён, опираясь на данный опыт.
    • РМО «Школа молодого специалиста» - мастер-класс по теме «Проектная и исследовательская деятельность учителя физики».
    • Областные педагогические чтения «Развиваем  традиции, создаём новое» (был представлен проект, продемонстрированы полученные результаты) – лауреат.
    • Всероссийский конкурс на лучшую публикацию в сфере образования 2017г.  – диплом номинанта.

    3.3Стабильность педагогической эффективности педагогического опыта

    На протяжении времени формирования опыта наблюдаются положительная динамика участия обучающихся в конкурсах различного уровня по физике:

    • Рост числа обучающихся, принимающих участие в международной интернет-олимпиаде по физике. До 2015г. среди ребят были «участники», с 2015г. ребята получают Грамоты «за хорошие результаты», Грамоты «за высокие результаты».
    • Ранее ребята, занимающиеся исследовательской деятельностью по физики являлись участниками и призёрами муниципального этапа НОУ «Поиск», в 2016г. – ЛАУРЕАТ как муниципального, так и Межрегионального уровня.
    • Стабильные результаты годовых контрольных работ в классах, где применяю проектная деятельность;
    • Рост степени обученности учеников (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
    • Динамика познавательного интереса обучающихся (данные диагностики) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
    • Рост числа обучающихся, охваченных методами обучения, соответствующих данному педагогическому опыту (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    3.4 Репрезентативность внедрения педагогического опыта

    Опыт внедрения проекта формировался с 2009 по 2019 гг., он также имеет позитивные результаты в деятельности других педагогов: так, материалы используют учителя города Каменск-Шахтинский

    3.5 Публикация педагогического опыта

    Тема опыта подразумевает разнообразные программы, разработки уроков, дидактических материалов. Поэтому материалы публиковались частично:

    https://multiurok.ru/volchikg/files

    https://infourok.ru/user/nesmachnaya-galina-viktorovna

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ М.Г. Ковтунович. – М.: ВЛАДОС, 2007г.
    2. Приложение к газете «Первое сентября» научно-методическая газета для учителей физики и астрономии «ФИЗИКА» №3, 2011г.
    3. Байбородова Л. В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. - 149 с.
    4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011.
    5. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Методическое пособие. – Смоленск, ГАУ ДПОС «СОИРО», 2013.
    6. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
    7. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
    8. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
    9. https://infodiaghilev.files.wordpress.com 
    10. https://professional_education.academic.ru/

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Результаты диагностики

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диплом "Роль проектной деятельности в развитии и формировании коммуникативной компетенции"

    Данная работа показывает, что такое проектная работа, какие виды проектов бывают и представлен пример одного из проектов для 7 класса по теме: "Английский - международный язык"...

    Проектная деятельность - средство развития познавательного интереса учащихся

    P { margin-bottom: 0.08in; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }A:link { } Технология проектного обучения – это развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается...

    Использование проектной деятельности в воспитательном процессе школьников.

    Данная статья содержит полезную информацию для классных руководителей,реализующих современные  приёмы и методы в учебно-воспитательном прцессе....

    «Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

            Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

    Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников

    Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность. ...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    В статье рассматривается метод проектов как средство саморазвития школьников на уроках математики....