ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья на тему

Бижова Татьяна Васильевна

В статье рассматривается метод проектов как средство саморазвития школьников на уроках математики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК:51(07):371

ББК:74.262.21:74.202

Т.В. Бижова,

г. Снежинск

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF SELF-DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN ON LESSONS OF MATHEMATICS

Наше общество настолько стремительно меняется, что мы оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно  другую жизнь, чем вступали мы сами. Наш опыт оказывается неприменим, не нужен следующим поколениям. Возникает логический вопрос: «А делать - то что?» Происходит стремительный рост темпов внедрения технических разработок. Мы сегодня ежедневно вынуждены осваивать новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания. В современных условиях философия образования реализуется с помощью развитых технологий, целью которых является не только донесение знаний до школьников, а  выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого школьника, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности [5,36].

Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно - познавательную деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации. Применительно к уроку математики, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся  созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить [4,42].

Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место. В его основе лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который получается при решении практически и теоретически значимой проблемы.

           Решающее звено этой деятельности - учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации из разных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из скучной работы  в работу результативную, творческую. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой, продуктивную деятельность и рождающий у учащихся чувство уверенности в своих силах.

           Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде, сотрудничать в коллективе, формировать критическое мышление, вырабатывать свой собственный аналитический взгляд на информацию.

При этом школьники должны быть свободны в выборе видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не должен говорить, как и что необходимо делать.

Итак, для чего нужен метод проектов?  

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельно аргументированное решение;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.  

Проект как форма самоорганизации настоятельно требует практики. Это - форма работы с практической ситуацией,  способ перевода ситуации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практически. Но в какой мере проектирование возможно на материале научных курсов в школе? Обсуждая метод проектирования, необходимо видеть все богатство ситуаций и, главное, все богатство потенциальных действий школьника, тех действий,  которые составят  основу школьных проектов. Проектное обучение имеет место на протяжении всего школьного обучения. Но если в основной школе оно решает и  возрастные задачи,  то  в младшей и старшей становится служебным, вспомогательным.  

В своей работе я использую следующую классификацию проектов:

а) по продолжительности  подготовки: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

б) по количеству участников:  индивидуальный, работа в парах, групповой (3-6 человек);

 в) по методу: творческий, исследовательский, информационный (ознакомительный).

В младшей школе (5-6 класс) появляются  короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микро-проекты (до 1 недели), хотя, скорее, это просто творческие задания. Творческие  потому,  что в них ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он волен придумывать, фантазировать, даже не доводить замысел до конца. Как правило, такие задания индивидуальные, хотя,  могут быть и групповыми. Эти микро-проекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, но поддерживают детскую  индивидуальность, жестко  подавляемую традиционным обучением.  Доминантой младшей школы остается овладение способами действий – культурными средствами, которые потом, в основной школе, станут средствами проектирования. В младшей школе я ввожу задания, которые необходимо выполнить не к следующему уроку, а,  например, за неделю, и учу ребенка планировать свою работу именно на такой срок. Замечательно, если к работе подключаются и родители, но полностью рассчитывать на это не приходится.  Значит, нужно давать объемные задания, заранее фиксировать сроки промежуточного финиша, т.е. моменты, когда надо показать сделанное, но, если что-то не готово, остается время наверстать, доделать. Примерами таких заданий могут служить: в 5 классе – «Вычисление площади и объема комнаты», в 6 классе – «Рисуем по координатам». Младшие школьники сочинят сказку, детективную историю, составят кроссворд, оформят реферат.

В старшей школе происходит обратное – проектное обучение становится средством управления своим поведением в учебной работе. Проектная работа дает возможность ученику совершить осознанный и ответственный выбор образовательной траектории в старшей школе. Проектное обучение становится служебным – старшеклассники используют опыт реализации проектов, приобретенный в подростковом возрасте, применяют сформированные способности. Проект основной школы является учебным по своей направленности. Теперь это – выбор профиля, места обучения, учебных курсов. Это уже действия, за которые нужно нести ответственность. И в этом смысле профильная школа – замечательная возможность реализовать то, что появилось в основной школе. Также необходим учет того обстоятельства, что полноценное владение и управление временем еще не сложилось. Поэтому  невозможны полностью самостоятельные ученические проекты. Обязательно, пусть и не гласно, существует учительское управление проектом: вроде бы просто для помощи, а на самом деле для мониторинга состояния дел. И здесь же необходимо предусмотреть возможность коррекции, в том числе и по темпам реализации проекта. Я использую в старшей школе крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные, макро-проекты (до 1 месяца). Проект может быть связан с изучением какой – либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Примерами таких проектов могут служить: в 10 классе – «Задача одна – решения разные», в 7-8 классах – «Быстрый счет», «История развития математики», «Применение формулы Пика для решения геометрических задач», в 9 классе – «Диофантовы уравнения», «Десять способов решения квадратного уравнения». Проекты в старшей школе могут длиться до полугода. Но и здесь необходимо намечать моменты промежуточного финиша – презентация проектной идеи, рабочие консультации, предзащита (генеральная репетиция). Таким образом, проектное обучение является реальным средством формирования у учащихся способности управлять временем [5,160].

В последнее время учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, т.к. они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями  обучения требует от учителя внутренней готовности и самосовершенствования, и серьезной работы по преобразованию самого себя. Поэтому я прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника».

Большую поддержку оказывают Интернет - ресурсы. Найденная информация обрабатывается, осмысливается, выбирается последовательность операций. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику свой метод решения задачи. Результат работы – продукт. Он должен быть «осязаемым». Это может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач и уравнений, сборник задач и т.д. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, расчет погашения банковского кредита.

Презентация результата – преставление готового продукта. Учащиеся объясняют полученный результат, одновременно развивая свою речь. Остальные – с интересом слушают и смотрят работы, задают вопросы. Интересно учащимся  представление своих работ на научно – практических конференциях как школьного, так и городского уровней. Наибольший интерес вызывает тот факт, что работу оценивают независимые эксперты (профессора, ученые).

Оценивать проект можно не одной отметкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею, за точность соответствия общей идее проекта и т.д.). Часто проект может быть оценен в формате «да/нет» (зачет/незачет), а в других случаях может быть выбрана «длинная» шкала, поскольку она удобнее, чем  обычная пятибалльная система.

Что же дает проектная технология на уроках математики? Школьники отвечают: «Лучше усваивается материал», «Уроки становятся интереснее», «Появляется желание идти на урок», «Возможность демонстрировать свои работы», «Развитие навыков создания презентаций».

В заключении проводится рефлексия. Предлагаю учащимся ответить на вопросы: «Появились ли у вас новые знания?», «Что в работе над проектом было наиболее интересным?», «Каковы основные трудности и как вы их преодолевали?».

Учащиеся награждаются дипломами в различных номинациях. Каждому выставляется отметка по математике за данную тему, конечно, «5». Положительные эмоции и успех учеников порождают желание работать дальше.

Библиографический список

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. М.: Педагогика,1995. -336 с.
  2. Васильев, В. Проектно – исследовательские технологии: развитие мотивации [Текст] // Народное образование. 2000. - №9. – с. 177-180.
  3. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в России [Текст] // Наука и школа. 2007. -№4. – с. 13-15.
  4. Щербаков, С.Г., Выткалова Л.А, Кобченко Н.В. «Организация проектной деятельности в школе», изд –во  «Учитель», 2008.
  5. Поливанова, К.Н.,  Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / М.: Просвещении, 2011. -192 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия, имя, отчество автора (соавторов)

Бижова Татьяна Васильевна

Название статьи

Проектная деятельность как средство саморазвития школьников на уроках математики

Количество страниц

8

Место работы (учебы) с указанием  структурного подразделения (номера группы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика

Б.В. Литвинова», г. Снежинск

Должность и организация

Учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика

Б.В. Литвинова», г. Снежинск

Ученая степень, ученое звание

нет

Контактный телефон

89193165226

E - mail

tbizhova@mail.ru

Необходимость сертификата участника Конференции

да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках информатики

Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках  информатикиСовременный мир является информационным миром, объем информации  увеличивается с каждым днем.Современная образоват...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельн...