Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Морозова Ирина Михайловна

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать.
Предлагаю рассмотреть основные этапы организации проектной деятельности обучающихся на примере реализации образовательного проекта "Как люди открывали и изучали Землю", разработанного для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению "летописей" важнейших путешествий. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа - "простая и скучная" и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых мореплавателей и первопроходцев и расскажут другим ребятам о "своих" открытиях! Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей - ученых, путешественников и первооткрывателей! Так и родился образовательный проект "Как люди открывали и изучали Землю".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морозова И. М., методист, учитель географии

ЧОУ «Свято-Георгиевская
православная СОШ»  
г. Ростова-на-Дону

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Согласно ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. И именно проектная деятельность позволяет его всесторонне реализовать.  В то же время через проектную деятельность формируются практически все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, а одним из методов (возможно,  наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Чтобы разобраться в том, какие умения можно сформировать у обучающихся посредством проектной деятельности, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, четко презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации обучающихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и обучающимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака  – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: обучающийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам обучающийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения:

1. Рефлексивные умения - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);

2. Поисковые (исследовательские) умения - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию, запросить ее у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности – умение оценивать действия одноклассников, товарищей по групповой работе, проводить самоанализ.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.

6. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения.

С точки зрения обучающегося учебный проект:

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

В качестве примера рассмотрим сценарий реализации образовательного проекта «Как люди открывали и изучали Землю», разработанный для обучающихся 7 класса. Учебной программой предусмотрено проведение практической работы по составлению «летописей» важнейших путешествий. Однако сами семиклассники заявили, что такая работа – «простая и скучная» и не несет творческого начала, так как обыденно сводится к распечатке готового сообщения из сети интернет. И тут родилась идея: пусть семиклассники представят себя в роли знаменитых мореплавателей и первопроходцев и расскажут другим ребятам о «своих» открытиях! Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей – ученых, путешественников и первооткрывателей! Так и родился образовательный проект «Как люди открывали и изучали Землю».  

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Дидактические цели проекта:

  • Знакомство обучающихся с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох: античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий и научных экспедиций XVII-XIX вв., современности;
  • Знакомство обучающихся с основными этапами накопления географических знаний;
  • Знакомство обучающихся с выдающимися учеными-географами, путешественниками и совершенными ими открытиями.

Формулирование методических задач:

  • Организация деятельности обучающихся  по приобретению навыков работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками);
  • Интеграция знаний, получаемых обучающимися на уроках географии и истории, а также русского языка и литературы, изобразительного искусства и информатики в 7 классе;
  • Усиление мотивации обучающихся в изучении учебной темы посредством личностного восприятия  и путем составление летописей наиболее важных путешествий  в разные исторические эпохи;
  • Использование для оформления результатов проектной деятельности  ИКТ.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Частично-поисковый метод;
  • Исследовательский метод;
  • Проблемный метод;
  • Аналитический метод  - подготовка к защите проекта.

РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Реализация образовательного проекта способствует формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности (работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картой; составление компьютерной презентации по теме проекта), помогает освоению обучающимися опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (составление летописей путешествий от имени самих первооткрывателей), формирует деятельностные компетенции (планирование, осуществление, анализ деятельности по составлению летописи, выделение главных идей и подготовка к защите проекта), развивает социальные компетенции (коммуникация в ходе работы малых рабочих групп) .

Примерные темы исследований обучающихся в малых рабочих группах:

  1. Ученые Древней Греции;
  2. Путешествие Марко Поло;
  3. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина;
  4. Открытие Америки Христофором Колумбом;
  5. Плавание Васко да Гамы;
  6. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана;
  7. Великий английский мореплаватель Джеймс Кук;
  8. Открытие Антарктиды Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном и Михаилом Петровичем Лазаревым;
  9. Покорение Южного полюса Робертом Скоттом.

Предполагаемые результаты:

  1. Составление обучающимися сочинений-летописей важнейших путешествий «от первого лица», т.е. от имени самих участников открытий;
  2. Красочное оформление проектов собственными рисунками участников проекта;
  3. Защита проектов в виде краткого выступления на уроке;
  4. Создание презентации по теме проекта;
  5. Составление опорной таблицы «Развитие знаний о Земле».

Представленный проект позволяет реализовать межпредметные связи, ведь тема «Великие географические открытия» изучается не только на уроках географии, но и в курсе истории. Составление «летописей» путешествий от лица самих первооткрывателей предполагает серьезную литературную работу. Часто ребята иллюстрируют свои проекты собственными рисунками, а при защите проекта используют составленную ими самими компьютерную презентацию. Потому при проведении проекта я всегда предлагаю сотрудничество своим коллегам – учителям-предметникам, а возможность за одну выполненную работу получить оценку сразу и по географии, истории, литературе, изобразительному искусству и информатике – только повышает мотивацию учащихся к выполнению задания.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Этап

Цель

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Определение творческого названия и целей проекта

Постановка целей проектной деятельности обучающихся и определение темы проекта, определение сроков реализации проекта

Обсуждение и формулирование темы и целей проектной деятельности, определение сроков реализации проекта

Обсуждение целей и названия проекта

Мотивация обучающихся на осуществление проекта, постановка целей и определение конечного результата и сроков проектной деятельности

2. Формирование групп для проведения исследования и определение формы представления результатов

Определение состава малых рабочих групп для осуществления проекта, определение тем их проектной деятельности и формы представления результатов

Формирование малых рабочих групп обучающихся (по их желанию), выбор ими темы исследований и формы представления результатов

Объединение обучающихся в малые рабочие группы, выбор темы исследования и формы представления результатов

Представление тем исследований обучающимся, помощь в формировании малых рабочих групп, представление возможных вариантов результата проекта – летопись путешествия, судовой журнал, мемуары и т.п.

3. Обсуждение плана работы обучающихся в группах, определение индивидуальных заданий

Планирование проектной деятельности обучающимися, выделение основных задач и распределение индивидуальных обязанностей по осуществлению проекта

Составление обучающимися плана реализации проекта, выделение основных задач и определение индивидуальных заданий

Составление плана проектной деятельности, определение ключевых задач и основных этапов реализации проекта, распределение индивидуальных заданий, заполнение Листов планирования самостоятельной деятельности обучающихся в группе (Приложение 1)

Помощь в составлении плана реализации проекта, определении ключевых вопросов и задач

4. Самостоятельная работа обучающихся в группах

Написание сочинений-летописей важнейших путешествий «от первого лица», т.е. от имени самих участников открытий

Работа с источниками географической информации – справочниками, энциклопедиями, картами с целью отбора необходимого фактического материала для написания сочинения

Чтение художественной и научно-популярной литературы, работа со справочниками, энциклопедиями и картами, отбор необходимой информации, написание сочинения-летописи «от первого лица», т.е. от имени самого путешественника

Помощь в подборе необходимых источников географической информации

5. Подготовка обучающимися презентации проекта

Презентация результатов проектной деятельности

Оформление сочинений, отбор самой важной информации для представления перед классом (защиты проекта); составление компьютерной презентации (инициативной группой учащихся)

Определение состава выступающих на защите проекта, составление выступлений по защите проекта; создание компьютерной презентации по теме проекта в программе PowerPoint

Помощь в отборе самой важной информации для защиты группами своих проектов; помощь в создании компьютерной презентации

6. Защита выполненных проектов

Презентация результатов проектной деятельности для учащихся класса, знакомство обучающихся с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох

Выступление рабочих групп с презентацией результатов проектной деятельности

Выступление рабочих групп с результатами проектной деятельности, заполнение в тетрадях опорной таблицы «Развитие знаний о Земле»

Организация защиты проектов на уроке, определение основных этапов накопления географических знаний, помощь в составлении опорной таблицы «Развитие знаний о Земле»

7. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Подведение итогов проектной деятельности обучающихся, оценивание результатов

Рефлексия обучающихся по итогам проектной деятельности, оценивание работы каждого ученика

Рефлексия по итогам проектной деятельности, самооценка и оценка работы одноклассников в группе (Приложение 2)

Организация рефлексии обучающихся, оценивание результатов работы каждого ученика

Приложение 1

ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ГРУППЕ № ____

по проекту «Как люди открывали и изучали Землю»

Состав группы: __________________________________________________________________

Тема проекта: __________________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы учебной темы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы работы и виды исследовательской деятельности обучающихся:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности обучающихся

1

Обсуждение плана проекта

Распределение обязанностей в группе:

2

Выбор темы проекта

Выбранная тема:

3

Работа над проектом

4

Защита проекта

5

Оценивание проекта

Источники информации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Группа № ____  Тема: ___________________________________________

№ п/п

Критерии оценивания

Оценка

1

Связь с программой и учебным заданием

2

Содержание проекта

3

Защита проекта

4

Использование мультимедийных средств

5

Работа в группе

6

Графический дизайн

7

Применение полученных знаний и умений на уроке

Итоговое количество баллов

«1» - плохо;        «2» - слабо;       «3» - хорошо;        «4» - отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных пр...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельн...