Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_realizatsii_fgos.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство реализации
ФГОС на логопедических занятиях
Татьяна Дмитриевна Головунина
учитель-логопед I к.к.
Татьяна Викторовна Сирина учитель-логопед в.к.к.
МАУ ДО Центр «Семья и школа»
г. Екатеринбург
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных программ нацелены на проектирование новых содержания образования и подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей с особыми образовательными потребностями. Основной подход в современном образовании – системно-деятельностный, всесторонне реализовать который позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет реализовать все универсальные учебные действия.
Технология проектирования является одной из базовых образовательных технологий, нацеленных на формирование деятельности, позволяющей эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно интегрируя в своей деятельности имеющиеся способности и сформированные навыки. Использование технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Все перечисленные выше качества способствуют успешному обучению детей в школе. Поэтому мы решили применять в своей деятельности данную технологию.
Дети с нарушением речи приходят в школу с недостаточным уровнем сформировонности базовых УУД. Отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Особенности в речевом развитии у обучающихся затрудняют их полноценное участие в проектной деятельности. Учителю на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. На таких занятиях особое внимание уделяется повышению стимулирования самостоятельности учащихся, развитию творческих способностей, осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучению сотрудничеству, формированию устойчивых мотивов деятельности, целенаправленному обучению приемам самоконтроля.
Цель организации проектной деятельности на логопедических занятиях: создание единого коррекционно-развивающего пространства в сотворчестве учителя-логопеда и семьи обучающихся, что способствует успешной коррекции речевых нарушений, психологической реабилитации личности ребенка, развитию его творчества.
На своих занятиях мы реализуем разнообразные проекты. Представляем опыт реализации 3 проектов:
- «Таинственный мир звуков»;
- «Почему так говорят? Фразеологизмы о животных и птицах»
- «Откуда пришли слова»
Творческо-исследовательский проект «Таинственный мир звуков»
Цель проекта: осознание положения органов артикуляции при произношении звуков речи через создание буклета «Таинственный мир звуков».
Задачи:
- знакомство с органами артикуляции;
- определение органов артикуляции, принимающих участие в произношении звука, над постановкой которого ведется работа на занятии;
- выявление особенностей положения органов артикуляции при произношении нужного звука.
- совершенствование артикуляционной моторики.
Участники проекта: учащиеся 1 классов, посещающие индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Тип проекта: творческо-исследовательский, индивидуальный.
Результаты коррекционной работы | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- знают органы артикуляции; - определяют органовы артикуляции, принимающих участие в произношении звука; - выявляют особенности положения органов артикуляции при произношении звука; - знают правильное положение органов артикуляции при произношении звука с опорой на схему и без нее; - умеют правильно произносить звук изолированно. | Познавательные: - владеют знаково-символическим моделированием; - умеют формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - умеют осуществлять визуальный контроль действий; - умеют действовать по заданному плану; - выбирают из предложенных вариантов средства для решения задачи. Коммуникативные: - умеют участвовать в учебном диалоге; - способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от учителя-логопеда; - умеют соблюдать речевой этикет. | - способны определить границы своего умения и неумения; - ответственно относятся к результатам своей деятельности. |
План реализации проекта
Задачи этапа проекта | Способы реализации |
I. Подготовительный этап | |
- знакомить с органами артикуляции; - выполнять комплекс артикуляционных упражнений. | - проведение индивидуальных занятий «Язык-путешественник»; - проведение артикуляционной гимнастики. |
II. Основной этап | |
- определять органов артикуляции, принимающих участие в произношении звука, над постановкой которого ведется работа на занятии; - выявлять особенности положения органов артикуляции при произношении нужного звука. | - анализ артикуляционного уклада звука, над постановкой которого ведется работа на занятии; - знакомство со знаково-символическими моделями, необходимыми для характеристики звука; - создание буклета «Таинственный мир звуков». |
III. Заключительный этап | |
- обобщить полученные знания и умения, полученные в результате реализации проекта; - уметь презентовать артикуляцию звука с опорой на знаково-символическую модель; - уметь правильно произносить звук изолированно. | - проведение индивидуальных занятий «Трудный звук, ты наш друг!»; - презентация обучающимся буклета «Таинственный мир звуков»;. |
Творческо-исследовательский проект «Почему так говорят? Фразеологизмы о животных и птицах»
Цель проекта: обогащение и расширение словарного запаса через создание альбома «Фразеологизмы о животных и птицах».
Задачи:
- знакомство с понятием «фразеологизм»;
- знакомство с фразеологизмами, связанными с образами животных и птиц;
- изучение литературы по теме проекта, развитие исследовательских навыков;
- изучение истории появления фразеологизмов о животных и птицах;
- выявление уровня знаний фразеологизмов о животных и птицах среди сверстников.
Участники проекта: учащиеся 1 класса, посещающие логопедические занятия.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2-3 месяца).
Тип проекта: творческо-исследовательский, подгрупповой (2 человека).
Результаты коррекционной работы | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- знают определение понятия «фразеологизм»; - знают значение фразеологизмов, связанных с образами животных и птиц; - знают историю появления выбранных фразеологизмов; - умеют проводить опрос среди сверстников, анализировать результаты; - умеют систематизировать полученную информацию. | Познавательные: - ориентируются в детском фразеологическом словаре (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание); - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материала (под руководством учителя-логопеда); - группируют, классифицируют фразеологизмы по заданным критериям; - умеют объяснять переносное значение фразеологизмов. Регулятивные: - умеют действовать по заданному плану; - вносят необходимые дополнения и исправления в свою работу (под руководством учителя-логопеда); - выбирают под руководством учителя-логопеда для выполнения определенной задачи различные средства. - Коммуникативные: - выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; - сотрудничать со сверстниками и учителем-логопедом; - способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от сверстников, учителя-логопеда; - умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеют монологической и диалогической формами речи. | - актуализируют сведения из личного жизненного опыта; - ответственно относятся к результатам своей деятельности. |
План реализации проекта
Задачи этапа проекта | Способы реализации |
I. Подготовительный этап | |
- формировать умение работать с фразеологическим словарем. | - проведение консультаций «Знакомство с фразеологизмами», «Формирование умения работать с фразеологическим словарем»; - проведение занятий «В мире фразеологизмов» |
II. Основной этап | |
- формировать умение организации и проведения опроса среди сверстников; - учить искать информацию о происхождении фразеологизмов в разных источниках. | - организация и проведение опроса «Знаю ли я значение фразеологизмов», анализ полученной информации; - проведение консультаций по оформлению альбома «Фразеологизмы о животных и птицах». |
III. Заключительный этап | |
- учить систематизировать знания, полученные в ходе реализации проекта; - формировать умение презентации проекта. | - презентация проекта и альбома «Фразеологизмы о животных и птицах»; - викторина «Фразеологический зоопарк» для сверстников; |
Творческо-исследовательский проект «Откуда пришли слова»
Цель проекта: формирование у детей с ОВЗ интереса к русскому языку через создание книги «Откуда пришли слова».
Задачи:
- формирование осознанности правильного написания словарных слов;
- уточнение и обогащение словаря детей;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи
- формирование умения работать со словарем;
- знакомство с этимологией слова.
Участники проекта: обучающиеся второго класса, посещающие логопедические занятия и учитель-логопед.
Продолжительность проекта: долгосрочный (один учебный год).
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Ожидаемые результаты
Результаты коррекционной работы | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
- умеют работать со словарем, знают этимологию изученных словарных слов; - умеют подбирать однокоренные слова; - владеют навыком словоизменения и словообразования; - умеют подбирать способы проверки правописания слов; - умеют выделять основную мысль в объяснении этимологии словарного слова; - умеют систематизировать полученную информацию. | Познавательные: - умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - умеют извлекать информацию из прочитанных и прослушанных текстов; - применяют методы информационного поиска; - умеют формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - умеют осуществлять визуальный контроль действий; - умеют действовать по заданному плану; - умеют планировать работу, действовать по составленному плану; - способны оценить результаты своей деятельности по дифференцированным критериям. Коммуникативные: - владеют диалогической и монологической формами общения; - умеют участвовать в учебном диалоге; - включаются в парную и групповую работу; - способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от учителя-логопеда и партнеров по деятельности; - умеют соблюдать речевой этикет. | - способны определить границы своего умения и неумения; - умеют сравнивать свои прежние достижения и результаты проделанной работы; - умеют в речи выразить собственные достижения; - ответственно относятся к результатам своей деятельности. |
План реализации проекта
Задачи этапа проекта | Способы реализации |
I. Подготовительный этап (21 сентября – 12 октября) | |
- формировать умение работать со словарем; - формировать умение подбирать однокоренные слова; - совершенствовать навык словоизменения и словообразования. | - проведение групповых занятий «Слова-родственники»; - проведение речевых игр «Найди слово», «Гном и Великан», «Ласковые слова», «Семейка слов», составление и отгадывание кроссвордов со словами-родственниками. |
II. Основной этап (13 октября – 11 апреля) | |
- познакомить с этимологией словарных слов; совершенствовать умение работать со словарем; - закреплять умение находить «ошибкоопасные» места в слове, подбирать способы проверки; - закреплять умение определять ударный гласный в слове; - совершенствовать умение подбирать однокоренные слова; - совершенствовать навык словоизменения и словообразования; - учить пользоваться аудиальной «подсказкой»; - учить выделять основную мысль в объяснении этимологии словарного слова; - учить составлять предложения, рассказ из предложенных словарных слов; - учить выделять из предложения словарные слова и записывать их в заданной форме, находить слова в ряду букв, определять границы слов. | - включение в структуру логопедического занятия этапа по созданию книги «Откуда пришли слова»: оформление страниц книги по разделам («Школа», «Транспорт», «Гардероб», «Растения» и др.); - занятие по обобщению знаний после заполнения каждого раздела книги («Зоркий глаз», «Сыщики», «Парочки словарных слов», «Волшебный диктант»). |
III. Заключительный этап (12 апреля - 20 мая) | |
- обобщить полученные знания и умения, полученные в результате реализации проекта; - совершенствовать умение презентации проекта. | - викторина «Откуда пришли слова»; - итоговое открытое мероприятие; - презентация обучающимися проекта «Откуда пришли слова» для одноклассников. |
Реализация творческо-исследовательского проекта «Откуда пришли слова» на логопедических занятиях позволила создать условия, необходимые для обеспечения активизации познавательной, коммуникативной деятельности обучающихся в свете современных требований ФГОС НОО.
Совершенствование речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья через технологию проектирования дало возможность мотивированно обогащать и активизировать словарный запас обучающихся, развивать познавательные и творческие способности, произвольную регуляцию деятельности, навыки социального поведения и взаимодействия, повышать уровень речевой компетентности и побуждение к активному общению со сверстниками и взрослыми.
Список литературы
1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.
2. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
5. Лужина М.Г. Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ. Журнал «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».
6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
8. Терехова А.П. Проектная деятельность на логопедических занятиях. Журнал «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».
9. Ушакова О. Д. Откуда пришли слова. Этимологический словарик школьника Издательский Дом «Литера», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания
Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую деятельность.Проблема:- отсутствие у детей любознательности, угасание интереса к познанию ново...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.
Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии
Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».
Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка
Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельн...