Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на логопедических занятиях
статья по теме

Еделькина Татьяна Дмитриевна
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных программ нацелены на проектирование новых содержания образования и подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей с особыми образовательными потребностями. Основной подход в современном образовании – системно-деятельностный, всесторонне реализовать который позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет реализовать все универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_realizatsii_fgos.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство реализации

ФГОС на логопедических занятиях

Татьяна Дмитриевна Головунина

учитель-логопед I к.к.

Татьяна Викторовна Сирина учитель-логопед в.к.к.

                                                        МАУ ДО Центр «Семья и школа»

                                                        г. Екатеринбург

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и апробация адаптированных основных образовательных программ нацелены на проектирование новых содержания образования и подходов к его освоению детьми. Значимым становится вопрос использования в коррекционно-педагогической практике современных образовательных технологий с учетом специфики индивидуальных познавательных и социальных способностей детей с особыми образовательными потребностями. Основной подход в современном образовании – системно-деятельностный, всесторонне реализовать который позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет реализовать все универсальные учебные действия.

Технология проектирования является одной из базовых образовательных технологий, нацеленных на формирование деятельности, позволяющей эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах, разнообразно интегрируя в своей деятельности имеющиеся способности и сформированные навыки. Использование технологии проектирования в коррекционно-образовательном процессе помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Все перечисленные выше качества способствуют успешному обучению детей в школе. Поэтому мы решили применять в своей деятельности данную технологию.

Дети с нарушением речи приходят в школу с недостаточным уровнем сформировонности базовых УУД. Отклонения в развитии речи сказываются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера - появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Особенности в речевом развитии у обучающихся затрудняют их полноценное участие в проектной деятельности.  Учителю на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность. На таких занятиях особое внимание уделяется повышению стимулирования самостоятельности учащихся, развитию творческих способностей, осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучению сотрудничеству, формированию устойчивых мотивов деятельности, целенаправленному обучению приемам самоконтроля.

Цель организации проектной деятельности на логопедических занятиях: создание единого коррекционно-развивающего пространства в сотворчестве учителя-логопеда и семьи обучающихся, что способствует успешной коррекции речевых нарушений, психологической реабилитации личности ребенка, развитию его творчества.

На своих занятиях мы реализуем разнообразные проекты. Представляем опыт реализации 3 проектов:

- «Таинственный мир звуков»;

- «Почему так говорят? Фразеологизмы о животных и птицах»

- «Откуда пришли слова»

Творческо-исследовательский проект «Таинственный мир звуков»

Цель проекта: осознание положения органов артикуляции при произношении звуков речи через создание буклета «Таинственный мир звуков».

Задачи:

  • знакомство с органами артикуляции;
  • определение органов артикуляции, принимающих участие в произношении звука, над постановкой которого ведется работа на занятии;
  • выявление особенностей положения органов артикуляции при произношении нужного звука.
  • совершенствование артикуляционной моторики.

Участники проекта: учащиеся 1 классов, посещающие индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).

Тип проекта: творческо-исследовательский, индивидуальный.

Результаты коррекционной работы

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- знают органы артикуляции;

- определяют органовы артикуляции, принимающих участие в произношении звука;

- выявляют особенности положения органов артикуляции при произношении звука;

- знают правильное положение органов артикуляции при произношении звука с опорой на схему и без нее;

- умеют правильно произносить звук изолированно.

Познавательные:

- владеют знаково-символическим моделированием;

- умеют формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.     

Регулятивные:

- умеют осуществлять визуальный контроль действий;

- умеют действовать по заданному плану;

- выбирают из предложенных вариантов средства для решения задачи.

Коммуникативные:

- умеют участвовать в учебном диалоге;

- способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от учителя-логопеда;

- умеют соблюдать речевой этикет.

- способны определить границы своего умения и неумения;

- ответственно относятся к результатам своей деятельности.

План реализации проекта

Задачи этапа проекта

Способы реализации

I. Подготовительный этап

- знакомить с органами артикуляции;

- выполнять комплекс артикуляционных упражнений.

- проведение индивидуальных занятий «Язык-путешественник»;

- проведение артикуляционной гимнастики.

II. Основной этап

- определять органов артикуляции, принимающих участие в произношении звука, над постановкой которого ведется работа на занятии;

- выявлять особенности

положения органов артикуляции при произношении нужного звука.

- анализ артикуляционного уклада звука, над постановкой которого ведется работа на занятии;

- знакомство со знаково-символическими моделями, необходимыми для характеристики звука;

- создание буклета «Таинственный мир звуков».

III. Заключительный этап

- обобщить полученные знания и умения, полученные в результате реализации проекта;

- уметь презентовать артикуляцию звука с опорой на знаково-символическую модель;

- уметь правильно произносить звук изолированно.

- проведение индивидуальных занятий «Трудный звук, ты наш друг!»;

- презентация обучающимся буклета «Таинственный мир звуков»;.

Творческо-исследовательский проект «Почему так говорят? Фразеологизмы о животных и птицах»

Цель проекта: обогащение и расширение словарного запаса через создание альбома «Фразеологизмы о животных и птицах».

Задачи:

  • знакомство с понятием «фразеологизм»;
  • знакомство с фразеологизмами, связанными с образами животных и птиц;
  • изучение литературы по теме проекта, развитие исследовательских навыков;
  • изучение истории появления фразеологизмов о животных и птицах;
  • выявление уровня знаний фразеологизмов о животных и птицах среди сверстников.

Участники проекта: учащиеся 1 класса, посещающие логопедические занятия.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2-3 месяца).

Тип проекта: творческо-исследовательский, подгрупповой (2 человека).

Результаты коррекционной работы

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- знают определение понятия «фразеологизм»;

- знают значение фразеологизмов, связанных с образами животных и птиц;

- знают историю появления выбранных фразеологизмов;

- умеют проводить опрос среди сверстников, анализировать результаты;

- умеют систематизировать полученную информацию.

Познавательные:

- ориентируются в детском фразеологическом словаре (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание);

- осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материала (под руководством учителя-логопеда);

- группируют, классифицируют фразеологизмы по заданным критериям;

- умеют объяснять переносное значение фразеологизмов.

Регулятивные:

- умеют действовать по заданному плану;

- вносят необходимые дополнения и исправления в свою работу (под руководством учителя-логопеда);

- выбирают под руководством учителя-логопеда для выполнения определенной задачи различные средства.

- Коммуникативные:

- выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- сотрудничать со сверстниками и учителем-логопедом;

- способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от сверстников, учителя-логопеда;

- умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеют монологической и диалогической формами речи.

- актуализируют сведения из личного жизненного опыта;

- ответственно относятся к результатам своей деятельности.

План реализации проекта

Задачи этапа проекта

Способы реализации

I. Подготовительный этап

- формировать умение работать с фразеологическим словарем.

- проведение консультаций «Знакомство с фразеологизмами», «Формирование умения работать с фразеологическим словарем»;

- проведение занятий «В мире фразеологизмов»

II. Основной этап

- формировать умение организации и проведения опроса среди сверстников;

- учить искать информацию о происхождении фразеологизмов в разных источниках.

- организация и проведение опроса «Знаю ли я значение фразеологизмов», анализ полученной информации;

- проведение консультаций по оформлению альбома «Фразеологизмы о животных и птицах».

III. Заключительный этап

- учить систематизировать знания, полученные в ходе реализации проекта;

- формировать умение презентации проекта.

- презентация проекта и альбома «Фразеологизмы о животных и птицах»;

- викторина «Фразеологический зоопарк» для сверстников;

Творческо-исследовательский проект «Откуда пришли слова»

Цель проекта: формирование у детей с ОВЗ интереса к русскому языку через создание книги «Откуда пришли слова».

Задачи:

  • формирование осознанности правильного написания словарных слов;
  • уточнение и обогащение словаря детей;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи
  • формирование умения работать со словарем;
  • знакомство с этимологией слова.

Участники проекта: обучающиеся второго класса, посещающие логопедические занятия и учитель-логопед.

Продолжительность проекта: долгосрочный (один учебный год).

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Ожидаемые результаты

Результаты коррекционной работы

Метапредметные результаты

Личностные результаты

- умеют работать со словарем, знают этимологию изученных словарных слов;

- умеют подбирать однокоренные слова;

- владеют навыком словоизменения и  словообразования;

- умеют подбирать способы проверки правописания слов;

- умеют выделять основную мысль в объяснении этимологии словарного слова;

- умеют систематизировать полученную информацию.

Познавательные:

- умеют осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- умеют извлекать информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

- применяют методы информационного поиска;

- умеют формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.     

Регулятивные:

- умеют осуществлять визуальный контроль действий;

- умеют действовать по заданному плану;

- умеют планировать работу, действовать по составленному плану;

- способны оценить результаты своей деятельности по дифференцированным критериям.

Коммуникативные:

- владеют диалогической и монологической формами общения;

- умеют участвовать в учебном диалоге;

- включаются в парную и групповую работу;

- способны с помощью вопросов получать необходимую информацию от учителя-логопеда и партнеров по деятельности;

- умеют соблюдать речевой этикет.

- способны определить границы своего умения и неумения;

- умеют сравнивать свои прежние достижения и результаты проделанной работы;

- умеют в речи выразить собственные достижения;

- ответственно относятся к результатам своей деятельности.

План реализации проекта

Задачи этапа проекта

Способы реализации

I. Подготовительный этап (21 сентября – 12 октября)

- формировать умение работать со словарем;

- формировать умение подбирать однокоренные слова;

- совершенствовать навык словоизменения и  словообразования.

- проведение групповых занятий «Слова-родственники»;

- проведение речевых игр «Найди слово», «Гном и Великан», «Ласковые слова», «Семейка слов», составление и отгадывание кроссвордов со словами-родственниками.

II. Основной этап (13 октября – 11 апреля)

- познакомить с этимологией словарных слов;

совершенствовать умение работать со словарем;

- закреплять умение находить «ошибкоопасные» места в слове, подбирать способы проверки;

- закреплять умение определять ударный гласный в слове;

- совершенствовать умение подбирать однокоренные слова;

- совершенствовать навык словоизменения и словообразования;

- учить пользоваться аудиальной «подсказкой»;

- учить выделять основную мысль в объяснении этимологии  словарного слова;

- учить составлять предложения, рассказ из предложенных словарных слов;

- учить выделять из предложения словарные слова и записывать их в заданной форме, находить  слова в ряду букв, определять границы слов.

- включение в структуру логопедического занятия этапа по созданию книги «Откуда пришли слова»: оформление страниц книги по разделам («Школа», «Транспорт», «Гардероб», «Растения» и др.);

- занятие по обобщению знаний после заполнения каждого раздела книги («Зоркий глаз», «Сыщики», «Парочки словарных слов», «Волшебный диктант»).

III. Заключительный этап (12 апреля - 20 мая)

- обобщить полученные знания и умения, полученные в результате реализации проекта;

- совершенствовать умение презентации проекта.

- викторина «Откуда пришли слова»;

- итоговое открытое мероприятие;

- презентация обучающимися проекта «Откуда пришли слова» для одноклассников.

Реализация творческо-исследовательского проекта «Откуда пришли слова» на логопедических занятиях позволила создать условия, необходимые для обеспечения активизации познавательной, коммуникативной деятельности обучающихся в свете современных требований ФГОС НОО.

Совершенствование речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья через технологию проектирования дало возможность мотивированно обогащать и активизировать словарный запас обучающихся, развивать познавательные и творческие способности, произвольную регуляцию деятельности, навыки социального поведения и взаимодействия, повышать уровень речевой компетентности и побуждение к активному общению со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

1. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011.

2. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю. Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Волгоград, «Учитель». 2010 г.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5. Лужина М.Г. Деятельностный подход к обучению на логопедических занятиях в ДОУ.  Журнал «Логопед» № 2, 2008 г. Москва, «Сфера».

6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

8. Терехова А.П. Проектная деятельность на логопедических занятиях.  Журнал «Логопед» № 3, 2009 г., Москва. «Сфера».

9. Ушакова  О. Д. Откуда пришли слова. Этимологический словарик школьника Издательский Дом «Литера», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках обществознания

Цель: формирование мотивации учения через проектно- исследовательскую  деятельность.Проблема:-  отсутствие у детей     любознательности, угасание интереса к познанию ново...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках логопедии.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего ...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше все...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС ООО: психолого-педагогический проект на тему: «Портфолио класса».

Проектная деятельность представляет собой особую форму учебной работы, которая в некоторых отношениях сущностно отличается от привычной учебной деятельности, направленной на получение и освоение систе...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельн...