Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему
Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках информатики
Современный мир является информационным миром, объем информации увеличивается с каждым днем.
Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД) и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.
Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.
Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы.
Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках информатики
Нестерова Людмила Николаевна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 1»,
г. Братск, Иркутская область
Современный мир является информационным миром, объем информации увеличивается с каждым днем.
Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД) и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.
Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.
Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов.
Метод проектов обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть позволяет формировать учебные личностные действия.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы.
Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.
Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.
Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г. Асмоловым понятию, Универсальные Учебные Действия - это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».
Выполнение проектно-исследовательской работы предусматривает формирование у учащихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель
- определять проблему в деятельности
- выдвигать версии,
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий
Познавательные УУД:
- выбор необходимой информации,
- установление причинно-следственных связей,
- умение вести наблюдение за объектом
- ориентироваться в терминах
- делать отбор источников информации для поиска новых знаний
- использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
- преобразовывать информацию из одной формы представления информации в другую форму
Коммуникативные УУД:
- формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям
Если ставить педагогическую задачу: научить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в повседневной жизни, то использовать метод проектов в курсе школьной информатики необходимо.
Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.
Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода.
Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.
Литература
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (содержит перечень УУД). Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/ Гин, Анатолий. Статья «Семь противоречий нового образования», http://www.trizway.com/art/form/107.html
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-106340-1392555091.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся
Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-211814-1363113952.jpg)
«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.
Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-347632-1389532660.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...