Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках  информатики

Современный мир является информационным миром, объем информации  увеличивается с каждым днем.

Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД)  и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.

Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов. 

Метод  проектов  обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою  жизненную  позицию  в  отношении  мира,  окружающих  людей, самого  себя  и  своего  будущего,  то  есть  позволяет  формировать учебные личностные действия.

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Такой  вид  деятельности  позволяет  включать  в  процесс  работы навыки  исследовательской  деятельности,  которые  способствуют формированию  универсальных  учебных  действий.  Учащиеся  в большей  степени  заинтересованы  в  результате  работы. 

Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как средство формирования УУД на уроках  информатики

Нестерова Людмила Николаевна,

учитель информатики

МБОУ «СОШ № 1»,

г. Братск, Иркутская область

Современный мир является информационным миром, объем информации  увеличивается с каждым днем.

Современная образовательная программа, направленная на формирование у школьников Универсальных Учебных Действий (УУД)  и закрепленная Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС)  предполагает, прежде всего, получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника умению учиться – в этом задача современного учителя.

Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности.

Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

В связи с этим в образовательный процесс внедряется метод, который позволяет вовлечь учащегося в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод проектов.  

Метод  проектов  обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою  жизненную  позицию  в  отношении  мира,  окружающих  людей, самого  себя  и  своего  будущего,  то  есть  позволяет  формировать учебные личностные действия.

Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Такой  вид  деятельности  позволяет  включать  в  процесс  работы навыки  исследовательской  деятельности,  которые  способствуют формированию  универсальных  учебных  действий.  Учащиеся  в большей  степени  заинтересованы  в  результате  работы.  

Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса.

Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.

Один  из  возможных  способов  подготовки  школьников  к решению  новых  задач  —  формирование  универсальных  учебных действий. Согласно,  сформулированному  в  модели  Программы  развития универсальных  учебных  действий  А.Г. Асмоловым  понятию, Универсальные  Учебные  Действия  -  это  «обобщенные  действия, порождающие  широкую  ориентацию  учащихся  в  различных предметных  областях  познания  и  мотивацию  к  обучению».

Выполнение  проектно-исследовательской  работы предусматривает  формирование  у  учащихся  ряда  универсальных учебных действий.  

Регулятивные УУД:  

  • определять цель
  • определять проблему в деятельности
  • выдвигать версии,
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
  • принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем результат своих действий

Познавательные УУД:

  • выбор необходимой информации,
  • установление причинно-следственных связей,
  • умение вести наблюдение за объектом
  • ориентироваться  в  терминах
  •  делать  отбор  источников  информации  для поиска  новых  знаний
  • использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач
  •  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
  • преобразовывать  информацию  из  одной  формы представления информации  в  другую форму

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Личностные УУД:

  • формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
  • уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям

Если ставить педагогическую задачу: научить ребенка пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии в повседневной жизни, то использовать метод проектов в курсе школьной информатики необходимо.

Результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению информатики; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках информатики позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса. В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество.

   Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, которые встречаются в повседневной жизни.

Можно сказать, что информатика, а точнее информационные технологии, находятся в наиболее выигрышной позиции при использовании проектного метода.

Проектная деятельность дает возможность раскрыться каждому ребенку.

Литература

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.– М.: АРКТИ, 2004.–80 с.
  2. Примерная  основная  образовательная  программа  начального общего  образования  (содержит  перечень  УУД).  Сайт Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/  
  3. Хуторской  А.В.  Технология  проектирования  ключевых  и предметных  компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/ Гин, Анатолий. Статья «Семь противоречий нового образования»,    http://www.trizway.com/art/form/107.html
  4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся

Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника

Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...