Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
статья по теме

Проектная деятельность как средство формирования

общеучебных компетентностей младшего школьника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования

общеучебных компетентностей младшего школьника

В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре образовательного стандарта на основании проекта базисного учебного плана, в части внеурочной деятельности учащимся предлагается как одно из направлений – проектная исследовательская деятельность.

Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Цель работы над проектами  в начальной школе:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе  развития.

Задачи:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве

  1. умение вести диалог, координировать свои действия с партнерами по совместной деятельности;
  2. развитие способности доброжелательного чуткого отношения к людям, сопереживания;
  3. формирование социально адекватных способов поведения;

3.Формирование способности к организации и управлению деятельностью

  1. воспитание целеустремленности и настойчивости;
  2. формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
  3. формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  4. формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.

4.Формирование умения решать творческие задачи;

5.Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

6.Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работа над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

     

  Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Проекты отличаются друг от друга:

  1. результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т.д.);

  1. числом детей:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены

                 в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

- коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

  1. продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
  2. числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
  3. набором и иерархией ролей;
  4. соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
  5. необходимостью привлечения взрослых.

               Проектная деятельность младших школьников, будучи основной                   структурной единицей процесса обучения, способствует:    

  1. обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
  2. развитию творческих способностей и активности учащихся;
  3. адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
  4. формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

 Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, ее интерпретации, представления своих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образ...

Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников

Данная работа представляет собой информацию о том, что такое проект, проектная деятельность и описывает наш опыт применения проектной деятельности в воспитании личности учащегося....

Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника

Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...

"ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Театрализованная деятельность помогает активизировать многие психические функции человека: мышление, внимание, память, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной ...