Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников
статья по географии на тему

Немчинова Жанна Евгеньевна

 

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования

           Основным направлениям развития образования сегодня соответствует продуктивное обучение, через проектную деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. В данном материале обобщён опыт работы по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64»

Учитель географии Немчинова Жанна Евгеньевна

Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного поселка или города, вы тем самым  становитесь Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.

А.С. Прутченков.

Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который самостоятельно мыслит, ставить перед собой социально-значимые задачи, проектирует  пути их решения, прогнозирует результаты и достигает  их. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образования

           Основным направлениям развития образования сегодня соответствует продуктивное обучение, через проектную деятельность, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Хотелось бы напомнить, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.       

Изучая  литературу по данной теме, я  встретила ещё одно,  на мой взгляд,  очень простое и ёмкое определение:

Проект - это "шесть П"

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего

творческого потенциала.

 А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Проектная деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы.

Вот уже на протяжении 6 лет я  использую проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время. За это время сложилась некая система работы в проекте.

Ученики впервые знакомятся с данным методом  ещё в начальной школе.  В среднем звене мы опираемся на уже приобретенный опыт проектирования,   с возрастом  увеличивая степень сложности проекта.

Проектную деятельность в среднем звене мы начинаем с информационных проектов.

Так учащимися 6 классов был разработан проект «Покормите птиц зимой», который был представлен на Конкурс экологических проектов «Птицы в городе».  Продуктом данного проекта стали разной конструкции «домики» для птиц.

Не менее интересным оказался исследовательский  проект  «Улицы  расскажут вам». Происхождение ойконимов микрорайона школы. Продукт данного проекта – словарь ойкконимов миккрорайона

В  старших классах темы исследований  усложняются  и требуют более многогранной работы, с установлением межпредметных связей. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической, социальной направленности.

Как правило, данные проекты являются долгосрочными, в их реализацию включаются практически все учащиеся школы с обязательным выходом в социум. Так в практику моей педагогической деятельности вошли  «Социальные проекты».

Под социальными  проектами подразумевается  программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме.

( доктор пед наук А.С. Прутченков){ 1}

Алгоритм социального проектирования схож с алгоритмом  организации  любой проектной         деятельности и включает в себя:

Постановка проблемы - самый важный этап проектирования.

На данном этапе главное  не путать понятие «социальная проблема» и ее видимые последствия. Например, увидев неубранный мусор в населенном пункте, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь следствие. В самом деле, проблема может состоять в следующем:

а) отсутствие экологической культуры чиновников, отвечающих за этот участок работы;

б) отсутствие программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования;

в) низкий уровень общей культуры населения данного населенного пункта и т.д.

Проблема по масштабам не должна выходить за рамки микрорайона,  даже если она  касается всего города и даже страны (чем глобальнее проблема, тем меньше шансов на её решение).

Сбор и обработка информации

Разработка проекта

Презентация  и, как правило, проектная деятельность на этом завершается, особенно если она организована в урочное время.

Социальные проекты  подразумевают и реализацию проекта,  и как итог

Реальный объект

В школе были реализованы следующие социальные проекты:

Собака - друг человека, однако……(проблема выгула собак на примере микрорайона школы). Проект затрагивает проблемы выгула собак в  микрорайоне школы. Основной задачей проекта было привлечь внимание общественности к данной проблеме. Проект прошёл экспертизу и находится на стадии реализации. В рамках реализации учащимися были проведены акции «Пакет», «Чистый двор».

Экологический проект «Наш маленький, большой мир»   (программа сотрудничества школы и детского сада по формированию основ экологического мировоззрения).

Основная идея проекта - это сотрудничество  школьного и дошкольного образовательных учреждений,  которое  позволит  привить детям линию экологически правильного поведения в повседневной жизни, что и является конечной целью. Совместная реализация проекта позволит предложить наглядные образцы того, как старшие (школьники, педагоги, родители)  принимают меры по улучшению состояния окружающей среды. Чем больше таких примеров воспримет ребенок в дошкольном детстве, тем больше шансов, что в его сознании именно такое поведение укоренится как норма.

Ценность данного проекта,  на мой взгляд,  состоит и в том, что теоретическая часть предназначена для учащихся старших классов (9-11 кл), а в реализации практической части (проекта) могут участвовать школьники разных возрастных групп.

Данный проект рассчитан на длительное сотрудничество и в его реализации могут участвовать несколько поколений учащихся.  http://festival.1september.ru/articles/513258/

Валеологическая экспертиза школьных помещений  
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64».

Под моим руководством осуществляются не только групповые, но индивидуальные проекты,  которые имеют ряд  преимуществ:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

у учащегося формируется чувство ответственности

учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта

Так ученица 10 класса разработала проект «Пирсинг: мифы и реальность», продуктом проекта стал выпущенный бюллетень, раскрывающий содержание исследования.  

Примером индивидуальных  проектов,  рассчитанных  на реализацию в течение  одного или  серии уроков  (мини-проекты) может быть   «Создание вымышленного герба».  По программе в 11 кл. предусмотрена практическая работа «Составление описания страны». Я пошла нетрадиционным путём.  Используя составленную мною слайд-презентацию, я рассказала учащимся о том, что познать  любую страну можно изучив её геральдику. На примере некоторых Европейских стран  мы разобрали символы, используемые в геральдике. Далее я предложила выбрать любую европейскую страну и создала  игровую ситуацию словами:  «Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе  по созданию нового герба страны. Перед вами критерии ваших работ…. ». (приложение 1). Идея нетрадиционного подхода проведения  практической работы была  взята при изучении опыта О. В. Крыловой (автор серии учебников по географии и методических пособий) {2}

И наконец,  наиболее сложным видом проекта является   творческий проект, который  полной мере способствует самореализации и самоопределению учеников и  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театральные постановки, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Нами было создано два видеопроекта

Люди и машины.

Виртуальная экскурсия «По святым местам моего района».

Видеоролики  используются педагогами для проведения классных часов, на уроках географии 8 класс  при изучении темы « Религиозный состав населения России», 7 класс «Религии мира». 10 класс «География мировых религий», на уроках биологии «Экологические проблемы крупных городов». Видеопроекты активно обсуждались на заседании  школьного центра патриотического воспитания «Вектор».

Кроме того проекты выложены  на сайте youtu.be и  доступны для всеобщего просмотра.

http://youtu.be/QxNcsGfIBwM   

http://www.youtube.com/watch?v=l9Ssq_eqSYE&feature=share&list=ULl9Ssq_eqSYE

Результатам многолетнего опыта работы по проектированию стала составленная мною программа факультативного курса "Основы разработки и реализации социального проекта"  http://festival.1september.ru/articles/537063/

И в итоге хотелось бы отметить: Проектный метод не отрицает, а дополняет остальные методы обучения. В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик развивает свой внутренний мир, свои интеллектуальные способности, обеспечивая свой личностный и общекультурный рост, что даёт ему возможность, адаптироваться в быстро изменяющемся мире.

Список используемых источников

1. Прутченков А. С. Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта. «Граждановедение» № 41, 1999 г., №№ 4, 5, 6, 49, 2000 г., № 6, 7, 2001

2. КрыловаО.В. Система практических работ по географии в 6–10 классах http://geo.1september.ru/view_article.php?id=2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектных задач во внеурочной деятельности как эффективный инструмент профессионального самоопределения школьников

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Поэтому профориентация должна стать одним из приоритетов дея...

Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...

Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников

Данная работа представляет собой информацию о том, что такое проект, проектная деятельность и описывает наш опыт применения проектной деятельности в воспитании личности учащегося....

Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР

      Опыт моей работы в качестве классного руководителя  показал, что участие  детей  с ОВЗ  в  различных  конкурсах, проектах, коллективных творче...