Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников
опыты и эксперименты по информатике и икт на тему

Сергунина Ольга Викторовна

Данная работа представляет собой информацию о том, что такое проект, проектная деятельность и описывает наш опыт применения проектной деятельности в воспитании личности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников»

 Выполнила: учитель информатики

                                               МОУ «Тумская СОШ №3»

                          Сергунина О.В.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами главной задачей современной образовательной системы является создание условий, обеспечивающих развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребёнка. Современная школа должна стараться воспитать гражданина, любящего свою страну и уважающего общечеловеческие ценности.

Среди ведущих методов образования на первый план  активно выходит проектная деятельность в качестве средства воспитания  подрастающего поколения. Именно проектные технологии в контексте системно-деятельностного подхода  выступают своеобразным ответом на потребность общества в формировании культурной и творческой личности, активность которой направлена в будущее.

Проектная деятельность учащихся  - один из методов развивающего обучения, направленный  на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), который способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Краткая историческая справка

Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения  такой проблемы ученику было необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстояло приобрести непосредственно в ходе работы. Роль учителя в этой ситуации также изменилась: он перестал быть единственным источником знаний, а лишь подсказывал детям пути поиска необходимой информации и опыта.

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской  школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.

В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.

В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

В своей педагогической практике мы применяем проектные технологии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Являясь одновременно учителем информатики  в среднем звене и руководителем кружков «Увлекательный английский» и «Занимательная информатика» в начальной школе, у меня есть возможность использовать проектные технологии системно.

Нет сомнений, что в современном мире очень остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Данная проблема стала причиной разработки программ внеурочной деятельности, целью которых является подготовка высоконравственного, компетентного гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны, способного успешно социализироваться в обществе, самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, начинается с дошкольного возраста. Социализация предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностных ориентирах, умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми, людьми разных национальностей и религиозных убеждений, знаний о природных, культурно-исторических, этнических особенностях родного края. Для реализации поставленных задач у нас есть достаточно средств, форм, методов, среди которых проектная деятельность занимает одно из ведущих мест.

Введение  проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи, поскольку при осуществлении таких проектов мы осуществляем исследовательскую, поисковую, творческую, прикладную и ознакомительно-ориентированную деятельность. Поэтому для нас так важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности обучающихся.

Как правило, метод проектов мы реализуем в 5 этапов.

На первом этапе (проблемно-целевом) мы определяем тему и цели работы. Тему проекта формулируем естественным для детей языком.  Она должна быть интересной, доступной и понятной учащимся. Например, в  3 классе мы выполняли проект, интегрированный с английским языком. Учащимся была предложена тема «Английская кухня». В результате обсуждения темы и целей работы исходное название превратилось в «My English menu», т.е. учащиеся захотели создать   меню из блюд национальной английской кухни на 1 день.

На втором этапе создания проекта учащиеся разбиваются на группы, выдвигают гипотезы и обсуждают формы представления работы. Мы договорились работать в группах по 3 человека и создать меню  в виде презентации, содержащей гиперссылки.

На третьем этапе (практическом) ученики приступают к выполнению работы, которая требует от них слаженных действий. Учитель выступает в роли координатора и консультанта. Мы направляем учащихся, подсказываем выход из затруднительных ситуаций.  

На третьем этапе работы над проектом «My English Menu»  ученики познакомились с информацией о национальных блюдах Великобритании, которую нашли на просторах Интернета, посмотрели видео о том, что такое английское чаепитие, что можно подавать к столу, а что нельзя. После этого ребята отобрали нужную информацию, перевели незнакомые слова, приступили к созданию и оформлению презентаций. Для создания гиперссылок  им понадобилась моя помощь. Я подсказала, как их нужно сделать. Таким образом, на данном этапе учащиеся при помощи уже  имеющихся у них навыков и умений  и новых, которые получили в ходе работы, смогли создать продукт, отличающийся по качеству от того, что они выполняли ранее.

Четвертый этап мы называем этапом предварительной защиты, на котором мы вместе с участниками группы ищем недостатки созданного продукта и пытаемся их исправить. Вместе с участниками каждой группы мы проверили, работают ли у них все гиперссылки, настроена ли анимация в презентации, не допустили ли они ошибки в английском тексте меню и рецептах блюд.

Пятый этап – этап публичной защиты проекта. Учащиеся демонстрируют перед классом, либо перед школой результаты работы и получают оценку проделанной работы. Каждая группа по очереди продемонстрировали получившиеся меню, некоторые блюда, включенные в меню, настолько понравились слушателям, что ребята даже попросили дать им время записать рецепты йоркширского пудинга и лимонного крема, чтобы попробовать приготовить их дома с родителями.

Таким образом, внеурочная деятельность позволяет работать с интегрированными проектами, которые будут охватывать различные области знаний, а навыки, получаемые на кружках по информатике,   помогают оформить проекты в достойном виде.

В начальной школе ученики выполняли следующие проекты:

  1. «My favourite letter»(«Моя любимая буква»)  - ученики  первого класса выполнили такой проект, используя карандаши и листы бумаги. Однако,  учащиеся второго класса создали и оформили проект с помощью графического редактора Paint, в котором нарисовали любимую английскую букву, а также нарисовали картинки на эту букву и подписали их по-английски.
  2.  «Our town» («Мой городок») - ученики  4б класса составили список основных выдающихся мест нашего поселка, которые имеют историческую и культурную ценность и составили рассказы на английском, оформив их с помощью текстового редактора Microsoft Office Word, и организовали выставку своих работ. В результате выполнения данного проекта некоторые ребята узнали интересные факты о родном поселке: например, что у нас в Туме есть музей узкоколейной техники, и  после занятий даже сходили посмотреть на экспонаты.
  3. «Что в имени тебе моем?»  - общеклассный проект, который выполнили ученики второго класса. Ребята с помощью интернета и библиотеки нашли значения своих имен, а также поговорили с родителями о том, почему они их так назвали. На занятиях, работая по группам, учащиеся оформили полученные данные в виде фрагментов презентации, после этого с моей помощью их работы были соединены в один целый проект и ребята представили готовый продукт на классном празднике перед родителями.

Лучшие работы учащихся выкладываем на сайт nsportal.ru. Такой момент выступает в качестве поощрения и мотивирует многих учащихся работать активнее и эффективнее.

Таким образом, применение проектной деятельности во внеурочной деятельности расширяет круг интересов учащихся, прививает интерес к учебе и самостоятельной деятельности, учит работать как в коллективе, так и индивидуально, готовит к последующей учебной деятельности в старших классах, развивает творческие способности учащихся, целеустремленность, ответственность за результат своей деятельности, воспитывает высокую нравственность и гражданственность.

Кроме того, нужно отметить, что мы стараемся подбирать такие темы проектов, которые либо раскрывают более подробно тему, изученную на уроках, либо такую, которая предвосхищает материал, который будет позже пройден  учащимися на уроках.

В среднем звене  на уроках информатики проектная деятельность применяется уже на более высоком и качественном уровне. Учащиеся готовы дальше совершенствовать навыки работы с информацией, применяя компьютерные технологии. Для учеников данного возраста наиболее интересными являются долгосрочные проекты, которые  могут занимать не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации и которые можно будет применить в реальной жизни.

Важно отметить, что хорошо продуманные темы проектов и точно сформулированные проблемы позволяют учащимся найти для себя ту сферу деятельности, которой они будут заниматься и в дальнейшем. Как правило,  деятельность наших учащихся направлена на создание социальных проектов.

Учащиеся 7 классов приняли участие в общероссийском проекте «Вахта памяти», который проводился совместно с образовательным порталом "Социальная сеть работников образования nsportal.ru" и группой "Вахта памяти". Одним из требований создания проекта было представление документов  или сведений,  найденных с помощью сайтов "Подвиг народа" (наградные документы участников войны) или "Мемориал" (сайт о погибших, пропавших без вести или попавших в плен).

Ученики с интересом работали как с домашними архивами, так и электронными хранилищами информации.  Ребятам было удивительно найти  на сайте «Мемориал» реальные документы, сообщавшие о военных заслугах их родственников.

Участие в проекте "Вахта Памяти" - это вклад каждого ее участника в сохранение исторического наследия нашей страны, сохранение памяти обо всех тех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны.  Ребята продемонстрировали результаты выполнения проекта перед всем классом и их работы были опубликованы на  nsportal.ru в группе «Вахта памяти». Теперь о подвигах их родственников может узнать вся страна.

Выполнение такого проекта способствует становлению учащихся как граждан своей страны, истинных патриотов, а также помогает поддерживать связь эпох и поколений и делает подвиг наших солдат бессмертным.

Ученицы 7а класса Галкина Анна и Нистратова Алина являются участниками социального проекта  «Экологическая тропа. Удивительное рядом» и на протяжении нескольких лет занимаются проектами, связанными с  экологической тематикой и представляют свои работы, как на местном, так и региональном уровнях.

В прошедшем учебном году девочки создали интерактивный проект «Порхающие цветы», цель которого -  в игровой форме  ознакомить дошкольников и младших школьником с видами бабочек, которые обитают в нашей стране. Ученицы представили работу в виде интерактивной презентации и продемонстрировали своей проект  в РГУ им. С.А. Есенина.

Затем для наших  учащихся начальной школы девочки провели акцию с одноименным названием «Порхающие цветы». В ходе экскурсии младшим школьникам было предложено проследить жизненный цикл бабочки.  Участники экскурсии посетили «детский сад», где «взрослые бабочки» забирали своих деток – «гусениц»,  «магазин игрушек», где каждая гусеница находила свою «куколку». На последней станции «Цветочная полянка» детей ждал секретный пакет, в котором оказались, к их удивлению, фантики от конфет и пластиковые стаканчики от мороженого.  Выполнив задание ведущего: «разложить содержимое пакета» по полянке - дети пришли к выводу, что под мусором бабочки не смогут найти  цветы. Мусор был снова собран  в секретный пакет, а учащиеся 3-го класса решили, что они никогда не будут засорять окружающую среду. Такая акция вызвала настоящий восторг у младших школьников, а интерактивную презентацию «Порхающие цветы» добавили в свою методическую копилку учителя начальных классов.  Однако девочки на этом не остановились и  вместе с другими активистами  группы «Экологическая тропа. Удивительное рядом» провели акции «Каждой детской площадке в поселке  –  своя экологическая тропинка».

Учащиеся 8 класса приняли участие в школьном конкурсе проектов  по созданию электронных плакатов «Пожарная безопасность». Лучшими были признаны работы Карповой Арины и Ревиной Анастасии. Свой проект  ученицы продемонстрировали на классных часах в 5 и 6 классах, которые были посвящены теме «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством социализации и самоопределения школьником,  помогает им стать активными участниками жизни общества. Мы будем и в дальнейшем стараться создавать такие проекты, которые будут находить применение в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство социализации и самоопределения школьников

Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. Сами ученики, их родители в первую очередь заинтересованы в получении такого образ...

Использование проектных задач во внеурочной деятельности как эффективный инструмент профессионального самоопределения школьников

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Поэтому профориентация должна стать одним из приоритетов дея...

Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...

Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР

      Опыт моей работы в качестве классного руководителя  показал, что участие  детей  с ОВЗ  в  различных  конкурсах, проектах, коллективных творче...