ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ
статья

Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать. В решении этой ответственной задачи огромная роль принадлежит школе, перед которой, в условиях огромного информационного потока последних десятилетий ставится актуальная задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующих перечисленным требованиям, является проектное обучение или обучение с использованием учебных проектов, реализуемое в мировой практике школьного образования для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой при изучении биологии и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья межпредмет18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Зубарева Гузель Ядкаровна,

учитель химии и биологии,

МБОУ «Гимназия №5 Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

       Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать [5].  В решении этой ответственной задачи огромная роль принадлежит школе, перед  которой, в  условиях огромного информационного потока последних десятилетий ставится актуальная задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и  решению сложных жизненных проблем.

       В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник школы  должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть креативным, коммуникабельным в различных социальных группах [1].  Необходимо  формирование  у учащихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.

       Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующих перечисленным требованиям, является проектное обучение или обучение с использованием учебных проектов, реализуемое в мировой практике школьного образования для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой при изучении биологии и химии.

      Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, так, как позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками, развивать коммуникативные умения и навыки. Кроме этого, оно достаточно «легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом»[2].

      Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

       Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения;

-развивают системное мышление [3].

     Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению [4].

     Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны  школьников, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда

Список  литературы:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988.-238с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.  -  М., 1995.-С.11-15

3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя.  – М. Дрофа.2004.-с.479.

4. Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика. - Измаил, 1992. - 96 с.

5. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления.  Начальная школа плюс До и После.- 2004.- №7.-С.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

роль проектной методики в формировании личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

среди множества современных инновационных педагогических подходо, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно- о...

«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

        Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...