МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
статья по биологии (5 класс)

В статье раскрываются перспективы метода проектов на уроках химии и биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zubareva_guzel_yadkarovna_tsifr.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Зубарева Гузель Ядкаровна,

учитель химии и биологии  

МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Тезисы: статья «Метод  проектной деятельности в формировании личности школьника при обучении химии и биологии в условиях развития информационных технологий» раскрывает перспективы использования метода проектов в современной школе.

     Время предъявляет все более высокие требования к личности вчерашнего школьника, а ныне выпускника школы. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать, личность цельную, способную принимать грамотные, верные решения и отвечать за них.  В решении этой ответственной задачи огромная роль принадлежит школе, перед  которой, в  условиях огромного информационного потока последних десятилетий ставится актуальная задача развития активности и самостоятельности школьника, его способности к познанию нового и  решению сложных жизненных проблем.

            Сегодня цифровизация образования становится приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации [2] .   В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, в том числе применять их в любой ситуации. Выпускник школы  должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть креативным, коммуникабельным в различных социальных группах.  Необходимо  формирование  у учащихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной. Формированию личности школьника в значительной мере способствует внедрение цифровых технологий, которые, наряду с традиционными подходами, призваны улучшать качество образования.

     В современных реалиях нашего общества реализуются федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование»: «Поддержка семей, имеющих детей»; «Цифровая образовательная среда»; «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Учитель будущего»; «Молодые профессионалы»; «Новые возможности для каждого»; «Социальная активность»; «Экспорт образования» [2].

      Для реализации всех этих программ используются лицензионные образовательные ресурсы, существующие в интернет-пространстве, например для школьников используются цифровой образовательный ресурс «Я класс», «Учи.ру» - интерактивная образовательная онлайн-платформа и т.д.

       Одной из инновационных педагогических технологий, соответствующих перечисленным требованиям, является проектное обучение или обучение с использованием учебных проектов, реализуемое в мировой практике школьного образования для осуществления межпредметных связей и соединения теории с практикой при изучении биологии и химии.

      Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, так, как позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками, развивать коммуникативные умения и навыки. Кроме этого, оно достаточно «легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, которое определено образовательным стандартом».

      Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.

       Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения;

-развивают системное мышление.

     Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению .

     Проектное обучение личностно-ориентированно,  использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда

Список  литературы:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988.-238с.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.  -  М., 1995.-С.11-15
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя.  – М. Дрофа.2004.-с.479.
  4. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России. Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2;

5.  Кичук Н.В. От творчества учителя к творчеству ученика. - Измаил, 1992. - 96 с.

6. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления.  Начальная школа плюс До и После.- 2004.- №7.-С.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

Сообщение на РМО учителей биологии и химии "СИстемно-деятельностный подход в обучении химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения"

Сообщение содержит материал о внедрении ФГОС основного общего образования , теоретические основы данного вопроса и конкретные примеры из опыта работы. Сообщение сопровождается презентацией. Сообщение ...

«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»

        Самая значимая проблема,  поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость  развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»

Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий....

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют к личности все более высокие требования. Необходимо формировать личность, способную креативно мыслить и быстро действовать. В решении этой ...