Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников
методическая разработка на тему

Корягина Светлана Владимировна

Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

Корягина Светлана Владимировна

учитель химии МБОУ «СОШ № 10»

город Инта, Республика Коми

     

Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников

Аннотация: Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность.  

Ключевые слова: ФГОС, проект, технология проекта, социально-профессиональное самоопределение.

          В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. И. Медведевым                        от 04.02.2010г. №-271 говорится, что «В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения»  3   .

Самым эффективным в решении поставленной задачи является метод практической или проектной деятельности, где учащиеся получают социально-профессиональный опыт. 

Социально-профессиональный опыт  – это апробированные детьми в собственной практике знания и навыки выполнения операций, использованных в деятельности; ценностные установки как нормы и способы взаимодействия с профессионально-социальной средой; эмоции, которые могут способствовать осуществлению подобной деятельности в будущем  2. с 28.

Условия, включающие детей в практическую и проектирующую деятельности, требуют особой организации взаимодействия педагогов с детьми. Должно быть создано такое пространство, которое характеризуется многообразием условий для осознанного социально-профессионального самоопределения школьников. Исходя из данных суждений, вытекает организационно-педагогическое условие создания «свободного пространства», в котором происходит самоопределение воспитанников. Это меняет вхождение детей в кооперацию с «формального» на «содержательное», основанное на значимости для ребенка совместной деятельности и взаимодействия с товарищами по достижению социально значимых целей. При этом члены группы становятся участниками процесса становления, изменения и развития личности членов группы. Это способствует развитию механизмов  самоорганизации школьников в группе, обеспечивает ее развитие как коллектива, в котором «на основе социально значимых целей, ценностей и идеалов рождается механизм выработки  субъективных способов существования, способов и механизмов самоорганизации в обеспечении соответствующего самоопределения членов группы и поддержанию самоопределения»  4. с.17

Ориентация деятельности на становление школьников как субъектов собственного развития и социально-профессионального самоопределения, определяет важность создания условий для становления механизмов самоуправления. Оптимальным результатом является полная самостоятельность детей в управлении своей практической и проектирующей деятельностью. Это возможно, если осуществить переход от их включения в реализацию «чужого» педагогического проекта в инициирование, разработку и реализацию собственного. Из этого вытекает необходимое организационно-педагогическое условие – расширение управленческих функций учащихся в школьном самоуправлении.

Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта.

Под проектом подразумевается специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания  1.с.21  .

Технология подготовки проекта

(по материалам А.С. Прутченкова)[1]

  1. Формулировка актуальной проблемы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Сформулировать проблему, в решении которой может принять участие ваша инициативная группа

Четкая формулировка проблемы

2.

Определить причины существования данной проблемы

Перечень причин появления проблемы

  1. Определение цели и задач проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определить «аудиторию» проекта, т.е. социальную группу, являющуюся носителем данной проблемы, на которую будет направлен проект

Список лиц и организаций – носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта

2.

Сформулировать основную цель проекта

Четкая формулировка цели проекта

3.

В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

       3. Составление плана работы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ – план работы

2.

Установить время и сроки проведения как подготавливаемых, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

3.

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

4.

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения

   По каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, человеческие ресурсы). План требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения необходимых ресурсов и т.д.

Примерная схема плана работы

Что сделать?

Когда?

Кто отвечает?

Что нужно?

  1. Определение обязанностей и их распределение внутри команды

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

2.

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

3.

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Составить список необходимых ресурсов

Список необходимых ресурсов

2.

Определить объем необходимых ресурсов

Перечень ресурсов с указанием объема

3.

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

        5. Определение необходимых ресурсов и источников их получения        

6. Разработка системы оценки проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Определить основные критерии, подлежащие оценке

Перечень основных оцениваемых критериев

2.

Описать показатели оценки каждого критерия

Перечень показателей

3.

Описать способы оценки каждого показателя

Перечень способов оценки

     Таким образом, работу над проектом можно разбить на пять основных этапов:

1. Поисковый

- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- Анализ реальной ситуации;

- Определение и анализ проблемы

- Анализ имеющейся информации;

- Определение потребности в информации;

- Сбор и изучение информации

2. Аналитический

- Постановка цели проекта, определение задач проекта;

- Определение способа разрешения проблемы;

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- Анализ ресурсов, планирование продукта

- Анализ имеющейся информации;

- Определение потребности в информации;

- Сбор и изучение информации

3. Практический

- Выполнение плана работ

- Контроль за реализацией проекта

4. Презентационный

- Предварительная оценка продукта

- Подготовка презентационных материалов, разработка презентации

- Презентация продукта

5. Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта

- Анализ продукта

- Анализ продвижения проекта

Классификация проектов.

Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Например:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, члены проектной команды берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

          Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся, работающих над проектом,  реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Индивидуальные проекты в последнее время теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым видам проектной деятельности. Это объясняется в первую очередь тем, что групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию), которые наиболее востребованы на рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности.

Тема проекта - самый важный момент в организации проектной деятельности школьников. Если тема придумана учителем совместно с детьми, она становится мощным мотивирующим фактором для успешной работы над проектом. При формулировании темы может быть использован описанный метод «мозгового штурма». Придумать тему также можно с помощью следующих приемов:

1. «Привязка изучаемого материала к практике». Например, изучая семейное право в рамках правового профиля, ученики могут выполнить проект под названием «Брак и брачный возраст: отношение и готовность учащихся девятых классов школы к созданию семьи». Разработав под руководством учителя несложную анкету и опросив учащихся одной параллели, члены проектной группы могут получить самую неожиданную информацию по этому вопросу.

2. «Два в одном». Известно, что наибольшее количество открытий делается на «стыке» наук. По аналогии можно при определении темы сочетать различные вещи, например, право и компьютер, получив тему «Проблемы правового регулирования защиты информации», а объединив биологию и право - тему «Ожирение и права человека» и т. д.

3. «Ответ на вопрос». Если проанализировать ситуации, которые ежедневно складываются вокруг нас, то мы столкнемся с различными вопросами, на которые хотелось бы получить достоверный ответ. «Как поступить в ВУЗ?», «Как выявить свои способности?», «Как найти работу?» - ответы на эти вопросы могли бы быть представлены в виде проектных работ.

4. «Деревянная проблема». Слово «проблема» чаще всего используют для обозначения ситуации несоответствия' между желаемым и существующим. Противоречие чьих-либо интересов также таит в себе проблему. С другой стороны, существует и стандартный прием анализа проблем под названием «Дерево решений»: выделяется проблема, предлагаются варианты ее решения, анализируются «плюсы» и «минусы» каждого варианта и выбирается один из них (либо тот, у которого больше «плюсов», либо тот, у которого меньше «минусов»). Все это дает нам возможность формулировать темы проектных работ: «Права ребенка и права родителя», «Работающие подростки: как совместить учебу и работу» и т. д.

5. «Предметно-объектный принцип». Объект - это то, что мы изучаем, а предмет - аспект, повод для изучения объекта. Реализация этого принципа при формулировке темы не составит проблему даже начинающему учителю.

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности: атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, действующая фирма, журнал, законопроект; игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, набор закладок, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, публикация, путеводитель, система школьного самоуправления, сказка, справочник, статья, сценарий, экскурсия.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Реализация метода проектов является наиболее органичной деятельностью по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста, школьника т.к. расширяется поле самореализации детей: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит достаточно активная смена интересов и предпочтений, которая способствует самоопределению ребенка в социально-профессиональной сфере.

Библиографический список

  1. Гузеев B.B. «Метод проектов» как частный случай интегральной                технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
  2. Каменева Н.Г., Корягина С.В. Детская общественная организация как фактор социально-профессионального самоопределения школьников: методические рекомендации// Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 94с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02.2010 г. №-271. - http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4
  4. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2000.