Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».
методическая разработка по русскому языку

Тихон Ольга Вячеславовна

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и литературы». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnoe_ispytanie_metodicheskiy_seminar.doc49.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx281.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Учитель года– 2019»

КОНКУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Ильина Ольга Вячеславовна,

                                                                   МБОУ «Теплостанская основная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Каждому учителю хочется  воспитать в своих учениках образованного, нравственного, ответственного и доброго человека. Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.

     Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные  

собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными

в будущем.

     Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не

затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Конечно, что-то он

усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных

знаний. Дети запоминают слабо, т.к. учёба не захватывает их.

    Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса

учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение

грамотности,  неумение правильно, логично выразить свою мысль. Оба предмета

считаются одними из самых трудных школьных предметов. Поэтому обучению

русскому языку и литературе уделяется большое внимание. От того, как ученики

овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность

овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации

выпускника.

    Я работаю в школе с 2006 года. С удовольствием участвую в различных конкурсах профессионального мастерства, всероссийских конкурсах сочинений, в конкурсе чтецов. Сама очень люблю читать и приобщаю к чтению своих учеников. Стараюсь, чтобы ученики развивались не только в интеллектуальном плане, но и в нравственном на примере различных художественных произведений.

Считаю, что главное в моей профессии - воспитать личность, способную учиться и развиваться на протяжении всей жизни. Успех и решение учебных и воспитательных задач на уроках русского языка и литературы в значительной мере определяется интересом к предмету. Интересная работа облегчает её выполнение, учит лучше работать, лучше воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят русский язык и литературу, то учебный процесс идёт легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков.

       Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся было интересно работать на уроках  русского языка и литературы, нужно выбирать различные формы и приёмы организации этих уроков, использовать занимательный материал, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку и литературы, что способствует повышению качества знаний по предметам.

     Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся.  

      Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы является проектно-исследовательская работа обучающихся. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода можно направлять деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

Метод проектно-исследовательской деятельности на моих уроках способствует решению следующих задач:

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического и творческого мышления.

   Названные задачи имеют общую, объединяющую их цель. Цель проектно-исследовательской деятельности  состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками, что будет способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а значит, и лучшему усвоению программного материала.

    При реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом – это решение данной проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектно-исследовательской технологии – поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

         Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

      В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

-                   актуальность. В центре технологии – ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

-                   создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель – ученик, ученик – ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

-                   дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно-ориентированного обучения;

-                   использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

-                   формирование исследовательских умений;

-                   мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками – всё это повышает мотивацию обучения.

     Типология проектов:

  • Исследовательские проекты.
  • Творческие проекты.
  • Информационные проекты.

  В своей  работ стараюсь как можно чаще  использовать  нестандартные уроки с элементами проектно-исследовательской деятельности. Этот метод даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, познакомить с новыми подходами к изучению тем, оценить и систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки. Необычность таких уроков активизирует деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает мотивацию обучения, воспитывает творческую личность.

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ильина Ольга Вячеславовна Тема работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы». МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕПЛОСТАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА 607560 Нижегородская область, Сеченовский район, пос. Теплостанского с-за,ул . Школьная, д. 18»В» Тел .: 8(83193) 3-58-42, e-mail: testanscool@mail.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЕПЛОСТАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА 2019 г. Адрес электронной почты - olga.angelunseen.ilina@mail.ru

Слайд 2

Тема работы «Проектно- исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы». «Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности». К.Д. Ушинский. Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Слайд 3

Цели и задачи проектно-исследовательской деятельности. Цель проектно-исследовательской деятельности состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками, что будет способствовать повышению интеллектуальной активности учащихся, поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а значит, и лучшему усвоению программного материала. Задачи: развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления

Слайд 4

Новизна и практическая значимость. Новизна Метод проектов обеспечивает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого обучающегося. Практическая значимость педагогического опыта состоит в разработке и применении проектного метода как дидактического инструмента на уроках русского языка и литературы для создания предпосылок развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, природной любознательности и творческого потенциала. Идея, замысел Способ реализации Результат

Слайд 5

Содержание опыта 2.Проектно-исследовательская работа по литературе на тему «Роль фразеологизмов в нашей речи» 1.Урок – проект «Учимся писать письма»

Слайд 6

Формирование навыков у учащихся исследовательской деятельности и умения применять их в других предметных областях Проектные умения Постановка цели и обоснование проблемы. Планирование путей её достижения. Использование различных источников информации. Выбор способов достижения цели. Анализ хода работы, выводы и перспективы. Оформление письменной части проекта. Проведение презентации. Создание проектного продукта. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ : урок, система уроков, внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия. ТРУДНОСТИ И РИСКИ : определение области исследования, интересующей учащихся; вовлечение их в данную деятельность; грамотное распределение своих сил между учебной и проектно-исследовательской деятельностью.

Слайд 7

Фрагмент планирования по русскому языку, 5 класс Тема Количество уроков 44-45 Предложения с однородными членами. Знаки пре­пинания в предложениях с однородными чле­нами. 2 46 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1 47 Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях. 1 48 Урок-проект «Учимся писать письма». 1 Р/ р 49 Синтаксический и пунктуационный разбор простого пред­ложения 5 г.) 1 50 Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис простого предложения». 1

Слайд 9

Список литературы Каким должен быть современный урок. http :// www . it - n . ru . Сеть творческих учителей. http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaja-masterskaja.html http://nsportal.ru/user/667/page/metod-proektov-istoriya-i-praktika-primeneniya Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая . – М. : первое сентября, 2010. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти , 2007. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти , 2005. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 2001. Подласый И. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед . вузов: В 2 кн. Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в работе классного руководителя как средство повышения познавательного интереса учащихся

В своей практике классный руководитель сталкивается с проблемой снижения познавательнойдеятельности школьников. Как пробудить интерес к образованию, удержать заинтересованность вуспешном обучени...

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....