Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся
статья по немецкому языку на тему

Супрун Елена Галлутиновна

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра на уроке немецкого языка как средство                 повышения познавательного интереса учащихся

                                                       

                                                                   

          «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.А.Сухомлинский.

          Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

        В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. развлекательную (это основная функция игры);
  2. коммуникативную;
  3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  4. игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  5. диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  6. функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  7. межнациональной коммуникации;
  8. социализации: включение в систему общественных отношений.

      В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

      Значение игры невозможно почерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен: являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элементы более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы.

Использование ролевой игры преследует следующие цели:

  1. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.
  2. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи.

Задачи:

  1. Активизировать речемыслительную деятельность учащихся.
  2. Расширить кругозор и обогатить лексический запас.
  3. Воспитать культуру общения.

Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:

  1. Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные формы опыта; могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.
  2. Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений.
  3. Некоторые люди часто учат иностранный язык для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать); для них будет очень полезен тот языковой материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией реальной жизни.
  4. Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся «маской», за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
  5. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от них требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

 Процесс обучения состоит из нескольких фаз:

  1. фаза презентации;
  2. фаза полузнаний;
  3. фаза закрепления.

        Ролевая игра принадлежит к категории технологии обучения языку, которую относят к технологии обучения с низким вводом и высоким выводом. Это означает, что сконцентрированная вокруг учителя фаза презентации очень коротка. После короткого вступления учащиеся погружаются в деятельность, в которой выполнение задания намного важнее, чем использование точных слов; деятельность, в которой беглость превалирует над аккуратностью.

       Ролевые игры, которые обрабатываются, заучиваются и проигрываются, - не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Это должно быть уяснено с самого начала, поскольку многие учащиеся очень застенчивы, и они робеют, когда их заставляют участвовать в спектакле. И, кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают талантом игры. Даже учитель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие может препятствовать – своей готовностью наброситься на ученика каждый раз, когда допускаются ошибки. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения.

      Основные моменты, на которые следует обратить внимание при организации ролевой игры:

  1. При организации ролевой игры следует начинать всегда с парной и групповой работы.
  2. На начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.
  3. Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке перед началом игры.
  4. Не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то учащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры.
  5. Всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех пар, которые заканчивают раньше других.
  6. Установите точный лимит времени и старайтесь его не нарушать.

      Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо вернуть ее учителю, либо перевернуть ее и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо.

                                                           Проблема ошибок учащихся.

       Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку. Они постепенно исчезают по мере того, как учащиеся становятся более компетентными и уверенными в себе.

       Учащиеся на данном уровне обычно допускают ошибки одинакового типа как в ролевой игре, так и при работе с любым другим изучаемым материалом. Поэтому можно предусмотреть наиболее типичные ошибки и упредить их, продумав предварительные упражнения на использование определенных структур, лексических единиц, которые затем будут использованы в ролевой игре.

      Во время игры учитель должен переходить от группы к группе, замечая ошибки, с тем, чтобы после ролевой игры или на следующем уроке приступить к работе над ошибками. Очень важно при этом заставить учащихся самих дать правильный вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки, написать их на доске и сопроводить их при этом каким-то типом коррективных упражнений, которые могли бы наилучшим образом способствовать отработке правильного варианта самими учащимися.

                                                         Коммуникативные игры.

       Игра – это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами развлечения.

Имеются два основных типа игр:

  1. Состязательные игры – в которых игроки или команды состязаются, соревнуются за то, чтобы первыми достичь цели.
  2. Кооперативные игры – в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку  состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка.

Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр, поскольку основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания, нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь. Коммуникативную игру следует использовать на сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее отработанном и доведенном до автоматизма языковом материале.

Игры следует отнести к существенной части языковой программы, а не к развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или в конце четверти. При помощи игр на продвинутом уровне обучения появляется возможность для реальной коммуникации. Игра является диагностическим инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала, и, стало быть, предпринять все меры по их ликвидации.

В основе коммуникационных игр лежат различные технологии так, например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, обмен, накопление и сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки, ролевые игры и воспроизведение.

Самые простые виды деятельности основываются на принципе информатизационного пробела (пробела в информации). В этих играх учащиеся группы А располагают такой информацией, которая отсутствует у учащихся группы Б. Учащиеся группы Б должны получить эту информацию. Причем этот тип игры может быть односторонним или обоюдным, когда оба игрока располагают лишь частью информации, которую они должны объединить сообща, для решения общей проблемы.

Коммуникативные игры разыгрываются в парах или в небольших группах, при этом все члены группы обычно располагают определенной информацией.

     Игры на догадку: Принцип игры состоит в том, что игроки, обладающие информацией, умышленно придерживает ее, в то время как другие участники пытаются дагадаться.

     Поисковые игры: Каждый участник игры обычно имеет одну из частей информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы. Основная задача – собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом каждый играющий является одновременно информантом и собирателем информации.

    Игры на подбор пар: Эти игры по вовлечению участников в подбор могут быть разыграны целым классом, при этом каждый участник игры должен циркулировать по классу до тех пор, пока не найдет партнера с той же самой карточкой или картинкой.

    Игры на соответствие: Игры основываются на мозаичном принципе, где каждый игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только одно из них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа определяет, что является более предпочтительным в данной ситуации.

    Игры по обмену или сбору информации: Игроки имеют определенные предметы или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы заполнить набор. Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно циркулируют, обмениваясь статьями или картами.

    Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную информацию для того, чтобы организоваться в группы, такие как семьи или люди, живущие в одной и той же квартире.

Все эти деятельности могут включать элементы решения проблем, элементы ролевой игры или игры на воображение.

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших, маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

Роль учителя в игре: мониторинг, ресурсный центр, учитель должен передвигаться от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой информацией (т.е. оказывать языковую помощь), замечать ошибки, но не перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.

Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, а кроме того, является диагностическим инструментом для учителя.

      Каково значение ролевой игры на уроках иностранного языка? Использование ролевых игр дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

      Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

     Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

    Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить, тем самым преодолевать барьер неуверенности.

    В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

    Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

     Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) – мотив и (Зачем?) – цель, то есть нужно что-то сказать. Центром внимания становится содержание беседы.

     Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно и увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

     Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, что способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

     В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Первый компонент – роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и т.д.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяют следующие компоненты ситуации:

1)субъект, 2)объект (предмет разговора), 3)отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры – и составляют основную, далее неразложимую единицу формы игры (Д.Б. Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

     Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативных речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).

     К ролевым играм предъявляются следующие требования:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания,  так и формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы учитель активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится только наблюдателем.
  7. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии – очень важный фактор.

Ролевая игра – это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении.

Существуют различные способы классификации ролей:

статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или приобретенные в течение жизни: роль гражданина определенного государства и так далее;

позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная;

ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и др.

      Формы поведения ролевых игр очень разнообразны, как то:

  1. презентация;
  2. интервью;
  3. заочное путешествие;
  4. пресс-конференция;
  5. круглый стол;
  6. телемост;
  7. экскурсия;
  8. сказка;
  9. репортаж;
  10. клуб по интересам;
  11. ток – шоу.

       Возрастные особенности учащихся младшего возраста позволяют использовать разные варианты ролевой игры. Одним из вариантов является РИ с предметом. В сюжетных ролевых играх с предметом используются фотоальбомы, книги и журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, одежда, игрушки. Учащиеся младшего школьного возраста сохраняют некоторые особенности предшествующего возрастного периода, когда ведущей деятельностью была детская игра. Они охотно принимают воображаемую игровую ситуацию, нереальный, сказочный, фантастический сюжет. Это позволяет применять на уроках сюжетные ролевые игры сказочного содержания. Например, с целью отработки в устном высказывании некоторых выражений о природных явлениях, временах года, можно использовать ролевую игру по сюжету сказки.

      У учащихся среднего школьного возраста повышается интерес к межличностной, учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд), воспроизводящих фрагменты его жизненного опыта. В условиях постепенного перехода к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представления учеников об окружающем мире. Адекватной для общения становится имитационная ролевая игра. Имитационные игры используются для формирования у школьников социально-политической зрелости, нравственных убеждений, воспитания идеологической стойкости. Так, например, можно имитировать беседу между русскими школьниками и их «зарубежными сверстниками».

     С учетом выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать имитационные деловые игры, соответствующие особенностям учащихся старших классов, которые являются важным средством не только в обучении иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников.

     Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также более полное овладение иностранным языком как средством профессионального общения и предметом изучения.

      В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:

имитирование профессиональной деятельности;

поэтапное развитие;

наличие конфликтных ситуаций;

совместная деятельность участников игры;

описание объекта игрового моделирования;

контроль игрового времени;

система оценки хода и результатов игры;

элемент соревнования.

     Помимо форм игрового общения на конкретном возрастном этапе на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и старшего возраста организовываются ролевые игры обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитание культуры поведения.  Умение вежливо вести разговор по телефону вырабатывается в играх с использованием телефона; умение правильно переходить дорогу и пользоваться транспортом – при работе над темой «Транспорт в городе»; выступать в роли продавца и покупателя – во время изучения темы «Подготовка к путешествию» и др.

     Для успешного проведения ролевой игры желательно использовать определенный реквизит для создания атмосферы места действия ролевой игры.

     Так, проводя итоговый урок (урок-карнавал) по теме «Das Aeussere. Die Kleidung. Das Wetter», я оформляю класс плакатами и картинками с изображением праздников «Fasching» и «Масленица». Ребята одевают костюмы и маски сказочных героев, готовят блины и самовар. Для урока-телемоста «Новый год. Рождество» ребята приносят в класс елку, поздравительные открытки (на немецком языке), подарки для друзей и даже пекут рождественское печенье ( Plaetzchen).

    Уроки с применением ролевых игр обычно проходят живо, эмоционально, при высокой активности учащихся, в благоприятной психологической атмосфере.

     На своих уроках я даю возможность ребятам сыграть разные роли. Каждый из них может быть и сказочным героем, и репортером, и известной личностью, и иностранным туристом, и даже Дедом Морозом. В конце изучения какой-либо темы стараюсь проводить с учащимися нетрадиционные уроки, такие как урок-экскурсия, урок-телемост, урок-карнавал, урок-конференция.

     Считаю, что результаты таких уроков очень высоки. Эмоциональный настрой даже у самых слабых и ленивых учащихся повышается, всем хочется принять посильное участие в ходе всеобщей работы. Непроизвольно у детей исчезает языковой барьер, они не боятся говорить. И отсюда следует качество знаний.

     

                                                   Список литературы

  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры.- М., 1996.
  2. Бим И.Л. Подход к системе упражнений с позиции иерархии целей и задач.- Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. Сост. А.А.Леонтьев. М., 1991.
  3. Высотский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. – Вопросы психологии, 1966. №6.
  4. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку. – И.Я.Ш., 1988 г., №3.
  5. Димент Л.Г. Организация игр на уроке. – И.Я.Ш., 1987. №3.
  6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – И.Я.Ш., 1989. №4.
  7. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1989.
  8. Мильрод Р.П. Организация ролевой игры на уроке. – И.Я.Ш., 1987. №3.
  9. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра – дело серьезное. – М., Просвещение, 1988 г.
  10. Серебрякова В.А. О путях повышения интереса учащихся к предмету. – И.Я.Ш., 1987. №2.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Конкурсное испытание "Методический семинар" «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся на  уроках  русского языка и лит...

Статья "Проблемные ситуации на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса учащихся"

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельног...