Методическая разработка "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
методическая разработка на тему

Степанова Виктория Алексеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_tehnologii.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

Методическая разработка на тему

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

подготовила

учитель английского языка

Степанова Виктория Алексеевна

г. Волоколамск

2018 г.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Возможно изменение типа выполнения задания: вместо письменного – устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности, в чем очень помогают различные развивающие компьютерные программы.

Специфика работы педагога в том, что он работает с больными детьми не только в школе, но и на дому, и дистанционно. Его опыт – сугубо индивидуальный, он не может быть проверен в категориях формальной академической успешности. Кроме того, сама форма обучения гораздо более специфична, нежели обучение в классе в обычной школе. Учителю нужно все время изучать работы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Основная трудность педагогов – это преодоление привычки работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Кроме того, нельзя думать о ребенке как о больном. Самое важное, что вся деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

        Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

       "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, примеры предложений и высказываний, подготавливаемые лектором.

           Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок.

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока, во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

-  Демонстрация компьютерной презентации;

-  Тестирование с выбором ответов;

-  Написание диктанта, сочинения, изложения;

-  Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

-  Использование электронных учебников.

Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.

Модель использование ИКТ вне урока:

-  Поиск информации в Интернете и других источниках;

-  Фиксация записи по интересующей теме;

- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

        Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

       Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline(используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: самотестирование, контрольное тестирование, контроль говорения, контроль аудирования и пр.

        «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе, которые расширяют возможности обучения школьников и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

        При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософт.   Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.В процессе работы с использованием ИКТ и применением ТСО могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий;

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

 Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические игры, подобранные мной, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

В результате использования мной подачи материала, различных типов творческих заданий на уроках с использованием ИКТ, повышаетсяпознавательный интерес, развиваются потенциальные способности учащихся с ОВЗ, формируются ключевые компетентности учащихся.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.        Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко; Б. Г. Мещерякова – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Пед-ка-Процесс, 1996г. – 440 с.: ил.

2.        Кибардина Л.П. Формирование познавательного интереса учащихся на основе системного подхода к обучению в  4 – 8 классах (на материале ме-тодики) Автореферат дисс… канд.пед.наук  Ташкент 1987г. - 17 с.

3.Педагогика. Учебн. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей \ Под ред. П.Н. Пидкасистого – М.: Пед. общество России, 2001 – 600с.

4.        Л.Е. Журавлева, М.А. Петрова, К. С. Челышева. Развитие творческой личности // Одаренный ребенок, 2003, №5, с.54-56

5.        Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка // Иностранные языки в школе,1999, №4, с.21-22

6.        Теслина О.В. Проектная форма работы на уроке английского языка.// Иностранные языки в школе,2002, №3, с.41-45

7.        Е.А.Маслыкова, П.К. Бабинская. // Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск «Высшая школа» с.299-231

8. Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования// Иностранный языки и технологии обучения в XXI в.: Материалы всероссийской научной методической конференции. - СПб: СПбГУЭФ, 2001

9.     Вильямс Р. и Макли К. Компьютеры в школе// ИЯШ, №9, 2002.

10. Монахов, В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса. - М.- Тула: ИПК, 1995. – с. 92.

10. Инновационные проекты и программы в образовании №6 2012 с.10.

Педагогика.№42012.с. 37.

11. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

«Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка в условиях введения ФГОС ООО»

Современные педагогические технологии, такие, как использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают и...

Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быст...