Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"
учебно-методический материал

Рундина Елена Михайловна

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_d-n_moy_tekst.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Наш сегодняшний мир – это не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с нравственным упадком общества. Люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга, почти не ощущают ответственности за благополучие своей страны. И поэтому особую тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, разрушение семейного уклада жизни и многое другое нелёгким бременем легли на неокрепшие детские плечи. Врачи свидетельствуют, что сегодня возраст приобщения к курению снизился до 10-и лет. Набирает обороты наркомания, алкоголизм.

Задумаемся над вопросом, что же ждёт нас? Что ещё сохраняет и может сохранить Россию? Конечно, возвращение умом и сердцем к духовным и нравственным основам жизни.

Проблема нравственного воспитания никогда не снималась с повестки дня нашей работы. Но вот с духовным воспитанием современных школьников дело, на мой взгляд, обстоит хуже. Это, конечно же, в общем. Это проблема современной школы.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру и т. д. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников. Как же я реализую это на практике. Благодатным материалом являются произведения УНТ. Так, нашей русской национальной гордостью являются былины. Я не буду подробно останавливаться на работе с ними, поделюсь лишь опытом духовного воспитания учащихся на их примере. Так, после знакомства с былиной об Илье Муромце, беседы с девчонками о впечатлении от прочитанного и после работы по картине Васнецова «Богатыри», начинаем работу над образом Ильи Муромца. И здесь рассказываю, что такой человек, как Илья Муромец, действительно жил более восьми веков назад. Его святые мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Обращаю внимание, что левая рука у него пробита копьём, а правая изображает крестное знамение. Это не случайно, так  как левая рука свидетельствует о служении воина, а правая, пальцы которой сложены в троеперстие, - о молитвенном служении монаха. Илья Муромец, говорю я учащимся, стал монахом, уже увенчанный славой народа и победителя врагов. Сам он славы не искал. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но они были – и нетленные мощи Ильи доказательство тому. Дальше, продолжая работу над образом, говорю, что от рождения Илья был немощен, подчёркивая, что именно в эти годы воспитывались в нём великое терпение и смирение, великая кротость. А, получив силу, не возгордился ею, а пронёс через всю жизнь, как великий дар. Вы согласитесь со мной, что произведения древнерусской литературы, предлагаемые в курсе школьной программы, достаточно сложны как с точки зрения преподавания, так и понимания учащимися текста. Но я уверена, что изучать их необходимо, потому что они несут в себе заряд огромной духовно-нравственной силы. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение. Например, «Повесть временных лет» ценна для нас тем, что она открывает завесу времени и дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.

                 Перед учащимися 7-го класса стоит задача увидеть художественное время и художественное пространство в литературе, прошлое нашей Родины, какие художественные способы и средства находит автор, чтобы высветить многообразие душевных состояний героя, вызвать к ним личностное отношение читателя, раскрыть и свое видение сложной проблемы и характера персонажей. Пафосом отрицания деспотизма, идеей уважения человека, его чести, достоинства является поэма Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича”. О героических подвигах запорожских казаков повесть Гоголя “Тарас Бульба”.              

                 С 8-го класса начинается курс на историко-литературной основе, который опирается на фундаментальный материал средних классов. Остановлюсь на некоторых произведениях, изучаемых в 8 классе: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина и «Песня о Соколе» М.Горького, «Шинель» Н.В.Гоголя. Все они принадлежат к тем произведениям русской литературы, без знакомства с которыми не может состояться культурный читатель с его раздумьями о серьезных проблемах морали (вопросах чести, долга, любви, дружбе), рассуждениями о смысле жизни, о бескорыстии

 в любви и дружбе, о благодарности за добро и желании принести добро другим людям, о рыцарстве, о чести и чувстве собственного достоинства.  

               Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, нашло свое отражение в творчестве М.Горького, В.Маяковского, А.Толстого, Н.Островского, А.Твардовского и во многих других произведениях писателей, изучающихся в 11-12 классах. Русская созерцательность, углубленность в познание Бога и самопознание, стоицизм нашли отражение в ХХ веке и развитие в творчестве Блока, русских символистов, А.Ахматовой и акмеистов, Л.Леонова и М. Булгакова, в поэзии Пастернака, О.Мандельштама, И.Бродского, в прозе Солженицына, В.Распутина и других произведениях литературы второй половины ХХ века. Произведения о войне несут большой нравственный заряд: «Сотников», «Живи и помни», « А зори здесь тихие…», «Судьба человека» и другие. Старшеклассники учатся работать с художественным словом, анализировать художественные детали, сопереживать героям, ведут самостоятельный поиск нравственных истин. А ведь хорошо известно, что нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь. А в произведениях Распутина есть стремление по-новому осмыслить проблемы человека и общества, общества и государства, народа и власти.

                   Конечно же, главной духовной ценностью является родной язык, формирующий духовно-ориентированное мышление, способствующее духовной самореализации личности. Эта проблема стала центральной. Не для кого ни секрет, что наш язык сейчас находится в плачевном состоянии. Приезжая в крупные города с трудом ориентируешься в вывесках, афишах, объявлениях, рекламах и т. д. Всюду перешли на английский язык! Такое впечатление, что наш язык беден, а ведь к этим же иностранным словам так легко подобрать русские синонимы. Великий литературный критик Белинский считал, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». Уничтожаем все, что связано с прошлым: имена, названия улиц и площадей, прекрасные русские слова, выражающие любовь к родине, память о прошлом. Если же принять во внимание речь молодежи – жаргон, то становится совсем не по себе. Сегодня ни одна книга, ни одна речь не обходится без элементарных ошибок в правописании, пунктуации. Что говорить, если допускаются ошибки даже в документах. О нецензурщине говорить не буду. Что говорить, если практически в любом кинофильме, выступлении со сцены, да и в печати – что ни слово, то мат или красноречивый намёк на него. И поэтому всегда на своих уроках русского языка я обращаюсь к девушкам с призывом любить и уважать русский язык. Стараюсь научить их правильно владеть им, не засоряя его жаргонными словечками. Объясняю, что мы отличаемся от животных не только тем, что можем мыслить и разумно поступать, но и тем, что владеем словом. И всегда привожу в пример высказывание известного русского юриста и общественного деятеля Ф. Кони: «Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне, вовремя. Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском».

              То есть урок русского языка в духовном  становлении личности не менее важен, чем урок литературы. Ведь без языка – как без души. Вы знаете, что по праву уроки русского языка считаются одними из самых сложных и поэтому не особо любимыми, но я стараюсь заинтересовать, увлечь учащихся, пытаюсь заставить поверить в себя, в свои силы. На уроках использую различные игры, кроссворды, которые полезны не только в учебных, но и в воспитательных целях. Использую дифференцированный подход в обучении. Например, урок русского языка на тему: «О скверном и святом…». На уроке я стараюсь показать учащимся, что представляет собой сквернословие, как оно вредит человеку. Учащимся интересно на уроке, к тому же девушки учатся дискутировать, аргументировать свою точку зрения. При этом воспитывается речевая культура учащихся, уважение к родным, собеседнику и к самому себе. Такие уроки очень важны для наших воспитанниц, речь которых изобилует нецензурными словами. Огромную роль в духовном становлении личности играют сочинения на морально-этические темы, так как заставляют учащихся задумываться о смысле жизни. Это темы «Что такое милосердие?», «Зачем мы пришли на эту землю?», «Я мечтаю…» и т. д.

                     Технология мастерских «Все способны»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам выступить в роли учащихся на учебном занятии-мастерской по стихотворению в прозе
И. С. Тургенева «Мы еще повоюем!»

Тема урока: «Перестроить человека!» С чего мы начнем урок? Естественно, со слова учителя об И. С. Тургеневе, его стихотворениях в прозе и выразительного чтения стихотворения «Мы еще повоюем!» (7 слайд)

(8 слайд)

И сразу же постановка проблемы –  прослушав текст, подумайте над вопросом: «Что дает автору вдохновение, волю к жизни?»

(9 слайд)

(10 слайд)

А теперь организуем поиск ответа на проблемный вопрос. Предлагаю вам самостоятельную работу с текстом: выделите, пожалуйста, детали, ключевые слова.

Работать будем в парах по трем заданиям на выбор: (11 слайд), а затем после чтения ответов для сравнения слайды 12,13,14.

  • Душевное состояние героя стихотворения.

-«полный раздумья»

-«тяжёлые предчувствия»

-«унылость овладевала мною»

-«поднял голову»

-«по большой дороге»

-«стесняли мою грудь»

-«уходила в даль дорога»

  • Описание семейки воробьев.

-«раззолоченная ярким летним солнцем»

-«прыгала гуськом»

-«бойко, забавно, самонадеянно»

-«так и надсаживал бочком, бочком»

-«дерзко чирикая»

-«словно черт ему не брат»

-«завоеватель – и полно!»

  • Новое настроение рассказчика.

-«поглядел, рассмеялся, встряхнулся»

-«грустные думы тотчас блестели «прочь»

-«отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я»

-«и пускай надо мной кружит мой ястреб…»

-«Мы ещё повоюем, горб возьми!»

Уважаемые коллеги! Как вы думаете, какие из творческих умений мы пытаемся сформировать у учащихся на данном этапе?

Давайте обсудим выполненные задания (читаем, дополняем, высказываем мнения).

Продолжаем поиски ответа на проблемный вопрос.

(15 слайд)

                    Прошу вас дать ответ на один из вопросов:

  • Почему человек впадает в уныние? (болезни, неудачи в личной жизни, общественная нестабильность, конфликты, стрессы, отсутствие источника вдохновения)
  • Что помогло автору перестроить себя? (красота природы, оживлённость воробьёв,  задор, дерзость одного из воробьёв, философское размышление о “своём ястребе”, то есть причине уныния)
  • Чему научили нас тургеневские воробьи? (умению видеть все вокруг, умению перестроить себя, отваги, удали, охоте к жизни, т.е. оптимизму, философскому отношению к жизни)

 

Теперь заслушаем ответы каждого, выделяя каждый раз что-то новое.

Уважаемые учителя-ученики! Наступает кульминация нашего творческого процесса. (16 слайд)

 Прошу вас закончить предложение: 
«С моей точки зрения, перестроить человека, дать ему волю к жизни может…».

Возможные ответы:

  • мир живой и даже неживой природы;
  • общение с другими людьми;
  • философские раздумья, искусство;
  • любовь во всех смыслах.

Как вы считаете, уважаемые слушатели, зачем я задавала эти философские вопросы? К каким размышлениям они приведут наших учащихся?

Поразмышляем над ответами, обсудим разные мнения.

(17слайд)

Приходим к выводу: «Мы еще повоюем!» Этим оптимизмом нас наполняет стихотворение И. С. Тургенева. Не унывать, «перестраивать» себя, искать вдохновение всюду! Жить! Это главная мысль произведения. И, конечно же, рефлексия. (на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, результатов своей работы)

Уважаемые коллеги! Сегодня я не буду предлагать вам создать собственную модель учебного занятия в режиме мастерских, а дам вам свою модель, чтобы вы посмотрели, как она выглядит. Перед вами другое стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Воробей».

(18 слайд)

(19 слайд)

 Возможная модель учебного занятия:

  1. Слово учителя
  2. Постановка проблемы: “Что сильнее: жизнь или смерть?”
  3. Выразительное чтение
  4. Самостоятельная работа с текстом в парах.

Задания (на выбор)

- цепь событий (сюжет)

- описание воробья

- чувства рассказчика

5) Обсуждение

6) Письменный ответ на вопрос (на выбор)

- Что заставило воробья вести себя именно так?

- Чем восхищается автор?

- За что мы можем отдать жизнь?

7) Заслушивание ответов

8) Кульминация. Продолжите предложение: “Сильнее страха смерти в жизни бывает…”

9) Размышление над ответами

10) Вывод: Сила жизни может вытеснить даже смерть

11) Рефлексия

А теперь, уважаемые слушатели мастер-класса, проведем обсуждение данной модели урока-мастерской:

  • Удалось ли вам сразу обозначить проблему стихотворения, которая будет побуждать учащихся к познавательной деятельности?
  • Хорошо ли организован поиск ответа на вопрос?
  • Какой способ рефлексии вы предложили учащимся?
  • Как вы считаете, насколько эффективно может быть использован предложенный вам алгоритм практической деятельности учащихся на уроке-мастерской?

Мастерские вы можете моделировать сами.

Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение, полезное для нас всех, и прошу оценить ваше внутреннее состояние. (20 слайд)

  • Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?
  • В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?
  • Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

Исторические события как средство патриотического воспитания учащихся на уроках литературы.

В данной статье рассматривается вопрос о том, как на уроках литературы  в старших классах при изучении романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" учитель проводит работу по патриотическому воспитан...

выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."

             Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.

Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание  обучающихся  на уроках литературы в старших классах по ФГОС.                    ...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы

Презентация .Мастер-класс на тему:      «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...