«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты».
материал

Ефимова Оксана Викторовна

Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что подтверждается Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента.     Мой дом, моя улица, мое село, мой край, моя Россия - вот этапы взросления ребёнка, его социализации, становление будущего гражданина.                                                                                                  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskie_chteniya_efimova.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рождественские образовательные чтения

По теме: «Молодёжь: свобода и ответственность».

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников

через исследовательские работы и проекты».

Ф.И.О.(полностью):   Ефимова Оксана Викторовна

Должность:    учитель географии

Название места работы:  МКОУ Метелёвская СОШ

2018 год

(Слайд1)Духовно – нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты.

(Слайд2)«Любовь к родному краю, знания его истории – основа,

на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачёв

(Слайд3) Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что подтверждается Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента.     Мой дом, моя улица, мое село, мой край, моя Россия - вот этапы взросления ребёнка, его социализации, становление будущего гражданина.                                                                                                 

(Слайд4)Краеведческий подход позволяет рассматривать природные, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения обучающихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне, что и соответствует основным федеральным требованиям и современному подходу к образованию. Эффективность зависит от использования разнообразных методов организованной совместной и самостоятельной деятельности. Школьное краеведение включает в себя не только приобретение учащимися готовых знаний на уроках или из учебных пособий, но и самостоятельную работу, поисково-исследовательскую деятельность.                  

Историко-краеведческая работа в сельской школе имеет свою специфику: здесь объект исследования локализуется, в основном определяется районом населенного пункта и его окрестностей.  Материал по его истории находит свое применение,  как на общих, так и на краеведческих уроках географии, неся в себе конкретизацию, убедительность и эмоциональность. Исследовательская работа по краеведению выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность. Благодаря исследовательскому методу (Слайд5) школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески. Исследовательский метод историко-краеведческой работы решает следующие задачи: - пробуждает интерес к открытиям, исследованиям, - активизирует познавательную деятельность учащихся, - приобщает к научному поиску, что помогает им преодолеть страх самовыражения, стать увереннее в своих силах. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию с использованием краеведческого материала, хочется представить самые интересные и значимые проекты педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров, культуры на основе краеведческого компонента. 

За последние годы  учащиеся собрали большой краеведческий материал   об истории нашей местности, её природных ресурсах, о людях, которые внесли большой вклад в   её развитие.  Обобщение собранного материала учащиеся представили в виде исследовательских работ, проектов, презентаций, карт, рисунков, фотографий. 

 С 2016 г. идёт работа над долгосрочным проектом «Забытые деревни» (Слайд6), а точнее  «История деревни Митрофановка: её прошлого, настоящего и будущего», целью  которого является история   деревни,  начиная с её образования до настоящего времени. Информационное поле проекта и социальная значимость деятельности позволяют ненавязчиво заниматься духовно-нравственным воспитанием и развитием обучающихся (Слайд7).Основой проекта стало обращение к истории первой половины XX века. Выбор был обусловлен тем, что изучение жизни и быта этой эпохи играет большую роль в формировании мировоззрения учащихся, оценочных суждений подрастающего поколения, осознания перемен, происходящих в обществе, сближает «отцов» и «детей». Тема позволяет ученикам «прикоснуться к истории» своими руками, создает условия для семейного общения. Были найдены фотографии отражающие события 40-80-х гг. XX века. Исследовательская работа была представлена на районном конкурсе «Как наше слово отзовётся?» в 2017 году в рамках проекта «Дорогою добра» и заняли первое место (Слайд8). Работа по этой теме продолжается и сегодня, в 2018 г. дополненная версия работы была представлена на открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика», где учащийся 11 класса был награждён сертификатом участника на секции историческое краеведение.

Следующая исследовательская работа  «История моего села в топонимике».  Направлена  на изучение топонимов и микротопонимов села Метелёво как отображения особенностей географических объектов, истории, языковой культуры и традиций его жителей. Эта работа отправлена на конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество». На данный момент ждём результаты. Также большое значение в дух.-нравств. и патриотическом воспитание лежат работы и проекты связанные с ВОВ.

Конечно мы не остановимся на этом и продолжим свою работу

В 2019 г. наша школа (Слайд9) будет  отмечать  свой очередной юбилей.  К этому юбилею учащимися нашей школы будут вестись следующие исследовательские работы по темам связанными с историей школы, будут восстановлены списки выпускников и преподавателей, начиная с 1974 г. по 2019 г. В ходе работ будут собраны фотографии и воспоминания, для оформления выставок и презентаций. Так как в ходе этих исследований учащиеся приобретут новые знания об эпохе 70-90-х годов XX в., о детстве своих родителей, их школьной жизни, увлечениях, быте и т.п.; ученики выстроят новые отношения, работая в группах, общаясь со своими родителями, жителями поселка; все участники овладевают умениями поиска информации, ее оформления, представления, защиты своей работы, интервьюирования, беседы, дискуссии, общения с большими группами детей и взрослых. Проект позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, привлекает к мотивированной проектно-исследовательской деятельности (Слайд10), активной самостоятельной познавательной деятельности.

Краеведческая проектно-исследовательская деятельность доступна детям, позволяет использовать значительный арсенал методов исследования, получать новые знания, позволяет лучше понимать историю страны, делает ее события личностно значимыми, что служит духовно-нравственному воспитанию учащихся.                                                                                                                

Таким образом, проектно-исследовательская работа исторического краеведения способствует духовно-нравственному формированию личности человека и гражданина своей Родины.
                                                     Литература:

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования /М-во образованиями науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

http://www.prosv.ru/

 http://www.zavuch.info/

http://pedsovet.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников.

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Ресурсы туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании сельских школьников. Привитие любви к своему народу начинается с изучения...

Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников через игру на музыкальных инструментах

Данная методическая разработка направлена на обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью. Влияние музыки на развитие детей через игру на музыкальных инструментах....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...

«Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия» Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению

laquo;Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия»  Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению...

событийный семинар-практикум для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"

событийный семинар-практикум  для педагогов Афанасьевского района по теме "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников"...

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися....