«Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия» Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Хохлова Ирина Венедиктовна

 «Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия»  Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Мой дом. Моё село. Мой край. Моя Россия»

Программа духовно-нравственного воспитания школьников через проектную работу по краеведению

для учащихся 9 - 11 классов

Срок реализации 3 года

Автор: Хохлова И. В. ,

учитель английского языка

 «Любовь к родному краю, знание его истории -  основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества»  Д. С. Лихачёв

      Пояснительная записка.

      Основное направление программы - духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

      В соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

      Программа определяет содержание и основные пути развития системы духовно-нравственного воспитания молодежи, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.

       Изучение иностранного языка основано, прежде всего, на принципе соизучения культур, поэтому в современных учебниках английского языка содержится большое количество материалов страноведческого характера, в частности, сведений из истории, культуры, географии стран изучаемых языков. Вместе с тем информации о нашей стране, тем более её отдельных регионах, в учебниках предоставлено недостаточно. Очевидно, что в учебники по иностранным языкам невозможно включить краеведческие материалы всех субъектов Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысячах сёл и деревень. Наша же задача – научить школьника говорить на иностранном языке о том, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

      На мой взгляд, интеграция региональной культуры, как и любой другой, с изучением иностранного языка может осуществляться следующим образом: на начальном этапе обучения краеведческая информация из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства) включается в программу изучения иностранного языка. В старших классах наряду с этим возможно введение дополнительного курса, включающего в себя сведения о регионе, районе, географическом положении и природных ресурсах края, проблемах, связанных с экологией, символах района, достопримечательностях, праздниках и традициях региона и т. д.

      Предлагаемая Программа реализуется через изучение материалов по краеведению, проектную, поисковую и исследовательскую деятельность школьников в процессе обучения иностранному языку.

       Реализация Программы будет способствовать формированию духовно-нравственной личности, воспитанию патриота и гражданина, развитию индивидуальных интересов и способностей учащихся.

       Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.

                   

      Нормативно-правовая основа программы

      Нормативно-правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России в сфере общего образования под ред. А.М. Кондакова, А. Я. Данилюк, В. А. Тишкова 2009;

Закон об основных гарантиях прав ребёнка;

Декларация прав и свобод человека;

Конвенция о правах ребёнка.

                                       

      Актуальность программы и необходимость её решения программными методами

      Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усаливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, происходит изменение менталитета, ценностных ориентаций как общества в целом, так и отдельной личности. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской и молодежной среде, неизбежно приводит к утрате нравственных ориентиров. Актуальность этого направления обусловлена и тем, что в молодежную среду пытаются интегрироваться экстремистские структуры и националистические движения, где молодому поколению навязывают чуждую идеологию, под видом социальной справедливости и национальной самобытности. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

      Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

      Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации должны являться базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

      Каждый предмет школьной программы обладает огромным воспитательным потенциалом. Однако, среди множества учебных дисциплин иностранный язык занимает особое место, поскольку предметом изучения является не только собственно язык, но и культура стран изучаемого языка. Сравнение своей и чужой культур, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения помогает учащимся определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества, способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

      Большую помощь в воспитании  нравственных принципов в процессе обучения иностранному языку может оказать краеведческая работа. Главная задача курса – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края. Именно школьное краеведение является важнейшим фактором духовно-нравственного развития ребёнка. Знакомство с прошлым и настоящим малой Родины формирует у школьника мировоззрение, в которое включены осознание своей принадлежности к её истории, как следствие, гордость за неё.   Духовно-нравственное воспитание  через краеведение- это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

      Цель  программы:

-  Формирование у подрастающего поколения чувства единения, патриотизма и гордости за свою Малую Родину через самостоятельную научно-исследовательскую работу.

- Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

-  Формирование готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения.

      Задачи:

-  развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, района, села;

- расширение  знаний об истории своего села, района, края; обычаях и традициях родного края; своей семье, предках, родословной;

-   формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной;

 - воспитание уважительного отношения и гордости к историческому прошлому Малой Родины,  ее  традициям; формирование   гражданских чувств;

-   развитие у обучающихся чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- выявление задатков исследовательской одаренности у обучающихся и оказание помощи в развитии данных способностей;

- активизация мыслительной деятельности, развитие творческих способностей  и  личностных качеств школьников.

      Принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания школьников

  1. Принцип совместной деятельности педагога и школьников.
  2. Принцип системной организации воспитания.
  3. Принцип гуманистической направленности воспитания.
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

      Ожидаемые результаты

       В ходе реализации проекта ожидается:

-  приобретение учащимися дополнительных знаний об истории родного края;

-  овладение навыками поисковой работы; умение использовать различные источники при сборе краеведческого материала;

-  воспитание патриотизма и любви к родному краю как частице Родины, утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, интереса к истории родного края,  к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

-  формирование активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира.

      Формы и методы  работы

- Организация поисковой и исследовательской деятельности:  работая над материалом по регионоведению, школьники учатся  добывать информацию из различных источников (встречаются с интересными людьми, беседуют с жителями села, проводят опросы, используют материалы районной газеты «Восход», краеведческого музея, различных пособий и т.д.) и обрабатывают её в соответствии со своим уровнем языковой подготовки;

-подготовка творческих проектов, презентаций, рефератов, исследовательских работ;

- презентация работ учащихся проходит в форме  проведения заочных экскурсий, круглых столов, дискуссий, ток-шоу, выставок и т.д. 

      Реализация программы. Направления творческой, поисковой и исследовательской деятельности учащихся

Направление

               Тематика  

          Задачи

1. Я и семья

9 класс (1-2 четверть)

«Семья- пристанище моей души»

- Моя семья. Отношения в семье. Семейные обязанности.

 - Отношения поколений. Как избежать конфликтов.

-Семейные ценности и традиции.

- «Человек без роду, что дерево без корней» (Составление родословной, генеалогического древа)

- Духовно-нравственные  традиции и уклад жизни в православной семье

- Что такое настоящая дружба. Зачем нужны друзья.

Воспитание ценностного отношения к семье. Понимание и поддержание нравственных устоев семьи: любви, уважения к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

         Развивать интерес к

ис   истории своей семьи, её    её традициям.

2. Земля и люди      

9 класс (3-4 четверть)

- Географические характеристики Алтайского края: расположение, ресурсы, природа, климат, города, районы, известные люди.

- Географические характеристики Красногорского района.

- Известные люди района, села.

- Экология района. Проблемы. Пути решения.

- Экологическая программа школы.

- Удивительные места в нашем регионе.

- Что значит быть успешным человеком? Успешные люди нашего района.

Воспитывать понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

Формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни

Способствовать пониманию активной роли человека в природе

Воспитывать бережное отношение к природе и ответственность за сохранение окружающей среды

3. История региона      

10 класс (1-2 четверть)

«История моего села и района - часть истории страны»

- История края. События. Факты. Личности.

- История района в фактах и воспоминаниях.

- Краеведческий музей района.

- Роль личности в истории.

- Село/район в годы Великой Отечественной войны. Фронтовики. Труженики тыла.

- Освоение целинных земель.

- Самые интересные страницы истории района (по выбору учащихся)

Воспитание у учащихся чувства уважения к истории и культуре своего края, своего народа.

Воспитывать интерес и уважение к замечательным людям своего района, края и национальным традициям.

Воспитывать чувство патриотизма, сопричастности к истории своего края

4. Государственные региональные органы управления.

10 класс (3 четверть)

- Политическое устройство региона.

- Символы края и района (герб, флаг, гимн)

- Органы власти.

- Создание герба своего села.

- Народ и власть.

- СМИ - четвёртая власть. Районная газета «Восход»

- Школьный пресс-центр.

Воспитание гражданственности, патриотизма.  Ценностное отношение к государственной символике. Воспитание гражданского и патриотического долга.

5.Экономика      

10 класс (4 четверть)

- Природные ресурсы региона.

- Развитие промышленности региона.

- Развитие сельского хозяйства.

- Большой и малый бизнес.

- Развитие туризма.

 - Какой вклад может внести каждый из нас в развитие своего региона.

- Доска Почёта нашего села и района.

- Успешные люди района. Как стать успешным.

- Выбор профессии. Профессии, необходимые в нашем регионе.

Знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;

понимание нравственных основ образования;

Самоопределение в области своих познавательных интересов;

6.

Социальная сфера

11 класс (1 четверть)

- Система социальной защиты граждан.

- Социальные службы.

- Здравоохранение.

- Жизнь пенсионеров и людей с ограниченными возможностями.

- Как мы можем помочь нуждающимся.

 

Воспитание социально-активной личности. Опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. Мотивация к самореализации в социуме.

Формирование у школьников социальной и коммуникативной компетентности

 7. Жизнь молодёжи

11 класс (2 четверть)

- Молодёжные организации.

- Участие молодого поколения в общественной жизни села и района.

- Варианты стилей жизни.

- Проблемы молодёжи в нашем регионе.

- Здоровый образ жизни. Развитие спорта в селе и районе.

Лучшие спортсмены.

- Портрет современного молодого человека.

- Идеальная субкультура.

Воспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям

Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия.

Формирование целостного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Личный опыт здоровьесберегающей деятельности. Правильное представление роли физической культуры и спорта, знания о негативном влиянии на здоровье компьютерных игр, телевидения, вредных привычках.

8. Образование

11 класс (3 четверть)

- Образование. Учебные заведения. Реализация права на образование.

- Права и обязанности ученика.

-Наша школа. История. Традиции. Люди. Доска Почёта школы.

- Школа будущего.

Формирование потребности в образовании и интеллектуальном развитии.

Формирование эмоционально-положительного отношения к учебе, знаниям, науке, людям умственного труда

 Создание условий для расширения кругозора, любознательности школьника.

 9. Культура

11 класс (3 четверть)

- Художественная культура региона.

- История развития культуры в районе.

- Художники, поэты, писатели региона.

- Архитектурные памятники региона.

- Роль культуры в жизни человека.

- Наша домашняя библиотека. Какие книги должны в ней быть?

- Праздники в нашем районе.

- Православные праздники.

Развитие чувства прекрасного, умения найти свое место в творчестве. Воспитание у учащихся чувства уважения к культуре своего края, своего народа.

Развивать творческую активность, фантазию, художественный вкус, творческое мышление, художественные способности.

Прививать интерес к чтению, произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.

10. Технологический и научный прогресс региона.

11 класс (4 четверть)

- Учёные.

- Научные учреждения.

- Вклад молодёжи в технологический прогресс региона.

Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве.

      Примечание: учитель предлагает учащимся лишь примерный перечень тем того или иного направления. Школьники могут самостоятельно выбрать (или предложить свою) тему по данному направлению для проектной или  исследовательской деятельности в соответствии со своими интересами и потребностями.

                     

      Диагностика уровня воспитанности  учащихся

      1. Для выявления уровня сформированности нравственных качеств можно провести диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой. Диагностические таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к Родине, отношение к природе.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности старшеклассника:

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5.Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Развитая добрая воля

3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;

2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

      Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, учащиеся класса. Таким образом формируется объективная оценка нравственных качеств личности.В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
     Невоспитанность характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.
     Низкий уровень нравственной воспитанности представлен слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения,  которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция  ситуативные.
     Среднему уровню нравственной воспитанности свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.
     Высокий уровень нравственной воспитанности – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

            2. Анкета. Оценка воспитанности учащихся   9-11 класс

 

Показатель

Суждение

Балл

01234

1

Самовоспитание

1.   Стараюсь следить за своим внешним видом.

2.   Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3.   Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4.   Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни

 

 

2

Отношение к здоровью

5.   Соблюдаю правила личной гигиены.

6.   Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7.   Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8.   Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9.    Соблюдаю режим дня

 

 

3

Патриотизм

10. С уважением отношусь к государственной символике.

11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности

 

 

4

Отношение к искусству

15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16. Умею находить прекрасное в жизни.

17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

 

 

5

Отношение к природе

20. Бережно отношусь к растительному миру.

21. Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24.  Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

 

 

6

Адаптирован-ность

25. Прислушиваюсь к мнению старших.

26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29.  Стремлюсь не ссориться с друзьями

 

 

7

Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

 

 

8

Социальная активность

35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

 

 

9

Нравственность

40. Я умею прощать людей.

41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43. Переживаю неприятности других как свои.

44. Стараюсь защищать тех, кого обижают

 

 

10

Социальная толерантность

45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

 

 

1.  Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.

2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности.   

4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.

 

      3. Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)

 Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру

                                                                                                                                              

ФИО

класс

N

Утверждение

Оценка (позитивная или негативная)

1

Хорошая жизнь — это ...

 

2

Быть человеком — значит ...

 

3

Самое главное в жизни ...

 

4

Нельзя прожить жизнь ...

 

5

Чтобы иметь друзей, надо ...

 

6

В хорошей школе ...

 

7

Когда есть свободное время, я ...

 

8

Музыка нужна, так как ...

 

9

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

 

Вывод:

      4.Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах

ФИО      класс

№п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от З до 1 баллов

1

2

3

 

Интересное дело.

 Возможность общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

 

 

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:

      5. Исследование «Примерка»

      Учащимся предлагается дать описание некоторых качеств человека с проекцией на себя. Педагог объясняет учащимся, что, характеризуя то или иное качество, они должны «примерять» его на себя и оценивать го с точки зрения своих поступков.

Я - добрый человек, потому что……….

Я – милосердный человек, потому что……..

Я – честный человек, потому что……….

Я – отважный человек, потому что……..

Я - надежный человек, потому что……..

Я - злой человек, потому что……..

Я – счастливый человек, потому что……..

Я -  безответственный человек, потому что……..

Я – надежный человек, потому что……..

Я – ленивый человек, потому что……..

Я – трусливый человек, потому что……..

      6. Ранжирование определенных нравственных качеств и понятий

     6.1. Перед вами список личностных качеств людей. Какие из них могут   принадлежать плохому человеку, а какие хорошему? Составьте два списка качеств.

Злоба, общительность, доброта, любезность, грубость, правдивость, искренность, уважительность, мужество, стеснительность, веселость, безответственность, трудолюбие, добросовестность, раздражительность, вранье, наушничество, обидчивость, внимательность.

 

    6.2. Каждый человек мечтает о счастье. У каждого человека свое

понимание счастья. Ниже приведены различные поводы для того, чтобы

быть счастливым. Какой из них для тебя наиболее значим?

- счастье в том, что у тебя есть папа и мама;

- счастье в том, что у тебя много денег, и ты можешь купить то, что захочешь;

- счастье в том, что у тебя много друзей, которые тебе всегда придут на помощь;

- счастье человека в большой семье;

- счастье – когда тебя понимают;

- счастье иметь четвероного друга;

- счастье учиться на «отлично»;

- счастье, если ты никогда не болеешь.

     6.3. Каждый человек получает от чего- либо удовольствие. Исходя из предложенного списка удовольствий, определите те из них, от которых ты действительно будешь испытывать удовольствие.

- от хорошего и сытного обеда;

- от полученной высокой отметки за урок;

- от хорошего самочувствия;

- от встречи с другом;

- от поездки к бабушке и дедушке;

- от полученных денег на карманные расходы;

- от помощи незнакомому человеку;

- от просмотра фильма;

- от хороших слов, сказанных в твой адрес;

- от встречи с папой и мамой;

      К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

-ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и другие).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

     

Заключение

Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Работа по краеведению позволяет осуществить подготовку школьника к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку.

Ценность краеведческой работы состоит и  в том, что она позволяет:

  • создать цельную систему знаний по истории родного края,
  • приобщить  учащихся к моральным и духовным ценностям, 
  • расширить познавательную сферу,
  • развивать исследовательские навыки и творческие способности,
  • выработать навыки самообразования,
  • стать важным средством духовно-нравственного воспитания школьников.

Создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания,  мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Используемая литература:                                                                                                      

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.                                                                  

2. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного образования. Теория и технологии. Е.Ю. Ривкин. Волгоград: Учитель,2013.                        

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М. Просвещение.2011г                                                                                                

4. Горбенко. З.П. Современный подход к планированию урока иностранного языка в условиях личностно-ориентированного обучения (на материале регионального компонента). Учебно-методическое пособие. Барнаул. АКИПКРО.2005                                                                                                  

5. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение». ИЯШ,№5,1996, стр.2-5        

6.Красноборова  А.А. Технология  критериального  оценивания  в  логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов.   Начальная  школа  плюс До  и  После. – 2010. №1.C.76 – 78.                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....

Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»

Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....

Экологическое воспитание школьников через внеклассную работу с применением исследовательской деятельности

В настоящее время с изменением экологической ситуации на Земле и утратой ценностей у подрастающего поколения, я считаю, стоит остро вопрос экологического и патриотического воспитания учащихся в школах...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

«Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников через исследовательские работы и проекты».

Духовно - нравственное воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа современного образования, что п...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...