Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку

Печкова Римма Хадиевна

Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку

(Опыт работы учителя английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Печковой Р.Х.)

 На современном этапе приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования педагогическими работниками наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Знание иностранных языков становится нормой жизни. Для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков обучающихся, способных решать задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что инновационные формы и методы обучения характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало, предполагающее развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления и др.

Цель  моей работы:  выявить возможности инновационных форм обучения,  повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии ЯП, драматизаций, использование ИКТ, приемов технологии критического мышления;
– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.

Инновационная деятельность –  это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности.

       Помимо отбора содержания языкового образования для решения стоящих передо мной задач целесообразно подхожу к выбору   соответствующих технологий обучения.

Технология

Результат использования

Учебно-исследовательская технология

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на уроке и во внеурочное время. Презентация результатов в виде реферата, исследовательской и творческой работы. Участие в олимпиадах и конкурсах. Развитие навыков публичного выступления.

Технология игрового обучения

Активизация деятельности учащихся. Увеличение накопляемости оценок. Отработка коммуникативного аспекта.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Обучение в сотрудничестве

Развитие коммуникативных навыков, взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей.

Дебаты

Сознательно стимулируют творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. Развивают навыки, необходимые для общения. Вырабатывают критическое мышление

Концентрированное обучение

Позволяет победить хроническую нехватку времени, делает образовательный процесс более интенсивным. Активизирует познавательные интересы, способствуя формированию личности

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Информационно-коммуникативные технологии

Разработка учащимися обучающих презентаций. Запрос на расширение доступа к ИНТЕРНЕТ. Использование электронных версий тестов по английскому языку

Зачетная система, тестирование

Помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков

Здоровьесберегающие технологии и методики

Решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса

Учебно-исследовательская и проектная технология. Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям, использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности, где решаются следующие задачи: овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ; формирование умений публичной защиты собственных идей.

В начальной школе возможно использование как мини –  проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными  например, коллаж или альбом  и групповыми. Мои ученики создают проекты по составлению генеалогического древа, изучению истории, принимают участия в научно-исследовательских конференциях. Данные проекты принимали участие в разных конкурсах, и их создатели становились лауреатами, дипломантами и победителями.

  Применяя технологию игрового обучения, я активизирую коммуникативный аспект деятельности учащихся. Ребёнок всегда играет, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Этот смысл и элементы игры на уроке я смогла найти в использовании сказок, которые максимально облегчают понимание и усвоение материала, соответствующего уровню начального этапа обучения английскому языку. Моим ученикам очень нравится, когда я использую куклу Тим, Барби, герои сказок «Теремок», «Репка» и другие персонажи.  

  Обучение в сотрудничестве я осуществляю через включение обучающихся в образовательную деятельность на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.

         Интегрированные уроки помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Любая страноведческая тема требует владения дополнительной информацией о культуре, людях, системе образования, географии, климате, политике, истории страны изучаемого языка. Так, например, при подготовке урока по теме «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах нам понадобилось знание зарубежной литературы, знаний по музыке и музыкальной литературе и др. Экологический проект “We Live on Earth” непосредственно связан с уроками географии, истории, биологии. Здесь формируются и межпредметные навыки.

          Тестирование помогает адаптироваться в дальнейшем в вузах. Предусматривает формирование общеучебных умений и навыков. Обычно я использую данную технологию после изучения лексики и грамматического материала. Также провожу взаимотестирования, где соответственно 2 или 4 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании передают друг другу. На данном этапе происходит взаимопроверка. Проверяя работу товарища, ученик исправляет ошибки и закрепляет свои знания по теме.

         Здоровьесберегающие технологии и методики (физкультминутки, использование изотерапевтических композиций, принцип «эмоциональных качелей», мультисенсорность учебной среды, объяснение материала с учетом двуполушарности, сочетание индукции и дедукции и др.) решают проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебного процесса. В учебно-воспитательном процессе формирую здоровый образ жизни школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье и выработки навыков, охраняющих жизнь и здоровье.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету принадлежит нестандартным формам урока: «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», «Звездный час», «Урок – путешествие» и др. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения.

         Использование   информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают мне реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Далеко не секрет, что современные ученики не любят читать даже на родном языке. И в практике работы перед нами встает злободневный вопрос, какими методами и приемами без принуждения приобщить их к чтению на иностранном языке, как сделать уроки чтения занимательными и интересными? Мне помогает организация проблемно-поискового чтения, как печатных изданий, так и Интернет сайтов, которые я   систематически организую уже на средней ступени обучения, с учащимися младшего подросткового возраста, прививая вкус и интерес к чтению.   Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. На уроках английского языка с помощью Интернета я решаю целый ряд дидактических задач: формирую навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствую умения письменной речи школьников; пополняю словарный запас учащихся; формирую у школьников мотивацию к изучению английского языка.

        Мои разработки с использованием ИКТ размещены на сайтах: http://www.zavuchinfo, http://pedgazeta.ru, http://pedsovet.su, http://www.uchportal.ruhttp://www.nsportal.ru, http://www.englishteachers.ru

         Таким образом, владея современными образовательными, в том числе информационно-коммуникативными технологиями, применяю их в практической деятельности. Воспринимаю взаимодействие с учениками как личностно-значимую деятельность, чтобы пробудить интерес к изучению предмета и социальной деятельности.

        Свой опыт я обобщила в работе «Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности - 2012» - Медаль Всероссийского конкурса «Золотой фонд российского образования» (Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании» г. Москва).  По применению ИКТ я провела мастер - класс в г. Москве во время Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» и стала призером  (январь 2015г.),  а также была опубликована статья «Приемы и методы мотивации учащихся к изучению английского языка и социальной деятельности (из опыта работы)» на сайте http://www.bfnm.ru/p117aa1.html

         

Результативность применения современных образовательных, в том числе, информационных  технологий

 

       Современное образование, шагая в ногу со временем, успешно внедряет информационно-коммуникационные технологиив учебно-воспитательный процесс информационной системы: «Электронное образование Республики Татарстан», NETSchool по программе «Сетевая школа». Работая в данной системе, я могу:

- создавать и участвовать в сообществах с целью обобщения и обмена передового педагогического опыта;

- вести классный журнал  и дневники учащихся;                                                                 

   - создавать собственные учебные курсы;                                                                             

  - использовать готовые учебные курсы;                                                                                      

    - проводить уроки с использованием мультимедийных учебных курсов, цифровых образовательных программ, электронных учебников;                                 

- проводить онлайн тестирования разного уровня;                                                                                                                                 

   -  поддерживать тесную связь с родителями через  sms-сообщения;  - формировать портфолио ученика;

- проводить сбор информации для дальнейшего анализа качества преподавания.

        Активно использую возможности сети Интернет для самообразования и саморазвития, общения. Являюсь постоянным участником образовательных порталов и форумов для педагогов: учительские порталы «Про школу», «Завучинфо», «Педсовет.су», Учительский портал, Сеть творческих учителей. На сайтах «Фестиваль педагогических идей. Первое сентября», «Про школу» имею личную страницу, где опубликованы методические разработки.

С целью распространения своего педагогического опыта и развития творческих способностей учащихся создала персональный сайт в сети работников образования nsportal.ru. (http://nsportal.ru/pechkova-rimma-hadievna). Этот сайт еще одно достижение на моем профессиональном пути, очень сложное для меня, но очень увлекательное своей новизной и огромными возможностями. На главной странице есть информация об авторе сайта, личных достижениях учителя и учеников. В разделе «Мои публикации» представлено несколько подразделов:

1. Английский язык.  Здесь коллеги могут найти разработки уроков с использованием ИКТ (MicrosoftPowerPoint).                                                                                                                             

2.Внеклассная работа                                                                                                                             

3. Классное руководство                                                                                                                            

4. Материалы для родителей                                                                                                                                

5. Общепедагогические технологии                                                                                                                  

6. Работа с родителями                                                                                                                                                                            

7. Сценарии праздников                                                                                                                                       

8. Полезные ссылки для изучающих английский язык

         Большинство материалов сопровождаются презентациями.                                                                                                                

В разделе «Публикации моих учеников» представлены работы учащихся.                                                                                                           

    На страницах сайта можно узнать о достижениях в учебной и воспитательной работе, об инновационной деятельности, о реализованных проектах. В «Моем блоге» можно познакомиться со статьями, которые были представлены на конференциях разного уровня.

Публикации

  №

Название публикации

Уровень 

Наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1

“Our  Homeland”

федеральный

http://www.englishteachers.ru

 

2012

2

Звездныйчас “A famous sight of Moscow”

федеральный

http://nsportal.ru.node/147167                                     свидетельство         № ФС77-43268  

2012

3

«Семья и подросток. Как уберечь от вредных привычек».

Федеральный

http://nsportal.ru.node/149477 свидетельство    № ФС77-43268  

2012

4

Театр здоровья «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой»

федеральный

http://nsportal.ru.node/149571 свидетельство   № ФС77-43268  

2012

5

Конкурс «Лучший ученик года»

федеральный

http://nsportal.ru.node/149522 свидетельство  № ФС77-43268  

2012

6

«Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду»

федеральный

http://nsportal.ru.node/157967 свидетельство  № ФС77-43268  

2012

7

«Television in our Life» (8 класс).Методическая разработка урока с применением ИКТ

республиканский

Материалы IIIМежрегионального конкурса «Мультимедийный  урок – новые образовательные возможности». ЦИОИ «Новые направления», Казань             сертификат № 0631052012,    сертификат № 220114146  

2012,

2014

8

«Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности – 2012»

федеральный

http://in-exp.ru/nasinagradi.html,

 

2013

9

«Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах»

федеральный

www.educontest.net

рег. № СВ 20/438-18, г. Санкт-Петербург

2013

10

«Национально региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах»

федеральный

http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/20/

2014

11

«We are going to travel»

федеральный

Интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителей»

http://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/uroki/126851

2014

12

«My favorite food»

федеральный

Интернет-проект «Копилка уроков – сайт для учителей»

http://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/uroki/126826

2014

13

«Изучение основных форм глаголов с помощью рифмовок»

республиканский

Журнал «Мэгэриф», июль 2014г, с.92

2014

14

«Неделя английского языка в школе». Методическая разработка

федеральный

Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации - 2015»

2015

           

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональных сообществах

Наличие научно - методических рекомендаций, научно - методического пособия

         Сегодня большое значение приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения – знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. Поэтому стали особо актуальны лингвистические конкурсы, различные олимпиады, расширились возможности туристических путешествий в зарубежные страны. Следовательно, возникла необходимость обучать школьников общению в социокультурном контексте.

        Правильно понимая цели и задачи межкультурного образования в школе, в ходе преподавания обеспечиваю компетентностный подход и работаю над формированием различных видов компетенций учащихся: коммуникативной, речевой и языковой, социокультурной; преподаю английский язык как искусство общения, построенное в системе диалога культур. Основополагающими принципами моей педагогической деятельности являются:

1)    системность,

2)    доступность,

3)    учет индивидуальных способностей и запросов учащихся,

4)    перспективность,

5)    сознательность.

         Ведущей идеей  моей системы работы является развитие речевой компетенции учащихся, их способности к межкультурному общению через реализацию идеи диалога культур на уроке и во внеклассной работе.          Мои задачи:

а) научить учащихся употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения (процессы формирования навыков и умений);

б) объяснять и усваивать чужой образ жизни / поведения (процессы познания);

в)  расширять индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка (процессы развития);

г) находить сходство и различие в традициях России и стран изучаемого языка;

д)  поддерживать мотивацию к предмету через диалог.

Диалог   рассматривается мной как:

- компонент внутреннего содержания (готовность, потребность вступить в диалог);

- свобода, способ разрешить тупиковую ситуацию;

- способ получения информации.

Опираясь на   Пассова Е.И., определяю параметры процесса общения в обучении таким образом:

- ситуации общения, которые моделируются как типичные варианты взаимоотношений общающихся;

- активное поведение ученика как субъекта общения и учения;

-коммуникативное поведение учителя как участника процесса обучения;

         Идеи личностно-ориентированного подхода, описанные Якиманской И.С., также лежат в основе моей педагогической деятельности:

- опора на личностный опыт учащегося и преобразование этого опыта в процессе учения;

- возможность выбора при выполнении задания;

-индивидуальная работа (консультации, рекомендации, анализ ситуации).

         Изучая язык другой страны, нельзя забывать, что помимо реалий другой культуры человек должен знать и реалии своей родины.  Поэтому при изучении страноведческой темы, считаю необходимостью вводить и национально-региональный компонент. Ведь важно научить говорить не только о странах изучаемого языка, но и о родном крае. В 2013г.  мной было разработано методическое пособие по английскому языку «Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» с применением ИКТ, которое рецензировано доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ, Заслуженным деятелем науки РТ, заслуженным учителем РФ и РТ ХузиахметовымА.Н

Собранный материал дополняет информационный состав учебника М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной. Н.Н.Трубаневой “EnjoyEnglish” для 5-6 классов. Предлагаемое методическое пособие состоит из разделов:

·      разработки обобщающих уроков по темам «Лондон», «Лица Лондона»  УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной. Н.Н.Трубаневой “EnjoyEnglish” для 5-6 классов с введением националь-регионального компонента,

·      разработки внеклассных мероприятий,

·      тексты для чтения и аудирования в рамках данной темы.

Целью данного пособия является оказание помощи учителям в организации и проведении интереснх и запоминающихся уроков и мероприятий, расширяющих знания школьников о жизни не только Англии, но и России, Татарстана. Тексты для чтения можно распечатать для раздачи в качестве дополнительного материала к урокам. В разработках учитываются наиболее значимые принципы, определяющие содержание форм и методов педагогического воздействия на личность:

1.     Принцип связи с жизнью. (Подготовка драматизации и организация ролевых игр способствует осуществлению принципа связи с жизнью, так как они в какой-то мере имитируют реальный процесс общения).

2.     Принцип коммуникативной активности.

3.     Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственностти к урокам иностранного языка. (Все задания выстроены с учетом требований учебной программы).

4.     Принцип межпредметных связей.

5.     Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

С помощью данного пособия учителям будет проще и интереснее вести урок, а ученики с удовольствием воспринимают преподаваемый им материал в такой форме.

          С материалами пособия ознакомились педагоги Апастовского района, России на портале www.educontest.net (Свидетельство №   СВ 20/438-18 от 15 мая 2013г.), а также на Всероссийскомоткрытом конкурсе «Педагогические инновации - 2013».                        В 2014 году разработала методическое пособие в помощь учителям английского языка «Применение мнемоники при обучении английскому языку», рецензент  – Хуснутдинов Х.Х., к.ф.н., доц. Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ.     

         Данная работа была представлена на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации - 2014» клуба учителей «Открытие», 1 место

 Педагоги нашей школы, ученики и родители пользуются пособием при обучении и изучении слов и выражений, применяя алгоритмы запоминания слов.                              Методическое пособие предназначено для преподавателей английского языка и учащихся 2-9 классов, состоит из следующих разделов:1) «Мнемоника при обучении английскому языку», (методы и приемы работы по данной методике, алгоритм запоминания слов),       2) «Практикум «Запоминалки» (примерные упражнения и истории к словам для запоминания, рифмовки к основным формам глаголапо данной методике).

Цельюданного пособия являетсяоказание помощи учителям в применении мнемотехники при обучении английскому языку не только в объеме учебного материала по программе, но и для дальнейшего успешного изучения языкаучащимися через развитие памяти и успешного запоминания английских слов, фраз, выражений.

Практическая значимость работы состоит в том, что пособие может использоваться на уроках английского языка при изучении лексики по различным темам, а такжетемы “Видовременные формы глаголов” в 6-9 классах, и как самостоятельное пособие для изучающих английский язык.

В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках английского языка облегчает запоминание лексики и сокращает время работы с ней, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития обучающихся.

Надо отметить, что важную роль в учебной мотивации играет мониторинг индивидуальных достижений, который служит основой портфолио ученика по английскому языку (Языковой портфель), нацеленный на выявление объективно существующего уровня сформированности умений, навыков  и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс; интереса к предмету; развития мыслительной деятельности; критического отношения к учебной деятельности. Портфолио ученика по английскому языку начинаю формировать со 2 класса, что позволяет проследить рост ученика со 2-го по 11 класс.

 

Наличие публикаций в профессиональных изданиях по собственной методической теме

 

  №

Тема

Уровень

Где напечатана

(наименование научно-методического издания).

Год издания

1.

«Эффективные приемы мотивирования учащихся к учебной и социальной деятельности – 2012»

федеральный

Издательский дом «Инновации и эксперимент в образовании», Москва, 2012

 

2012

2

«Мотивация учащихся к изучению английского языка»

республиканский

 «Современные технологии обучения и воспитания», Сборнике научных трудов // Под общ. ред. д.п.н.,проф. В.А.Комелиной. – Казань: ТРИ «Школа», 2013. -344с., Сертификат № 058

2013

3

«Методы и приемы мотивации учащихся к изучению английского языка»

республиканский

Сборник трудов участников I Заочной республиканской научно-практической конференции педагогических идей и решений «Модернизация образования: вызовы времени» - Казань: Отечество, 2013. – 363с. ,

Сертификат № 53

2013

4

«Национально-региональный компонент при изучении темы «Лондон», «Лица Лондона» в 5-6 классах» с применением ИКТ

федеральный

Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2013»

 

2013

5

Разработки методических и дидактических материалов, внеклассных мероприятий, творческих работ, презентаций.

Федеральный

http://www.zavuchinfo

http://www.proshkolu.ru

http://www.rusedu.ru

http://festival.1september.ru /

http://metodisty.ru

http://pedsovet.su

http://www.uchportal.ru

http://www.nsportal.ru

С 2011 по 2014

6

Мнемоника при изучении основных форм неправильных глаголов

Международный

Актуальные проблемы современной педагогической науки: МатериалыМеждународной научно-образовательной конференции (18-19 декабря 2014г.): Сборник научных трудов//Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н.Хузиахметова. – Казань: ТРИ «Школа», 2014.

 

7

«Применение мнемоники при обучении  английскому языку»

федеральный

Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2014»

 

2014

8

Изучение основных форм неправильных глаголов с помощью рифмовок

республиканский

Журнал «Мэгариф», июнь2014г

2014

9

«Приемы и методы мотивации учащихся к изучению английского языка и социальной деятельности (из опыта работы)»на сайте http://www.bfnm.ru/p117aa1.html

федеральный

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок», г. Москва, http://www.bfnm.ru/p117aa1.html

2015

10

«Неделя английского языка в школе»

федеральный

Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2015»

2015

 

Распространение собственного педагогического опыта                                                      

 на муниципальном, региональном, всероссийском уровне

 

Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

        №

Тема, класс (группа, курс)

Уровень

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие

Дата

1

«Our Homeland»  к 5 разделу учебника «Faces of London» - видео-урок в 6 классе

 

федеральный

 Всероссийский творческий конкурс  «Золотые уроки России. Английский язык - 2012» http://www.englishteachers.ru

 

Декабрь

2012

2

 «Наша Родина», 6 класс

район

Открытый урок в рамках семинара «Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка» 

на базе Каратунской СОШ

2012

3

Методическая выставка “Применение ИКТ в школе”

республикан

ский

«День открытых дверей» для педагогов английского языка  в Каратунской СОШ Апастовского района

2012

4

Выступление команды-участницы «Универсиада-2013» на иностранном языке

район

Выступление команды МБОУ «Каратунская СОШ» в рамках республиканского конкурса команд – участниц «Универсиада-2013» на базе Каратунской СОШ

Апрель 2013

5

Подготовка и проведение мероприятия «Огонь Универсиады - 2013»

район

Встреча и приветствие команды, несущей Огонь универсиады в Каратунской СОШ Апастовского района на английском языке

Июнь 2013

6

«Праздник Осени», 4 класс

 

район

Открытый урок в рамках «Дня открытых дверей в школе», МБОУ «Каратунская СОШ»

2014

7

Урок «Рождество в Англии»

федеральный

Мастер-класс.  Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок»,  г. Москва, на базе  Центра детского творчества

2015

8

«Способы работы учителя с пониманием текста» участие в мастер-классе

международный

IV Международный Фестиваль школьных учителей в Елабуге на базе Елабужского института (филиал) К(П)ФУ

09.08.2015

9

 «Остров сокровищ», 4 класс

школа

Открытое внеклассное мероприятие в рамках Недели английского языка в МБОУ «Каратунская СОШ»

2016г.

10

«Говорим и поем по-английски»

район

Муниципальный конкурс исполнения стихов и песен обучающимися школ района,

Февраль 2016

11

 «Путешествие в страну чудес» в 4 классе для учителей английского языка  в рамках работы секции «Школа молодого учителя» Апастовского района

 

район

Открытый урок для учителей английского языка  в рамках работы секции «Школа молодого учителя» Апастовского района

 

2016

 

Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Уровень

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

«Особенности современных УМК по английскому языку для начальной и основной школы на материале УМК «Enjoy English» для 2-4 классов»

федеральный

«Особенности современных УМК по английскому языку для начальной и основной школы на материале УМК «Rainbow English» для 2-4 классов и «Новый курс английского языка для российских школ» для 5-9 классов О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой», Издательство «Дрофа», Москва, 2012, г. Казань

14.12.2012

2

 «Из опыта созданий электронных ресурсов по английскому языку»

районный

Выступление на августовской конференции педагогов Апастовского района района  по теме «Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения английского языка» на базе Апастовской СОШ

2013

3

«Инновационные технологии обучения и воспитания»

республиканский

Постоянно  действующий теоретический семинар при кафедре педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

04.12.2013

4

«Применение мнемоники на уроках английского языка»

район

«Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения в ХХI веке» для педагогов Апастовского района на базе Каратунской СОШ,

2015

5

 «Актуализирование содержания изучаемого текста»

 

район

Выступление на секции учителей английского языка августовской конференции педагогов Апастовского муниципального района по теме “Формирование навыковпереработки иноязычной информации” на базе Апастовской СОШ

2016

6

«Инновационные технологии в процессе обучения иностранному языку»

республиканский

Выступление на методологическом семинаре Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г.Казань

13.09.2016

 

Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень 

Тема конференции,  кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

международный

Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование в России: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 200-летию педагогического образования в Поволжье, Казанский (Приволжский) федеральный университет,  г.Казань

3-4 октября 2012г.

2

Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Организация творческого обучения в школе»

федеральный

«Организация творческого обучения в школе» (из опыта работы Международной русской школы в Анталии), для работников образования, Завучинфо

12.04. 2012

3

«Методы и приемы мотивации учащихся к изучению английского языка»

республиканский

I Заочная республиканская научно-практическая конференции педагогических идей и решений «Модернизация образования: вызовы времени» - МБОУ «Гимназия № 6», Казань

2013

4

«Мотивация учащихся к изучению английского языка»

международный

Международная научно-практическая конференция «Современные технологии обучения и воспитания», Международная Академия Наук, Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань

2013

5

Мнемоника при изучении основных форм неправильных глаголов

международный

Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы современной педагогической науки», Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань 18-19 декабря 2014г.,  Приказ 01-06\974 от 12.09.2014

2014

6

«Инновационная деятельность педагога в процессе обучения английскому языку»

 

III Международная научно-образовательная конференция «Актуальные проблемы современной педагогической науки», Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань, Приказ № 01-06\626 от 30.06.2015

28.11.

2015

7

«Интерактивные методы и приемы обучения английскому языку»

 

Международный форум по модернизации педагогического образования, Казанский(Приволжский) федеральный университет, г.Казань, Приказ № 01-06\219 от 14.03.2016

2016

 

Внеклассная работа

Внеурочную деятельность обучающихся организую через проведение консультаций, исследовательскую работу, выполнение проектов. Систематически оказываю помощь при подготовке рефератов по предметам, поиску и обработке информации, при подготовке к конференциям, олимпиадам. Повышение языковой культуры, углубление и расширение знаний, получаемых на уроках, развитие творческих способностей учащихся – основные вопросы, которые стараюсь решить во внеурочной деятельности. Для оптимального решения этих задач стараюсь разнообразить формы внеклассной работы по английскому языку:

·         занятия дополнительного образования – кружки;

·         индивидуальная работа с одарёнными учащимися;

·         проведение недели английского языка;

·         участие в научно-практических конференциях,

·         курсы по выбору;

·         посещение музеев, театров, встреч с интересными людьми;

·         семинары, республиканские, всероссийские и международные конкурсы.

О результативности внеурочной работы можно судить по итогам предметных олимпиад, конкурсов, конференций. С каждым годом растет число не только участников, но и победителей и призеров.

 

Ведение кружков, секций, факультативов, элективных и специальных курсов

Учебный год

Вид деятельности

2012-2013

1. Кружок «Веселый английский язык» - детский сад

2. Кружок «Сказочный английский» - 1 класс

2013-2014

1.      Кружок «Сказочный английский» -1 класс

2.      Курсы по выбору «Секреты выбора профессии» - 9 класс

3.      Работа с одаренными детьми

2014    -2015

1. «Веселый английский»  -  1 класс

2.Работа с одаренными детьми

2015    -2016

1. «Веселый английский»  -  1 класс

2.Работа с одаренными детьми

2016    -2017

1. «Веселый английский»  -  1 класс

2.Работа с одаренными детьми

 

          Дополнительный резерв времени для успешного усвоения и поддержания интереса к английскому языку – это кружковая работа. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность. Веду кружки английского языка в детском садуи1 классах. Использую ИКТ,наглядный материал, музыкальные приемы, инсценировки мини-диалогов с игрушками, песнями. Названия животных запоминаем  с помощью игрушек, которые дети приносят из дома.

         Другой формой внеурочной деятельности является Неделя английского языка. В Каратунской СОШ Неделя иностранного языка проходит ежегодно. Мероприятия организовываются с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Ребята своими руками создают атмосферу праздника: шары, газеты, кроссворды, названия кабинетов, приветствие друг друга – всё на английском языке, демонстрируют свои театральные и лингвистические способности в постановках, декламируют стихи, поют песни, участвуют в викторинах.

         Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям, использую многогранные возможности образовательных ресурсов сети Интернет в исследовательской деятельности. На дополнительных занятиях обучаю учащихся практическим навыкам работы в программах Power Point, Publisher и использованию данных программ для создания проектов по разным учебным предметам. Итогом работы становятся готовые учебные проекты, которые ребята представляют на уроках. Опыт показывает, что ученики активно применяют полученные знания и умения в дальнейшей работе: выступают с самостоятельно созданными презентациями на уроках, внеклассных мероприятиях, обучают одноклассников, размещают свои работы на образовательных порталах.

           Позитивными результатами внеурочной деятельности стали: создание исследовательских проектов по английскому языку, дидактических материалов, которые используются в своей работе учащиеся и  учителя  не только нашего района, но и на федеральном уровне. Так, результатом исследовательской работы Дениса Печкова стала брошюра «Пословицы и поговорки, отражающие национальные особенности англичан, русских и татар. Предметно-семантическая классификация», которая принесла победу во Всероссийском открытом конкурсе «Первые шаги -2013г». Результатом исследовательской работы Юсуповой Алины, призера VII Республиканской гуманитарной научно-практической конференции «Глобализация – реальность современного мира!» стала брошюра «Классификация  примет и суеверий англичан, русских и татар», которой пользуются ученики и учителя нашей школы на уроках русского, татарского и английского языков и литературы. Эти работы размещены на моем мини-сайте http://nsportal.ru/pechkova-rimma-hadievna, в проекте для одаренных детей социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса». В процессе работы над темой «Влияние англицизмов на развитие русского языка» Ханафиевой Алиной был составлен Словарь англицизмов, который стал хорошим подспорьем при изучении темы «Заимствования» на уроках русского и английского языков. Работа Алины вышла в финал заочного  этапа Республиканской научно-практической конференции учащихся «Я-исследователь» г. Нижнекамск, 2015г. Научный совет РОО «Клуб учителей Открытие» направил ходатайство с рекомендацией Печкова Д. для поступления в высшее учебное заведение.

Подготовленные учителем победители и призеры предметных олимпиад и конкурсов

Ежегодно среди 3-11 классов в нашей школе проводятся олимпиады по английскому языку.  Для ребят эти испытания очень серьезные и к нимнужно готовиться. Чтобы учащиеся имели представление о сложности и уровне заданий, я предлагаю им участвовать в дистанционных олимпиадах и чемпионатах разного уровня. Отрадно, что количество участников с каждым годом увеличивается.  Значит, заинтересованность и мотивация в изучении английского языка не ослабевает, а наоборот повышается. Так, в Международном конкурсе «Английский в школе», где Генеральным образовательным партнером конкурса является Британская международная Школа, 2013-15г. (сайт КОНКУРСЫ И ГРАНТЫ), задания, требующие творческого подхода, с каждым туром становятся все сложнее, учащиеся 3, 4, 7, 8 классов  (16 человек) заняли  призовые места и 1 победитель – Гимадиева И. (7 кл.)

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

Предмет

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты

Английский язык

школьный

I место (Шагвалиева Э.,8кл)

2011

Протокол №11   от 19.10.2011,

Грамота

Английский язык

школьный

II место

(Шагиахмитов А., 7кл.)

2011

Протокол№ 11       от 19.10.2011, Грамота

Английский язык

школьный

II место (Назмиева И., 8кл.)

 

2012

Протокол № 5  от 26.10.2012, Грамота

Английский язык

школьный

III место (Залялутдинова Д., 7кл.)

 

2012

Протокол № 5 от 26.10. 2012, Грамота

Английский язык

школьный

1 место (Халикова И.,8 кл.)

 

2013

Протокол № 3 от 23.10. 2013, Грамота

Английский язык

школьный

III место(Юсупова А.,7кл.)

2013

Протокол № 3 от 23.10. 2013, Грамота

Английский язык

школьный

I место(Юсупова А.,8кл.)

2014

Протокол №2 от 28.10.2013 Грамота

Английский язык

район

III место(Юсупова А.,8кл.)

2014

Грамота

Английский язык

школьный

I место (Сулейманова А.4кл.)

2015

Протокол № 4 от 23.10.2015

Английский язык

школьный

 II место     (Гараева Э..4кл.)

2015

Протокол № 4 от 23.10.2015

Английский язык

район

I место (Сулейманова А.4кл.)

2015

Грамота МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ»

Английский язык

район

 II место     (Гараева Э..4кл.)

2015

Грамота МКУ «Отдел образования Исполнительного комитета Апастовского муниципального района РТ»

Английский язык

республика

участник (Сулейманова А.4кл.)

2015

свидетельство

Английский язык

республика

 участник    (Гараева Э..4кл.)

2015

свидетельство

 

Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень

Результат (занятое место)

 Документы

VII Республиканская гуманитарная научно-практическая конференция «Глобализация – реальность современного мира!», МО и Н РТ, Управление образования Исполкома муниципального образования г. Казани, МУ «Управление Образования Исполнительного комитета МО г. Казани», МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани

05.04.2013г

Приметы  и суеверия англичан, русских и татар

республиканский

II место

Диплом

XIVПоволжская научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского,  МО и Н РТ, МУ «Управление Образования Исполнительного комитета МО г. Казани», Казанский (Приволжский) федеральный университет

29 марта -1 апреля 2013г.

Пословицы и поговорки, отражающие национальные особенности англичан, русских и татар

республиканский

лауреат

 

Диплом

III Поволжская научно-практическая конференция учащихся «Я - исследователь», г.Нижнекамск, 2013г.

Национальные  особенности пословиц и поговорок англичан, русских и татар

республиканский

финалист заочного этапа

свидетельство

V Поволжская научно-практическая конференция учащихся «Я - исследователь», г.Нижнекамск, 2015г.

«Англицизмы  в русском языке»

республиканский

финалист заочного этапа

свидетельство

 

Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету  как в очной, так и в дистанционной форме 

Вид, название мероприятия

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения 

 Документы

Республиканский фестиваль эстрадного искусства «Созвездие – Йолдызлык - 2012»

район

II место

2012г.

Диплом

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2013», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Отражение национального характера англичан, русских и татар в пословицах и поговорках», Печков Д., 9 кл. г. Москва,

федеральный

I место

 

2013г

Диплом

Всероссийская олимпиада по английскому языку «Молодежное движение»

федеральный

1ученик-I место

2ученика-II место

2ученика-III место

 

2013г.

Дипломы

Всероссийский конкурс «Центр –зит.рф», Английский язык

федеральный

2- I место

3- III место

2013г.

Дипломы

Международный конкурс «Английский в школе». Генеральный образовательный партнер конкурса Британская международная Школа, 2013-14г (КОНКУРСЫ И ГРАНТЫ)

международный

1-I место

9- II место

    5- III место

 

2013-2014г

Дипломы

Республиканский конкурс участников Универсиады-2013

район

II место

2013

Диплом

Центр дистанционной сертификации учащихся. Всероссийский конкурс по английскому языку «ФГОС - тест»

федеральный

2- II место

3- III место

2014

Дипломы

Международный конкурс по английскому языку «Новый урок»

международный

5- II место

6- III место

2014

Дипломы

Всероссийский конкурс по английскому языку «Я - лингвист»

федеральный

1-I место

1-II место

2014

Дипломы

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2014», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Приметы и суеверия русских, татар и англичан»,  г. Москва.

федеральный

I место

 

2014г

Диплом

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги - 2015», РОО «Клуб учителей «Открытие», «Влияние  англицизмов на  развитие лексики  русского языка»,

г. Москва,

федеральный

I место

 

2015г.

Диплом

Международный конкурс по английскому языку «Мириады открытий», “Инфоурок”

 

федеральный

2- II место

2015

Дипломы

Всероссийский конкурс по английскому языку «Я - лингвист»

федеральный

4- II место

2016

Дипломы

Международная олимпиада по английскому языку “Red Bus”, 2016

международный

8- I место

 

2016

Дипломы

Муниципальный конкурс «Говорим и поем по-английски»

район

III место

2016

Диплом

 

Таким образом, инновационные технологии существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. Их применение  не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность как учителя, так  и учащегося, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.