Лудомания

Гудкова Ирина Владимировна

 - Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, вам знакомы такие слова: "скрин", фендом, мелинялы? Так выражаются современные дети говорят на интернет-языка. Как вы уже, наверное поняли, речь сейчас пойдет об Интернет - зависимостях. (слайд 1)

С появлением интернета (в 2006 году) жизнь современных подростков приобрела значительные изменения (слайд 2): они получили значительную автономность, экстерриториальность, социальную независимость. Интимно личностное общение приобрело реально круглосуточный характер. Изменились характер и специфика девиаций (отклонений)  с использованием киберпространства. Специалисты впервые столкнулись с таким феноменом как "селфи-зависимость" (слайд 3) "Кибер - булинг" –травля человека по интернету, приследуется ст. 137 – частная жизнь, "сетевое троление" –размещение в Интернете провокационных сооющений, "пранкинг" –телефонный розыгрыш. Но наибольшее беспокойство вызывает появление в мировом интернете "групп смерти" (слайд 4) - синий кит, огненная фея и т.д. В мае 2016 года около 130 российских детей, погибших в результате самоубийства, были причислены к жертвам онлайн-игр и сообществ, сформированных в сети Интернет. Эти игры часто похожи на популярные сегодня среди молодёжи квесты - приключенческая игра, в которой нужно методично выполнять разные задания, связанные с самоповреждающим поведением вплоть до суицида.

Около трёх лет назад в подростковую субкультуру стало активно насаждается новое деструктивное (разрушающее) криминализованное движение АУЕ - Арестантское уркаганское единство (слайд 5) (символика - закрытый рот косынкой). Дети вымогают деньги у детей, свои жертвы ставят на "счётчик". Дань могут брать не только деньгами, но и сигаретами, большинству хулиганов нет 18 лет, берут по тарифной сетке - от 50 рублей с сирот и до 250 - с ребёнка из благополучной семьи. (история из Забайкалья, когда родители "должников" устроили самосуд - вывезли малолетних в лес и побили, ате после подожгли их дом). Дети чувствую безнаказанность, ин известно, что до 14 лет вся ответственность лежит на их родителях, они прекрасно знают свои права, но не хотят знать своих обязанностей. Причина - может быть, об обязанностях им никто не говорит. Мало кто понимает всю опасность этого явления, как АУЕ - около 800 подписчиков, для современного поколения детей и подростков(стали более агрессивными). Обратите внимание, на что тратит деньги ваш ребёнок.

- Скажите, пожалуйста, кто-нибудь слышал, может быть видел настраницах своих детей такие названия? "фурии" – вместо людей аниме с животными частями, "миганприндалс" - ....."chop-chop"...."shotacon" ....."Хентай" (слайд 6). Это интернет сообщества по сексуальному растлению подростков. Там дети могут выбирать себе аватарку сексуальной направленности, общаться  между собой (именно в рамках данной группы, левых туда не принимают) на откровенные темы, вступать в онлайн-секс. С помощью Интернета дети записывают себя в "вписка" - когда не зная друг друга дети записываются на квартиру, чтобы напиться и переспать друг с другом (девочка записалась, увезли в Москву, отказалась, пить, чудом дозвонилась до родителей в Воронеж и взрослые не успели изнасиловать).

Каковы же симптомыинтернет-зависимости (слайд 7):

- постоянная (навязчивая) проверка своегоi-mail

- Ожидание выхода в Интернет

- Жалобы окружающих на длительное времяпрепровождения в Интернете

- Жалобы, что тратятся деньги

Причины (почему дети становятся интернет-зависимыми)

- Интеракция (уход от реальности) - анонимное общение

- чувство безопасности (мнимая безопасность, как только входите в сеть начинают по сигналу отслеживать)

- возможность для реализации фантазий (обязательно с обратной связью "я тебе - ты мне")

- неограниченный доступ к информации (информационный вампиризм)

Статистика (как используется Интернет):

- 91% - для общения;

- 9 % - получение информации (ходя, изначально Интернет предназначался как раз, для получения информации)

Влияние на психологическую сферу:

- происходят изменения в головном мозге (т.к. мозг не активизируется, не задействованы когнитивные процессы - память, внимание, мышление)

- угасание познавательных интересов (у меня есть игра и хватит с меня)

- тонельность и клиповость восприятия (если до интернет-зависимости у меня были друзья, семья, у взрослого работа, то после, из этого списка уходят, друзья, затем семья и остаётся интернет-игра)

- отказ от удовлетворения потребностей (сон, еда, выведение продуктов пищеварения)Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней он был просто одержим компьютерной игрой, он не отходил от него, перестал ходить в школу. Он лгал, перестал мыться и похудел на 10 кг.

- утрата навыков общения (дети общаются с помощью смайликов и сокращения слов)

Влияние на физиологию (слайд 10):

- страдает зрительная система (облучение, синдром "сухого глаза")

- суставно-позвоночные заболевания (сколиозы, лордозы, кифозы)

- патологии сердечнососудистой системы

Стадии психологической зависимости от Интернета (слайд 11)

- лёгкая увлечённость (поиграл в игру 1 раз и нет желания играть постоянно)

- увлечённость (только играть, обсуждать только игры, желать купить новые  игры)

- зависимость (заядлые игроки - сутками в игре)

- уход от реальности (когда прекращается приём пищи, гигиенический уход за собой)

- примирение роли (выходят в общество и убивают)

Но, не смотря на это, у Интернета есть "+" и "-"

"+" Интернет.сети (слайд 12)

- накапливается психологический опыт (когда застенчивый подросток, анонимно общаясь, находит подходящие темы для разговора лицом к лицу в реальности)

- реализация важных возрастных потребностей (не все дети в доверительных отношениях с родителями, поэтому черпают информацию из Интернета, например, как нужно целоваться)

- неограниченные возможности самопрезентации (в реальной жизни я Петя Иванов из 8 "в", но в соц.сети я могу даже поменять пол и стать девушкой)

- тренировка коммуникативным навыков(общение) и  преодоление коммуникативного дефицита (даже общаясь в Интернете, не лицом к лицу с собеседником, мы нарабатываем навыки общения для реальной жизни)

"-" Интернет.сети (слайд 13)

- снижение культуры речевой коммуникации (использование сокращения и ненормативной лексики) как следствие

- изменение процесса восприятия и понимания текста

- кибербулинг

- затруднение коммуникаций между родителями и "цифровым ребёнком" (говорим на разных языках)

Большинство детей ежедневно проводят время в онлайн или мобильных чатах (слайд 14). Они общаются с огромным количеством других детей во всём мире. Некоторые дети застенчивы «в настоящей жизни», но раскрепощаются и приобретают уверенность в Интернете. Другие находят поддержку в лице своих сверстников, общаясь на интересующие темы или разговаривают о различных проблемах. Многие, вступая в переписку с взрослыми, считаю, что данное общение касается только их, потому что они «особенные». Дети и подростки любят всё то, что окружено завесой тайны, «секретность отношений» завораживает, притягивает. Для основного контингента детей, посещающих Интернет, данное пространство является тем местом, где можно вести себя раскрепощено, по-взрослому. Общение через экран создаёт у ребёнка ощущение безопасности, недоступности, отстранённости. Дети могут получать "деловое предложениеот доброго дяди, под личиной которого может скрываться, как педофил, так и обычный человек, которому захотелось заработать, через шантаж ребёнка денег". Особенно быстро "клюют" на эту удочку дети из малообеспеченных семей и подростки, которым не хватает "карманных денег". Статистика показывает, что каждый пятый ребёнок в возрасте от 10 до 17 лет, пользующийся Интернетом, с его помощью получил предложение сексуального характера от взрослого пользователя. Каждому четвёртому ребёнку ,вступившему через чат в переписку с взрослым пользователем, были показаны картинки и фотографии порнографического характера.

Совращение подростков происходит в 6 этапов:

1. Преступник, находит в соц.сети уязвимого ребёнка (из неблагополучной семьи или переживающего трудный момент в жизни), втирается в доверие, собирает информацию у ребёнка, устанавливает доверительные отношения с ребёнком. При этом чаще всего дети знают, что они общаются с взрослым.

2. Детям демонстрируются порнографические изображения, дети воспринимают это с улыбкой (считая это шуткой) и у детей появляется интерес (насильник просит сфотографироваться ребёнка обнажённым)

3. Насильник начинает шантажировать ребёнка тем, что расскажет взрослым и покажет скрин переписки с откровенными фото его друзьям, чтобы получить личное фото обнаженного ребёнка.

4. Насильник начинает склонять ребёнка ко встрече, шантажируя публикацией его откровенного фото в прессе. При этом,примерно в половине случаев дети знают, что встреча может привести к сексу с взрослым.

5. Если ребёнок соглашается, следует изнасилование с видеофиксацией. насильник получает компромат, заставляет вовлекать в преступный контакт своих сверстников. У ребёнка вырабатывается чувство вины за соучастие.

6. Преступник начинает торговать ребёнком, передавать его другимпедофилам.

Если вы вдруг заметили что-то подобное у своего ребёнка, поговорите с ним выясните, домогались ли до него. Если да, то немедленно нужно сообщить в следственные органы. Говорите с детьми об ответственности, что нельзя выкладывать в соц.сети фото своих знакомых и глумиться над ними т.к. это ст.137 - (частная жизнь), вся информация хранится на сервере, в любой момент её можно отследить.Интересуетесь ли вы, с кем дружит ваш ребёнок (пословица - Скажи мне кто твои друзья и я скажу тебе кто ты).

Почему дети замалчивают?

- Сами не даём детям слова (приходя с работы уставшими, мы говорим детям, дай мне 15 минут и мы потом поговорим, но детям важно именно сейчас спросить, а не через 15 минут, потом может быть поздно)

- Отсутствие доверия и понимания между родителями и детьми

- Чувство стыда, угрозы или наоборот подарки

- Амбивалентные чувства (хочется наказать и, в то же время, жалко)

Всему причина - много свободного времени, не понимают сверстники в школе и отсутствие доверительных отношений в семье.

Чтобы такого не было нужно детям предоставлять альтернативы. Нужно говорить о безопасности. В интернете не безопасно.

Необходимо ставить фильтры на компьютер: Кибер-папа, KasperskyInternetSecurity или просто введите в поисковик: интернет безопасность.

Рекомендации:

- Если ругать ребёнка, то оба родителя должны договориться, что разговаривать и разъяснять будут в одинаковом ключе (а не так, что один ругает, а второй по голове гладит);

- если говорим о чём -то с ребёнком то мы должны продолжать разговор только в рамках данного вопроса (не приплетаю к этой теме ещё и другие)

- мы всегда должны быть готовы сами начать тему для разговора со своим ребёнком (самому заводить тему про отношения между противоположным полом, о решениях конфликтных ситуаций мирным путём  и т.д.)

- говорить с детьми без употребления жаргонизмов (мата, асоциальных слов ,которые применяются на ЗОНАх)

- объяснять ребёнку, что не нужно идти искать в Internete информацию, лучше я-родитель отвечу( потому, что тоже когда-то были подростками и проходили через такие же ситуации и мы не навредим, потому что мы вас любим, вы ваши родители)

На прошлой недели в вашем классе, специально для родительского собрания, проводилось анкетирование "Влияние сети Интернет на подростка" данные представлены в таблице (найти в папке)

Напоследок я хотела бы раздать вам памятки. Спасибо за внимание!