Очевидное-невероятное что оценивают школьные оценки

Калинкин Сергей Михайлович

Очевидное-невероятное: что оценивают школьные оценки?

 

 Школьное образование

 4  16 859511.10.2017

Мы уже подвергли беспристрастному анализу такие «сакральные устои» российского образования, как домашние задания и учебники. Сейчас мы подробно рассмотрим такой «двигатель» российского образования, как школьная оценка. В укладе современной российской школы оценка играет далеко не последнюю роль.

 

Казалось бы, оценка, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник… Все просто и понятно.

Оказывается, нет, не просто и не понятно.

 

Начнем с терминов

 

Во-первых, оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика – то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи. И результат оценивания – оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка – это мнение учителя, его мысли и соображения. Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.

 

Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.

 

Ведь для чего производится оценивание?  Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.

 

Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли или, скорее, никогда не знали. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка – числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную ординальную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично. При этой проекции у оценки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное – зачем и для кого эта оценка производилась.

 

В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?

 

Для всех субъектов образовательного процесса отметка несет различные функции

 

Для учителя отметка – кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.

 

Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащимися. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…

 

А еще одна ипостась отметки – посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка. «Смотрите, - как бы говорит учитель, - ваше чадо нахватало плохих отметок. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.

 

Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите? Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла. Ну, а если отметка не слишком хорошая, можно и погундеть, поклянчить у учителя более высокую отметку, поторговаться сделать что-то дополнительно для повышения отметки. То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.

 

Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей (в их основной массе, хотя родители бывают, конечно, совсем разные – и философски (то есть пофигистически) относящиеся к отметкам, и родители со сверх-тревожностью, которые сами бегают в школу и выпрашивают у учителей отметки для своих детей получше).

 

Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит крайне примитивно: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет (при этом совершенно неважно, на какую специальность или направление!!!), удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина» и т.д. Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге отметка для родителя также играет мотивирующую роль, она мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).

 

Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.

 

Обобщая эти функции, можно сказать, что отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.

 

Почему так случилось?

 

Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых, школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности, по крайней мере, будучи препарированными по предметам - основам наук. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации. Еще одним средством несодержательной мотивации стал ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.

 

Во-вторых, социальное равенство в нашей стране в период социализма оказалось фикцией и, с одной стороны, оно превратилось в сетку должностей и профессиональных разрядов с соответствующими зарплатами и премиями, а с другой – получило воплощение в школьном укладе в виде ярлыков, которые навешивались на школьников в зависимости от их успеваемости.

 

Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает. Ну, работает, но, в основном косвенно, в смысле отбора, в том смысле, что высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.

 

Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.

 

А ведь есть такие системы школьного обучения, которые обходятся без отметок! В этих системах есть оценивание (как же без него?!), но нет отметок и в результате нет проблемы утраты школьниками содержательной мотивации, образовательных запросов и интересов! Это такие системы, как....

 

Внимание! Задание для читателя: выяснить, какие это методические системы и где находятся в их регионах школы, использующие эти методические системы.

 

Но есть и еще более «сакральные устои» российской школы, чем отметки, – учебная программа и урок. Их мы рассмотрим в следующей статье.

 

Доктор педагогических наук, профессор,

Директор Монтессори-школы «Алиса» А.В.Могилев