«Школа — для пенсионеров!». Как отразится пенсионная реформа на молодых педагогах

Чернышев Александр Юрьевич

Учитель из Перми Александр Чернышёв был вынужден уйти из школы в репетиторство, потому что иначе невозможно кормить семью. Хотя школа — то место, куда его всегда будет тянуть. Сегодня он размышляет о том, чем обернётся повышение пенсионного возраста для молодых педагогов.

Да, я всё-таки, возможно, вернусь работать в школу. Ближе к пенсии. Не шучу. Если, говоря словами нашего министра просвещения, физически и интеллектуально сохранюсь. Мне ещё 45 лет. В середине 90-х я был из тех молодых педагогов, которых выгнал из школы кризис. Обещанная пенсионная реформа может нас вернуть.

Но и сегодня, когда Россия встала с колен, из школ неумолимо вымывается молодёжь. Пока она конкурирует за другие, более хлебные места, школа остаётся островком стабильности для тех, кто уже не ищет иных путей. Моя ученица учится в педагогическом и пишет мне: «У нас 52 человека на курсе, в школу собираются человек 7-10». Думаю, и это число убавится, когда они разберутся в том, какую перспективу готовит им правительство, повышая пенсионный возраст. Смею утверждать: государству не нужны в школах ни мужчины, ни молодые. Был бы рад ошибиться.

Вспомните, как эти люди, облечённые властью и доверием, посмеялись над молодым «Учителем года», стушевавшимся от вопроса президента о своей зарплате. Затем учителя остро восприняли совет Дмитрия Медведева «идти в бизнес». Но я берусь утверждать, что адресованы его слова были на самом деле не учителям, а молодым людям, обдумывающим житьё. Образование — это удел для бедных, дал понять им премьер. Хотите быть открытыми миру, мобильными, мечтаете о самореализации (а о чём ещё может мечтать молодой человек?) — для этого нужны деньги.

В образовании денег нет и не может быть. Там ждут согласных на бедность в обмен на стабильность

И вот уже министр просвещения, сама дама пенсионного возраста, не сомневается, что не билетёром в театре должна работать бывшая учительница, а продолжать приносить пользу в школе и в 60 лет. Почему-то я думаю, что среди учительниц своего возраста она даже найдёт понимание. Ведь теперь никто не ткнёт им, что пенсионеры занимают места, на которые иначе претендовали бы молодые.

Молодёжь в школу не пойдёт, но у не востребованных в других секторах возрастных работников появится шанс скоротать время до пенсии и даже на пенсии в школе. Государство обещает некие гарантии занятости для тех, кому за пятьдесят. Вот и милости просим в школу.

Против реформы будут разве что те, кто чуть не успел доработать до выслуги. Им не повезло. Ведь выслуга — это на самом деле не право жить на пенсию, а право на прибавку к зарплате. Вот, читаю комментарий в сети: «Берите больше одной ставки, нарабатывайте педстаж, будет пенсия досрочная» — так мне говорили коллеги. А мне чуйка подсказывала, что кинет (пардон) меня государство. И вуаля».

А я никогда не доверял государству. Если в 1995 году не ушёл бы из школы, в 2019-м дождался бы выслуги. Успел бы. Но не получу. И почему-то об этом нисколько не жалею. Старость меня дома не застанет…

Никогда не считал, что на государственную пенсию можно будет прожить. Работать и считать годы до пенсии? Б-р-р… Сколько лет уже говорят про повышение пенсионного возраста? Двадцать лет. Сколько лет говорили о доведении минимальной зарплаты до прожиточного минимума? Двадцать лет! Вспомните знаменитый ельцинский указ № 1. Сколько лет понадобилось, чтобы довести зарплаты учителей до «средней по экономике»? Двадцать лет!

Можно и дальше надеяться на президента. Голосовать и надеяться. Он тоже уже почти двадцать лет у власти. Лично у меня этого времени уже нет. Сильнее меня может быть только неизлечимая болезнь. Она может нагрянуть через год, может через двадцать лет. Я уже пять лет живу на самообеспечении без государственных гарантий и не знаю, сколько это продлится ещё. Оставалось до пенсии 15 лет, будет 20 лет, ну и что? Хочется хорошо жить сейчас, пока ещё здоров. Пока реально можешь и должен что-то сделать для своих детей.

Разбогатею, уйду на отдых хоть через пять лет. Буду ездить по миру, отдыхать на островах.

Не разбогатею — помру за хлебом насущным в любое время. И пенсия здесь ни при чём. Стремись к лучшему — готовься к худшему

«Одно жалко: с повышением пенсионного возраста как же сильно постареет школа… Это в 21 первом-то веке!» — сокрушается коллега, сама в образовании уже больше тридцати лет.

«Ну и что. Ещё один довод не идти работать в школу молодым», — то ли возражаю, то ли поддерживаю её пессимистический прогноз. А с другой стороны, это ещё одна латентная социальная функция школы: она — место для пожилых, не способных прожить на пенсию…

Выслугу ведь не зря для учителей придумали в своё время, да и нагрузку в 18 часов не от фонаря взяли. Когда-то и отпуск на год давали. Только сейчас это всё обессмыслено. Самими же учительницами сдано в архив. Молчанием, голосованием и корыстным интересом: как бы не потерять насиженное место. Вообще смешная фраза из знаменитой комедии «чтоб ты жил на одну зарплату…» (пенсию…) звучит сейчас как угрожающая перспектива. Как там Греф заявил? «Женщины в 55 лет рожают»? Какая пенсия?

Ещё один важный аспект. Учитывая средний возраст, когда большинство учителей или на пенсии, или в нескольких годах от пенсии (как они раньше думали), то можно предвидеть ещё большее ожесточение внутривидовой борьбы за место под солнцем. Всем известно, какие конфликты в школах возникают из-за распределения часов. Молодых в школах и раньше не ждали, а теперь и подавно. Рабочее место в школе монополизировано, социальные лифты давно не работают, за работу на ставку как не платили, так и не платят. Мобильная молодёжь, желающая всё-таки работать в школе, поедет в столицы. Там «средний класс»…

 

Что в школе может привлечь молодых, если, конечно, не брать во внимание детей? Малозаметную, на первый взгляд, повседневную работу учителя с детьми на уроке и после урока подменили бюрократией, безумной гонкой за грошовыми часами и необходимостью отличаться в броских, помпезных, зачастую ритуальных мероприятиях, от которых на самом деле зарабатывает кто-то другой, но не учитель. Ученик, тем временем, не получает качественного урока и уходит к репетитору. Изучите состав репетиторов и, уверен, убедитесь, что реально наших детей учат молодые, но вот в школах их нет. Моя ученица после института тоже думает заняться репетиторством или уйти в частную школу.

Государственная школа — для пенсионеров! Для тётенек далеко уже не бальзаковского возраста

А, может быть, для выработавших свой возраст учительниц школа — это своего рода синекура? Достаточно только посмотреть на страницы их так называемых портфолио, забиваемые перед каждой аттестацией купленными сертификатами, грамотами, подтверждающими по их мнению и по мнению аттестационных комиссий (там тоже сидят опытные и возрастные женщины) их право держаться за место.

Рискую вызвать их гнев, но когда я слышу, что молодое поколение не видит перспективы в нашей работе, и потому якобы в нашей профессии работают хоть и «не молодые особы», но с призванием, то я слышу в этих словах и исключительность, и в то же время своеобразный «комплекс жертвенности», и страх перед возможной конкуренцией за рабочие места с более молодыми работниками, и просто корыстный интерес. Увы, государство своей пенсионной реформой консервирует эту систему, и так малопригодную для естественной ротации кадров. И у него, как ни парадоксально, в наших школах найдётся немало союзников. Ведь в результате реформы нынешним пенсионерам государство обещает существенную прибавку. Вот бы ещё их наконец отправить на заслуженный отдых, а молодым педагогам поднять кардинально зарплаты, совсем другими были бы перспективы в образовании…

 

https://mel.fm/blog/aleksandr-chernyshev1/21960-shkola---dlya-pensionerov-kak-otrazitsya-pensionnaya-reforma-na-molodykh-pedagogakh

 

 

 

 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Добрый вечер, Александр Юрьевич! Статью вашу "пробежала" (знаю уже приблизительно, о чём вы). На МЕЛ "сходила" и взяла оттуда комментарий, с которым согласна абсолютно:
Не слишком приятный осадок остался в душе после прочтения статьи. Я не одобряю, мягко говоря, пенсионную реформу, но речь о другом. Начали, что называется, за здравие, а закончили за упокой - во всём виноваты "тётеньки за 50". Школа для них, "выработавших свой возраст" ,оказывается.."синекура". И не подкопаешься, вроде к терминологии, а ощущение оголтелого хамства. Не правительство , которое отказывается от социальных обязательств виновато в бедах школы, а "тётеньки ". Эти тётеньки советской закалки везут на себе школьное образование, не "выработав свой возраст", а оставив там своё здоровье и получившие , в результате всех т.н. реформ, грошовую пенсию, на которую прожить в принципе невозможно. И школа для них - это не синекура, а работа, которая позволяет свести концы с концами. В этом их вина?!
Что касается молодых учителей, приходящих в школу.. По моим наблюдениям, это люди, которые хотят получать много денег, желательно, ничего не делая. Они совершенно не стесняются пользоваться трудами "тётенек", по крупицам в течение многих лет, создававших методическое обеспечение по своему предмету. Учащиеся уходят к репетиторам, а они сплошь все молодые?))
Да чёрта-с-два. Они выбирают опытных учителей, знающих свой предмет как свои пять пальцев и умеющих этот предмет подать.

Чернышев Александр Юрьевич

Татьяна Михайловна, мои оппоненты, сконцентрировавшись на "хамстве" автора, даже не заметили, какой непривлекательный образ учителя для молодежи они создают своими комментариями, дополняя невольно мой текст. Вчитайтесь в то, что они пишут сами про "тетенек":

"...оставив там своё здоровье и получившие , в результате всех т.н. реформ, грошовую пенсию, на которую прожить в принципе невозможно. И школа для них - это не синекура, а работа, которая позволяет свести концы с концами".

"...Что 30 лет, что 60 учителю, объем работы у подавляющего большинства учителей нереальный..."

"...и никогда бы не ушла с преподавания, если бы не идиотское бумаготворчество, которым задушили учителей, или сволочная аттестация, после которой и вперёд ногами выехать можно, или дебил-директор, самодур и горлопан".

"...Почитайте стандарты - у Вас мозги завихрятся. Четверть материала по каждому предмету можно смело выбросить".

И в чем я не прав? Эти "тетеньки" согласились на такие условия. Они их создали и оберегают "добросовестным трудом". И честь и хвала молодым, не идущим на это, а, может, они даже возглавят движение за другие перспективы для образования.

Я подписался под другим комментарием:
"Собственно своей покорностью, терпением наше профессиональное сообщество и позволило сделать учителя терпилой, о которого все вытирают ноги. В бедственном своём положении учителя виноваты сами".

И никакого хамства. Не там вы его ищете.

Татьяна Михайловна Захарченко

Может быть...Буду только рада за молодых!

Чернышев Александр Юрьевич

Как пенсионная реформа изменит жизнь учителей. И почему выйти на пенсию станет гораздо сложнее
Просто придётся подождать ещё восемь лет.
https://mel.fm/povestka_dnya/3486710-teachers_pension

Какой взрыв эмоций! Только ведь опять в песок...

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Единственное непонятно, Александр, что вы так колотитесь! Умерла, так умерла! Ушли вы из школы и ладно, что теперь доказывать и рассказывать? Создается впечатление, что вы оправдываетесь, что все-таки вам стыдно за свое бегство. Так оно и есть по сути! Ведь учитель - это служение, миссия, если хотите. Нужно не быть эгоистом, чтобы оставаться в современной школе. Да, жалуются учителя, ропщут порой, но службу свою знают и тащат на своих хрупких плечах непосильную ношу -государственное дело - ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКОВ! За что частенько получают плевки в свою сторону не только от Государства, но еще и от родителей, неблагодарных детей и таких умников, как вы. Слишком вы, молодые, отравлены обществом потребления. Все вам подавай и сразу! Высокие материи для вас непостижимы. Ваш Бог - выгода! И ваши оправдания выглядят фиговым листком, простите)

Кузнецова Наталия Петровна

Добрый день. Полностью согласна! Я не знаю как обстоят дела в городских школах, а в сельских - все, что Вы пишите, более чем актуально!