"клиповое мышление"

Телюкова Софья Владимировна

Словосочетание «клиповое сознание» вместе с «клиповым мышлением» требует некоторых пояснений. «Clip» в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых. Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель клипового мышления оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать со структурами различной сложности, выстраивая их в логические цепочки. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредоточиваться на какой-либо информации, что у него снижена способность к анализу. При этом типе сознания человек мыслит не понятиями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями. «Клипового человека» интересует не столько суть происходящего события, сколько текущая ситуация. Такой тип мышления не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации. Психологи констатируют, что преодолеть клиповое мышление невозможно. Однако можно противостоять его формированию на стадии клипового восприятия мира, когда мышление ещё не сложилось как система. Ребёнок не рождается с клиповым типом мышления, как и не рождается он со сформированным абстрактным или понятийным мышлением. Если говорить о педагогике, то сегодня наука обладает методиками и технологиями, помогающими противостоять формированию клипового мышления.