МОЙ ПЕРВЫЙ УРОК В МЭШ

Чернышев Александр Юрьевич

7 апреля

Сегодня изучал возможности МЭШ и ее библиотеку по обществознанию. С 2015 года здесь созданы 744 страницы с материалами учителей обществознания. Из них сценарии уроков занимают только 37 страниц. Зато так называемые атомики, якобы авторский контент, — на 677 страницах. Чего тут только нет: изображения из интернета, тексты из типовых вариантов, даже мультик "Гора самоцветов". А где же авторские тексты?

Пока не испробовал сам конструктор. Только забил тему и описание. Продолжу завтра. Сегодня прикрепил свой видеоурок "Формы познания". Посмотрим, как пройдет модерацию. Но не буду же я все 19 своих видеоуроков со своего канала просто формально переносить в МЭШ?

8 апреля

Два дня понадобилось на модерацию моего первого "атомарного контента" - видеоурока "Формы познания". Мой ЭОМ (электронный образовательный материал) рекомендован к размещению в Общегородской платформе электронных образовательных материалов Московской электронной школы. Приятно.

Материал-то рекомендован к размещению. Но... отклонен по критерию "На видео отсутствуют водяные знаки, посторонние надписи или реклама". Сначала не понял, о чем речь, потом дошло: на видео - мои контакты как репетитора. Придется специально перезаписывать для МЭШ. Ладно. Вернемся к этому позже.

10 апреля

Первый мой "атомарный контент" - текст задания после одобрения модератором появился на сайте библиотеки МЭШ. Текст задания, составленного по конструктору Л.С.Илюшина, был перенесен в МЭШ из моего учебного блога.
Модерация заняла меньше суток. Не хочется думать, что это простая формальность. Но я бы предпочел развернутую рецензию в свободной форме и возможность комментирования ЭОМ. Но, увы, политика премодерации в МЭШ мне непонятна. Я с трудом нашел свой материал среди множества атомарных объектов, размещенных только за сегодняшний день (очень много изображений из интернета зачем?). Навигация ни к черту, предчувствую, что мой материал просто затеряется среди более чем 400 тысяч атомиков. Даже обложку сделать не позволяет инструментарий сайта, и вы видите только ссылку, ведущую на материал. При такой системе модерации я мог бы хоть сейчас разместить штук тридцать своих материалов. Но зачем?

14 апреля

Я начал работу в конструкторе урока над первым сценарием. Выбрал тему "Социальный контроль". Одна из самых любимых моих тем, для которой я привлекаю активно литературные источники. Мы обсуждаем с учениками "сумасшествие" Чацкого, преклонение профессора Преображенского перед городовым и вспоминаем унтера Пришибеева. При разработке сценария урока я опираюсь помимо учебника 10 класса под ред. Г.Бордовского на свой интерактивный учебник, над которым тружусь весь учебный год и пока размещаю в открытом доступе на личной странице во Вк.

15 апреля

Закончил работу над первым сценарием урока для МЭШ по теме "Социальный контроль" и отправил на модерацию. Он получился насыщенным, хотя и рассчитан на 45 минут. Удастся ли его вместить в это время, можно будет понять, только проведя его. Урок выстраиваю в проблемном ключе с работой в мини-группах. Учеников ждет мозговой штурм и дискуссия, обсуждение видеофрагмента и литературного источника. Работа над презентацией отняла много времени. Труднее оказалось подобрать изображения по нужному размеру. То есть сначала надо создать атомики, а потом встроить их в сценарий. Если модерацию не пройдет один атомик, то и весь сценарий будет отклонен. Урок включает 11 этапов. Перед началом работы над уроком познакомился с некоторыми сценариями других педагогов. Есть уроки и в 6 этапов, и в 15. Обратил внимание на включаемые ими интерактивности, хотя попадаются слайды, перегруженные текстовой информацией, как из учебника. Но все-таки видно, что в большинстве уроков акцент делается на выполнение заданий, сценарии не похожи на типичные конспекты, предполагающие простое воспроизведение теоретической информации. Больше практики на уроке — это как раз по мне.

18 апреля

Я порадовался, что почти по всем критериям моему первому уроку методист поставила галочки. Но материал с первого раза не был одобрен. Поэтому я написал письмо методисту. Так я попал на сайт московского городского методического центра. Надеюсь, что в личной переписке буду оперативно разрешать возникающие проблемы. Да и хочется более свободной рецензии материалов в живом общении со специалистами. Уже получил ответ и начал вносить правку. Видео нужно скачивать с Ютюба. Аккуратнее нужно с ссылками, которые зачастую ведут на рекламу. А еще включить задание, аналогичное формату международных и национальных исследований качества образования - это обязательное требование ко всем урокам.

Теперь я знаю, чем буду занят в ближайшие несколько месяцев, чтобы подойти к новому учебному году подготовленным, - сделаю полный комплект электронных поурочных разработок по обществознанию хотя бы для одной параллели 10 классов. Поймал себя на мысли, что создание урока гораздо более увлекает, чем его проведение.

22 апреля

Мой первый урок по теме "Социальный контроль" включен в каталог общедоступной библиотеки Московской электронной школы. Приятно осознавать себя частью сообщества столичных учителей, двигаться вместе с ними в одном направлении.