Роль семьи в развитии у ребенка интереса к чтению.

Рындина Наталия Владимировна

Чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе. А ведь для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие интереса к чтению17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии у ребенка интереса к чтению.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

 Часто можно услышать, как в семье говорят, что они читают ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время...Пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».

И вот здесь вспоминаются слова С.Я.Маршака «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя».
На съезде Российского книжного союза, прошедшего еще в 2011 г. в Москве, Президент РФ В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.По статистике, приведенной в стране, одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, - NOP World - россияне  уступили пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.
   А ведь для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Очень много встает вопросов со словом «зачем». Зачем нам  нужно, чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы.

Родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.  Главная задача родителей - создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления . В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения, которые так важны в сегодняшнее время для ребенка. Члены семьи  вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной школе ребенок не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.   Давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.но самое главное- во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Развивается память и воображение. Ваш ребенок тщательно начинает «переваривать»  информацию и анализировать. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в школьном возрасте.

По заверениям ученых, следующий  век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Да,мы живем в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Политика, наука, финансы, бизнес, техника, строительство, сельское хозяйство — ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, ученые всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашел самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:

  • первое: доступность — пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
  • второе: портативность — для ее использования не нужны никакие дополнительные устройства;
  • третье: надежность — информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.

Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав эффектную паузу, произнес: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идет о ...книге ”

Для благополучного развития ребенка семейное чтение книг очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Главным в совместном чтении является то, что это важная форма общения ребенка и родителя. Это способ, позволяющий протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать общение в семье, стремительно сокращающееся в силу огромной занятости родителей.


 

Комментарии

Фролова Анна Александровна

Очень актуально сейчас!

Борисова Елена Васильевна

К моему сожалению, часто слышу от взрослых, что читать им некогда своим детям. Книжки не покупаем, он их рвет, сейчас всё можно найти в интернете...и т.д.
Очень жаль! А как же ребенок будет разговаривать и когда же он заговорит, а заговорит ли он правильно???