Аттестация педагогов

Валова Анастасия Федоровна

Аттестация учителей в 2020 году

Продолжается внедрение новой модели аттестации учителей. В статье рассказываем, какой порядок аттестации в 2020 году, произошли ли изменения, какие документы готовить и т.д.

 

Аттестация учителей в 2020 году, изображение №1

Внедрение новой модели аттестации

Новая модель аттестации педагогов входит в общую национальную систему учительского роста (НСУР), отмеченную в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

 

Главной целью введения НСУР объявлены повышение профессионального уровня учителя и ответственности педагога за свой результат. В документе приведено несколько условий, выполнение которых будет способствовать достижению поставленной цели:

 

профессиональные качества учителя должны повышаться в течение трудовой деятельности;

школы заключают с учителями эффективные контракты;

соответствие профессиональному стандарту является главным условием карьерного роста педагога;

аттестация учителей должна быть средством развития, а не контроля.

Внедрение НСУР по замыслу ее создателей сделает из учителей профессионалов, которые будут применять в своей деятельности новые научные разработки и накопленный педагогический опыт. По факту все сводится к двум мероприятиям: доработке и внедрению в образовательные учреждения профстандартов и новой системы аттестации учителей.

 

В настоящее время процедура проводится в двух вариантах:

 

аттестация на соответствие педагога должности (она проводится в обязательном порядке и должна повторяться раз в пять лет);

аттестация учителя для получения высшей категории (она является добровольной).

Обе они пока осуществляются по старым правилам, действующие приказы Минпроса не отменены.

 

Аттестация учителей в 2020: что нового

Прежде всего новым является формат. Предлагается ввести тестирование для учителей, своего рода ЕГЭ. Комиссия будет проверять у преподавателя знание предмета, уровень методических, психологических, коммуникационных навыков. Проверке подлежат и практические навыки.

 

Оценка квалификации учителя будет происходить во всех школах по одинаковым правилам с применением единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Разработка ЕФОМ до сих пор находится в стадии обсуждения, окончательного варианта нет. Но на практике они уже применялись, так как данный порядок аттестации уже был опробован как пилотный проект в школах различных регионов страны за два последних года.

 

Протестированная система ЕФОМ состоит из трех блоков.

 

Письменная работа по профилю учителя. В этой части экзамена проверяются знание предмета и методика его преподавания. Здесь же могут быть предложены практические задания: например, найти ошибку в работе школьника, составить план урока и пр.

Анализ профессиональной деятельности учителя. В этом блоке урок аттестуемого снимался на видео, чтобы в дальнейшем его смогли оценить независимые эксперты. Для объективной оценки к видео прилагались план-конспект урока, а также образцы работ учеников.

Педагогический кейс. Это задание имеет целью проверку коммуникативных и психологических компетенций учителя. Педагогу необходимо составить план действий в разрезе предложенной ситуации. Например, как помочь трудному ребенку адаптироваться в коллективе или разрешить конфликт между школьниками.

На выполнение и сдачу всех блоков отводится не менее четырех часов, но задания выполняются в разные дни.

 

При успешной сдаче всех трех блоков учитель получает шестьдесят баллов из ста возможных. Предлагается оценивать еще три фактора. Максимум двадцать пять баллов учитель получает за показатель успешности учеников, десять добавляет хороший отзыв руководства и пять – мнения бывших учеников.

 

По результатам апробирования пилотной модели аттестации учителей Министерство просвещения уже внесло некоторые поправки. Так, предлагается отменить видеоурок. Это трудновыполнимая и затратная часть экзамена, которая требует много времени и специальных технических решений. Проблемой стало получение согласия на съемку со стороны родителей учеников. Чем заменят видеоурок, пока сказать трудно.

 

Мнение выпускников о работе педагога тоже получило негативную оценку во время пилотного проекта. Оценка носит субъективный характер и часто бывает спорной.

 

ЕФОМ уже применяются в процессе аттестации учителей. Документ открыт для обсуждения и изменений. Регионы сами решают, в каком формате проводить аттестацию учителей в 2020 году: будет это открытый урок или портфолио.

 

Аттестация учителей в 2020 году: что еще предстоит узнать педагогам

По новым правилам аттестация для педагогов станет обязательной. Один раз в пять лет всем учителям придется подтвердить свою квалификацию, независимо от опыта. Отменяется автоматическое присвоение второй категории педагогам, стаж работы которых превышает двадцать лет.

 

С вводом новой модели аттестации в 2020 году у работников образования появится возможность строить свою карьеру по двум направлениям: вертикальному или горизонтальному. Первое – это получение сначала первой, затем высшей квалификационной категории. И второе направление – введение новых должностей: старшего учителя и ведущего учителя. Предполагается, что просто педагог качественно обучает детей. Старший педагог, кроме этого, должен уметь подойти к работе творчески: создавать индивидуальные программы, принимать методические решения. Ведущий учитель будет являться наставником, помогать коллегам, направлять и координировать их работу.

 

Проект постановления правительства об изменении номенклатуры должностей с введением новых уже находится в стадии подготовки. Значительно будет различаться и зарплата педагогов.

 

Порядок аттестации в 2020 году

Молодым учителям, впервые пришедшим на работу в школу, придется сдавать аттестацию на вхождение в профессию. Процедура аттестации пока не утверждена. Скорее всего, это будет первичная проверка знаний. Правда, возникает вопрос, для чего это нужно, поскольку учитель только что закончил вуз и сдал государственные экзамены.

 

Аттестацию повторную, на соответствие должности, молодой педагог будет сдавать после первых двух лет трудовой деятельности в школе.

 

Как уже говорилось выше, обязательная аттестация проводится в школе раз в пять лет. Если педагог настроен на карьерный рост, существует вариант добровольной аттестации для присвоения первой или высшей категории.

 

Для участия в аттестации учителей в 2020 году педагог должен подать заявление в аттестационную комиссию и приложить следующие документы:

 

копию аттестационного листа (если имеется квалификация, присужденная ранее);

копию диплома об образовании;

копию свидетельства о браке (если ранее менялась фамилия);

документы о предыдущем повышении квалификации (если оно было);

информационную карту с результатами деятельности;

профессиональное портфолио;

характеристику с места работы.

В пакет документов, который представляется в аттестационную комиссию, администрация школы должна добавить еще справку с места работы, анализ результатов учеников, отзывы об учителе его выпускников.

 

Что будет, если аттестацию не сдать

Новая модель аттестации прежде всего должна помочь учителю выявить, какие существуют пробелы в его знаниях, решить, как их преодолеть и куда двигаться дальше. Многие задаются вопросом: что будет, если аттестацию не сдать. Министерство просвещения уверяет, что увольнять педагога в связи с этим никто не будет. Таким учителям придется заняться повышением квалификации. Заниматься можно будет самостоятельно либо с помощью специальных курсов. В национальной системе учительского роста будут открыты центры повышения квалификации педагогов.

 

Если во время аттестации учитель не подтвердит первую квалификационную категорию, она будет аннулирована. Тогда придется пройти дополнительную подготовку и затем снова пройти аттестацию в общем порядке. Если не удалось подтвердить высшую категорию, сначала нужно будет получить первую и только через два года заново сдавать на высшую.

 

Переходный период

 

Напомним, что переходный период – это период с 2018 по 2024 год, в рамках которого вводится новая модель аттестации.

 

Во время переходного периода (5 лет) Министерство просвещения дает возможность педагогам самим решать, старую или новую форму аттестации выбрать.

 

В декабре 2019 года правительство утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогов. Из документа следует, что новая модель аттестации начнет работать не раньше 2022/2023 учебного года. К марту 2022 года должна быть готова схема модернизации системы с учетом пилотной апробации, которая планируется на 2021–2022 годы.

 

К 1 июня нынешнего года будут обработаны предложения, которые поступили во время общественного обсуждения новой аттестации педагогов (оно продолжается по настоящее время). К ноябрю по плану правительства должны быть согласованы средства оценки для квалификационного экзамена, а к началу 2021 года – предложения по квалификационным категориям.