ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Домбрин Игорь Михайлович
Как во сне вокруг нас унифицированный мир, в котором учат детей дистанционно и в школах-конвейерах. Мир, до предела системный и предсказуемый, без любви, творчества, человечности, в котором отрицается природа человека как творения Высшего разума, как голограммы Вселенной, как Храма души. Духовная культура Древнего мира, идеалы эпохи Возрождения и мечты человечества во все времена - всё это отбрасывается техномышлением. Эпидемия искусственности захватила человечество. Природосообразность, заложенная основой педагогики в прошлые века, становится ненужной современному образованию. Забвение происходит через подмену учителя техническими средствами. Но не пора ли проснуться и взглянуть на технологии и технические средства как на инструмент как для, так и против  гуманности будущего?  Рассмотрим объективно роль компьютерных технологий в обучении и воспитании детей. 
 
История цивилизации - это история идей просвещения, история познания человеческой природы. Принцип природосообразности, известный с давних времен («Вы не можете чему-либо научить человека, вы можете только помочь ему найти это в себе». Галилео Галилей), описан  педагогами-философами и уточнен педагогами- психологами. От понимания приспособленности человека к среде обитания как привычки «искать или двигать предметы, которые производят наши ощущения» (Руссо) к глубокому анализу в интегральной антропологии, где он проявляется как соответствие природе человека, соответствие жизненных условий и задач индивидуальности (Непомнящий). 
 
М.Монтессори уточнила и применила принцип природосообразности в дошкольном и младшешкольном обучении. Она, например, утверждала, что мы, взрослые, «не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение — вот кто всем управляет. Если мы поймем это, то, следовательно, примем за основу принцип «не мешать естественному развитию» и, вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребенку свободу. «Освободите детей, и проявятся их скрытые силы»… предоставим действовать природе. Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности…Насколько спокойнее понимать, что природа обо всем позаботилась…мы ведем детей за собой. Но разве сила, способная привести к успеху, не в них самих? Ребенок любит нас всем сердцем и подражает нам изо всех сил. Однако есть в нем нечто, что протестует. Это сила его собственного развития…подобно Диогену, возьмем фонарь и отправимся на поиски человека» (Монтессори).
 
Современная постнеклассическая интегральная антропология (Непомнящий) показывает более полную картину раскрытия такой сущности как человек в соответствии с его природой. Что согласно интегральному подходу есть природа человека? Для пояснения интегральной природы человека нам необходимо обратиться к адекватной модели. В человеке мы видим процессы переработки и обмена веществом, энергией, информацией, пространства и времени (m, E, I, P, T). Результатом накопления и интеграции всего опыта бытия конкретного человека является его индивидуальность. Отличие одного человека от другого определяется количеством и качеством пережитых конкретной сущностью проявлений. Индивидуальность обусловлена именно бесконечностью возможных форм проявленной реализации сути и условий проявления, а личность – это проекция индивидуальности и инструмент взаимодействия с конкретными общественными и природными условиями, т.е. через личность жизненная программа формирует среду для своей реализации (Непомнящий).  Интегральная модель Кена Уилбера (Уилбер) включает квадранты, уровни, линии и спектры развития, типологию. Современный человек окружён предметами, и они, являясь результатом его воздействия, в свою очередь воздействует на него. Знаки и пространство, материалы и вещества создают экологическую  и культурную среду. Интегральная телесно-душевно-духовная модель проясняет, что кроме телесного, существует и душевно-духовное взаимодействие с окружающим миром. Следовательно, природосообразным должно быть не только телесное воспитание, но и энергоинформационное. 
 
В связи с тотальным внедрением технических средств в образовании, чего не было ранее, мы хотим показать, как влияет техника на развитие личности, соответствует ли внедрение технических средств обучения принципу природосообразности. Для того, чтобы оценить роль технических средств в образовании, посмотрим как технические средства влияют на человека во всём интегральном пространстве сознания и в разном возрасте. Соответствие человека духу природы,  окружающие естественные образы меняют человека также, как в контакте с другими душами изменяется энергетические структуры у человека. Особенно чувствительны дети с их ранимыми, открытыми душами. Результат влияния на детскую душу становится основой более сложных структур, определяющих поведение во взрослом возрасте. Минимальная дисгармония детства превращается в существенный недостаток взрослости. К счастью, многие отклонения сглаживаются при контакте с носителями гармонических законов мироздания, восстанавливается запроектированная структура души.
 
Искусственное по-разному влияет на людей, находящихся на разных уровнях развития сознания. Артефакты по-разному влияют на психику. Наивная душа человека будет в восторге от разноцветных камешков, блестящих полосок металла. На этом уровне находится современный потребитель, его искушённый ум трепещет перед новой маркой смартфона, новым пейзажем в путешествии по планете или перед увлекающей иллюзией виртуального пространства. Чем старше становится ребенок, тем сильнее искусы, а значит, и технологии их воспроизводящие. Обладая мифическим сознанием (Уилбер), человек остаётся во власти образов в виде икон, содержимого видеоканалов, обрядов, ритуалов, рекламы. На этом уровне ребёнок не только в сказочном мире, вокруг появляются образы волшебников. А у человека рационального, к которому можно отнести и ученика средних классов, волшебство вытеснено наукой. Чем интересней, эмоциональней, увлекательней  научный факт, тем притягательнее наука, больше успех в учебе и исследованиях.
 
С развитием рациональности человечества связано развитие технических средств и уход от природосообразности. …Культура была основана на совершенстве природы. Только то считалось красивым, что согласовывалось с природным: «золотые» пропорции в архитектуре, математике, и даже в отношениях между людьми были принципами деятельности, жизни. Там, где они нарушались, государства приходили в упадок, становились слабыми и беззащитными. Как и сегодня, и в другие времена были люди, привыкшие к долгой жизни в городах, в тесных жилищах и узких улочках. Именно у горожан было слабое здоровье и зачастую извращенная психика. Технологии усложнялись, печатались книги, наука притягивала к себе любителей и зрителей через «удивительное-невероятное». 
 
Как у человека происходит формирование зависимости от технических средств? Познание мира с помощью книг, видеофильмов также формируют привязанность к техническим средствам. Их более яркие, очерченные, выделенные образы действует на восприятие сильнее, являются большими раздражителями, чем природа. Эти образы раскачивают энергетику, создают ощущение эмоциональной наполненности ещё с рождения, и их отсутствие ощущается как пустота, дискомфорт. Ребёнок отвыкает от тишины, а иногда лишается её еще до рождения. А если ему пришлось привыкать к шумам, звукам, источникам света - всё это становится  стимулом, без которого непривычно, и должно быть теперь жизненным фоном. Обилие игрушек, впечатлений, мелькающих картинок будоражит детскую психику, и опять-таки, становится фоном, ведёт к потребности ещё больших стимулов.  Тихая спокойная песня уже не вызывает отклик в хаотичной психике, медленные картинки оказываются ниже уровня восприимчивости. Для такого ребёнка заметно только то, что ярко, громко, быстро движутся. Происходит дисгармоничное развитие анализирующих и синтезирующих структур души. 
 
Теперь, зная интегральное воздействие техники на человека, рассмотрим посредничество технических средств в диалоге между учителем и учеником.
Развивающая гуманная педагогика создаёт бережные условия для раскрытия способностей. Она предусматривает роль учителя как помощника и отца. Сознание учителя вмещает в себя сознание ученика, благодаря чему возможно построение развивающей среды. Это индивидуальный процесс - только в контакте передаются знания, ценности учителя через образы, которые меняют внутренний мир ученика. Взаимодействие происходит по множеству каналов, которые можно сгруппировать в каналы ума и тела, эмоций, духа. Любые технические средства срезают пропускную способность каналов (Непомнящий), позволяя обмениваться лишь словами,  знаками и динамическими картинками. Рационалу этот способ контакта позволяет донести знания, но человеку телесно-ориентированному сложно взаимодействовать через посредника. Таким людям, а к ним относятся и дети с ещё неразвитым логическим мышлением, технические средства ухудшают условия обучения. Но и рационалы недополучают энергетическую составляющую обучения, реальный мир подменяется цифровой моделью. Для понимания обстановки в классе учителю надо знать психологическое состояние учеников, для этого необходимо находиться в одном интегральном пространстве с учениками, чувствовать их. Учащиеся каждый раз другие, план занятия не всегда подходит под складывающуюся обстановку. Успех зависит не только от подготовки учителя к своему предмету и знание смежных наук, надо иметь жизненный опыт, эрудицию, любовь к ученикам, педагогическую интуицию. Когда точный расчет невозможен, интуитивно найденное решение часто оказывается более верным и удачным с педагогической точки зрения.
 
Большинство детей сегодня не готовы работать с ИКТ в соответствии со всеми требованиями информационно-психологической безопасности: существует большой риск доступа к деструктивной для личности информации. Такая информация, при недостаточно развитых навыках самоуправления, травмирует слабую детскую психику, соблазняет и развращает. Проблемой в использования детьми компьютерной техники является отвлечение от реального внешнего и внутреннего мира. Наряду с новыми возможностями высокие технологии таят и новые опасности они значительно упрощают манипулирование сознанием, в связи с чем свобода человека в принятии тех или иных решений оказывается мнимой, приводят к утрате чувства реальности окружающего мира, способствуют индивидуализации общества и росту одиночества, создают угрозу существования человеческой телесности и подрывают представление о человеческой уникальности и неповторимости. Соблазнившись удовольствиями, которые обещают современные технологии, люди «поворачиваются спиной» к последствиям их использования и удивляются при этом - почему будущее стало столь непредсказуемым, и почему технологии не могут удовлетворить их потребности и приводят к духовной пустоте. Высокие технологии не нейтральны, они отнюдь не являются панацеей от всех бед, напротив, чрезмерное увлечение ими способно лишить человека смысла его существования. Входящие в обыденность, технологии виртуальной реальности (ВР) – это техника суррогатного удовлетворения желаний, которой можно легко злоупотребить. Вовсю эти проблемы проявляются в перспективной роботехнике, через интернет с нами уже общаются информационные агенты – боты. Принимая решения и вступая в отношения с людьми, искусственный интеллект (ИИ) должен нести моральную ответственность, но за что может отвечать неживой предмет? Эта глобальная проблема усугублена доступностью современных технологий для детей и малосознательных людей. Как любой инструмент, ВР и ИИ может стать оружием, попади он в руки людей с низким уровнем развития нравственности. Технологии уменьшают свободу выбора человека, блокируют абстрактно-логическое мышление, делают его биороботом, рабом владельцев технологий. 
 
Учитывая приведенные аргументы, эффективность ИКТ следует оценивать не только по полученным в процессе обучения знаниям и выработанным умениям. Эффективность технологий – в воспитании гармоничной личности со сбалансированными когнитивной, эмоциональной и мотивационной сторонами, скрепляемыми духовно-нравственным ядром. Учителю необходимо «жить» потребностями и интересами ребёнка, находиться рядом, чувствовать его (эмпатическое общение), что, конечно, невозможно сделать в дистанционном обучении (web-проекты, чаты, видеоконференции). Один из распространенных стереотипов заключается в том, что онлайновое обучение является наиболее прогрессивной формой обучения. Но ведь технология не отменяет необходимости принятия решений, живое общение может быть дополнено, но не заменено виртуальным общением по Интернету. Трудовое воспитание предусматривает непосредственный переход от теории к практической деятельности, педагогическую поддержку в реальном времени при непосредственном контакте, и онлайновое обучение, очевидно, не соответствует принципам образования. 
 
Заключение. Природосообразность - самый важный принцип в обучении. Только учитывая интегральную природу ребёнка, можно говорить о безопасном развитии личности. Необходимо предоставить все условия для гармоничного раскрытия ребенка как божественного проекта и этот проект почти всегда не похож на тот, который представляют себе родители и педагоги. Человеческий ум не может учесть всех факторов и бесконечной предистории. Педагогам приходится только наблюдать и менять «театральные декорации» вокруг ребенка. Большее может быть уже насилием над Личностью. Даже случайный человек, оказавшийся рядом, влияет на будущее ребенка. Гармоничная личность растёт только в гармоничном   окружении. В раннем возрасте ребёнок особенно чувствителен к телесно- энергетическому взаимодействию. Никакие технические средства не могут заменить тепла материнского тела, человеческих объятий, ласковых слов любящих сердец отца и воспитателя.
Наличие в окружении  ребёнка элементов техносферы оставляет отпечаток в его сознание, а подмена естественного искусственным создаёт дисгармонию и зависимость от искусственных вещей, инструментов, развлечений. В более старшем возрасте, по мере развития ума проявляется потребность в умном познании, «тяга» к знаниям. И тогда родители и педагоги, конечно, могут окружить ребёнка наглядными реальными пособиями, а могут показать и погрузить его виртуальную реальность через компьютерный интерфейс. Близкое знакомство с компьютерами, смартфонами до того как разовьется абстрактно-логическое мышление, до того как ребёнку станет понятно назначение технических средств и он будет способен к самоуправлению, - это контакт с «магическим кристаллом», от которого очень сложно оторвать взгляд. При этом деградируют структуры души и функции организма.
Техносфера  имеет свои цели, вряд ли соответствующие целям, заложенным в божественном проекте, жизненным задачам Индивидуальности. В противовес целям техносферы заложенный в детях потенциал позволяет раскрыться им, стать равновеликими во всём. Гармония внутри есть необходимое условие гармонии во внешнем: только таким способом  можно преодолеть односторонность мышления и достичь безопасности развития, избежать тяжелых последствий для всей цивилизации. Значительную ответственность за это несут родители и учителя.
 
 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Цель тут только одна - воспитать стадо. Управленчески послушного и безропотного.