Что показал опыт вынужденного дистанционного обучения весной 2020 года

Любимова Виктория Викторовна

Поводом к написанию этой заметки стала статья известного математика Сергея Евгеньевича Рукшина "Опыт дистанционного образования провалился".

На мой взгляд, не произошло ничего неожиданного: сложно было ожидать успеха от дела, происходящего в таком аврале. Дистант просто резче - как на шарже, карикатуре - проявил имеющиеся проблемы в сфере образования.

Что, разве до дистанционного обучения не было немотивированных учеников и формально относящихся к работе учителей? Были!

Только тогда над немотивированным учеником стоял рядом учитель и контролировал его, не давал отвлекаться, поэтому балбесничать было сложнее, все были на глазах (хотя и в очной форме дети умудрялись на уроке заниматься своими делами, всё зависело от организации урока). А при дистанционной форме ученику отвлекаться ничего не мешает (разве что присутствие родителей): он может в одном окне формально открыть zoom и тут же свернуть его, а в другом окне открыть соцсеть или "смотреть котиков". Да, всегда можно сказать, что учитель должен построить урок так интересно, чтобы у ученика и в мыслях не было отвлекаться, но психологи утверждают: учёба - это серьёзный труд, требующий напряжения воли, а не только одно развлечение, поэтому чаще ученик выберет то, что проще - пассивно "смотреть котиков" ведь легче, чем напряжённо думать.

Необъективность результатов контроля (в виде списывания у одноклассников или с телефона) тоже и раньше была, но при пристальном внимании учителя делать это было сложнее, чем при выполнении дома онлайн-тестов, где под рукой поисковые системы и помощь родителей.

Учителя тоже не все и не всегда готовили каждый урок, как открытый (порой и пол-урока уходило на "дисциплинарные внушения", когда это было необходимо), но этого не видели родители, а в дистанте каждое слово учителя рассматривалось ими "под микроскопом".  Дистанционная форма работы ещё и выявила тех учителей, которые проходили "компьютерные курсы" формально, ради удостоверения, а на самом деле не владеют элементарными умениями, потребовавшимся для дистанционной работы. 

Нередко учителя математики пытались показывать web-камере не только маркерную доску, но даже рукописные записи на листке бумаги, не имея понятия о виртуальных досках. Зато те педагоги, которые активно осваивали и применяли интернет-сервисы и электронные ресурсы, смогли сделать дистанционные уроки еще более яркими и запоминающимися. 

Раньше тоже бывала лишь видимость обучения: вроде ребенок ходит в школу, что-то там делает, но как и что - родителям было не важно. Где-то помог учитель, проходя между рядами, где-то списал у одноклассника, так или иначе, материал "проходился". Но в дистанте всё стало заметным и обсуждаемым. Сразу стало ясно, кто действительно учится для получения знаний (многие ребята радовались, что "так много интересного по теме", с интересом осваивали технические инструменты наглядности), а кто относится к учебе формально, отлынивая под любым предлогом (например, имитируя проблемы со связью, как описывалось в статье). 

В этом и есть польза от случившегося: повод задуматься о необходимости принципиально новых подходов к мотивированию, воспитанию ответственности ученика, организации контроля и т.п., о разработке совершенно иных принципов построения обучения.

На мой взгляд, провалилось не дистанционное обучение, а именно попытка продолжения реализации классно-урочной системы в дистанционной форме. 

Любой опыт, пусть даже отрицательный, полезен: он помогает иначе взглянуть на проблемы, которые уже привыкли не замечать, даёт возможность учиться новому и делать выводы из ошибок.