Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми с особенными возможностями здоровья (на примере обучающихся школы-интерната № 1 им. К.К. Грота)

В статье рассказывается о специфике работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми с особенными возможностями здоровья с полной или частичной потерей зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Галина Борисовна,

методист ГБУ ДО ЦДЮТТ

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

«Охта»

Организация работы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма с детьми с особенными возможностями здоровья

(на примере обучающихся школы-интерната № 1 им. К.К. Грота)

В первой и старейшей школе-интернате имени Константина Карловича Грота обучаются дети с глубоким нарушением зрения, т.е. дети-инвалиды, страдающие сложными сочетанными патологиями (зрительная депривация - глаукома, катаракта, тотальная слепота, атрофия зрительного нерва, ренопатия недоношенных, миопия высокой степени; а также различная патология центральной нервной системы и другие сопутствующие заболевания).

В школе ведутся специальные предметы «Социально-бытовое ориентирование» и «Ориентировка в пространстве», в рамках которых идет подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни в обществе, привитии необходимых первичных жизненных навыков. Ребят обучают всему, что необходимо в жизни: убирать квартиру, стирать, ходить по магазинам, переходить дорогу, ориентироваться на местности, ездить в общественном транспорте и т.д. «Ориентировку в пространстве» преподают во всех «А» классах, где обучаются дети слепые и с остаточным зрением. Педагогами данного предмета разрабатываются специальные маршруты - «Школа - Дом», «Школа - Метро» с учетом всех сохранных анализаторов (обоняние, осязание, слух).

Дети, обучающиеся в интернате, должны быть хорошо подготовлены к безопасному существованию в дорожной среде - это принцип выживания, на грани жизни и смерти. Поэтому эти дети такие внимательные и сосредоточенные на улицах и дорогах. Ближайший перекресток к школе (проспект Шаумяна и Таллиннская улица) оснащен звуковыми светофорами, ориентируясь на звук которых, учащиеся переходят проезжую часть. Также работниками ГИБДД установлен дорожный знак «Слепые пешеходы», предупреждающий водителей, что рядом находится школа для слепых.

В связи с тем, что специфика школы-интерната не позволяет самостоятельное передвижение детей младших классов в школу и обратно домой, во время периода обучения ориентировки в большом и малом пространстве особое внимание уделяется вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и правилам дорожного движения. Здесь работа ведется по нескольким направлениям: беседы, игры-занятия, конкурсы рисунков, викторины во время классных часов и во внеурочное время, проводимые воспитателями интерната и детского дома при интернате. Проводится ежегодный День правовых знаний, на который приходят представители ГИБДД и проводят беседы. Во время декады инвалидов проводятся соревнования по ПДД.

Закрепление полученных навыков происходит во время экскурсий, прогулок, поездок. И надо сказать, школа-интернат имеет большой экскурсионный опыт - ребята много ходят, ездят, знакомятся с городом и пригородами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Этому способствуют и совместные проекты с Эрмитажем («На кончиках пальцев»), с музеем Религии («Великий остров Валаам», «Тихвинский монастырь»); и летние поездки на Черноморское побережье России. Во время таких поездок дети-инвалиды приобретают огромный опыт пользования всевозможными видами транспорта: метрополитен, городской транспорт, электропоезд со всей инфраструктурой вокзала, речной и морской транспорт. Весь педагогический персонал, который сопровождает детей дважды в год проходит инструктаж, в том числе и внеплановый - накануне передвижения детей.

В каждом классе создан журнал инструктажа для учащихся по технике безопасности при передвижениях по улицам, дорогам, и в транспорте. Более того перед каждой поездкой слабовидящие дети обговаривают маршрут, а незрячие - составляют макет предстоящего передвижения с ориентирами, которые встретятся на пути и запоминают его. Ориентиры для детей бывают слуховые (дорога, автомобили, шум) и осязательные (ноги - различная почва, обследование тростью поребрика, растительность и т.д.).

Таким образом, учащиеся школы-интерната получают необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. В этом ключе обучение ПДД следует рассматривать как составную часть образовательного процесса школы.

Тем самым, достигаются цели и задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:

  • Создание оптимальных условий для снижения уровня Детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Вовлечение всех учащихся в изучение ПДД.
  • Создание информационного, кадрового, организованного и программно-методического обеспечения по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  • Привлечение родителей, опекунов к подготовке и организации работы по безопасности движения их детей по дорогам.
  • Обеспечение тесной взаимосвязи «Семья - Школа» с обязательным координированным планом их действий.
  • Организация и систематизированная работа по ориентированию незрячих и слабовидящих школьников в пространстве улиц, дорог, транспорте.