Общешкольный праздник ко дню Земли «Земля – наш общий дом».

Медведева Татьяна Викторовна

Слайд 1.

1 ведущий.

Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий.

Здравствуйте!

1 ведущий.

Всё, что есть на маленькой планете:

Болота, джунгли и поля,

Цветок, травинка или ветка –

Всё то – кормилица-земля.

Родила, вскормила и вспоила,

От лихой беды уберегла.

Человек! Храни же, что есть силы,

Всё, что мать-земля тебе дала.

Ты её и вспашешь, и засеешь,

Урожай хороший соберёшь…

Коль быть благодарным не сумеешь –

Потеряешь. Больше не найдёшь!

2 слайд.

2 ведущий.

Шесть миллиардов людей из года в год живут в привычном им ритме жизни – заваривают кофе, работают, отмечают праздники, путешествуют.… Но мало кто задумывается над тем, что планета, даровавшая нам жизнь, уникальна и нуждается в заботе и защите. Эта проблема не имеет территориальных границ и языковых различий. Она понятна и доступна каждому. И лишь один-единственный день в году пробует обратить внимание на состояние нашего общего дома – Международный День Земли (произносят ведущие вместе).

1 ведущий. Изначально праздник имел другое название – «День Дерева». Традиция его проведения берёт начало в сороковых годах 19 века. В этот день все желающие принимали участие в озеленении дворов и улиц, оберегали от посягательств строителей национальные парки и «зелёные уголки». В 1970 году праздник переименовали в День Земли.

2 ведущий(Слайд 3)

В этот день мы обращаемся к символам нашей земли. Один из них – это флаг. Флаг Дня Земли не является официальным символом чего-либо. Он представляет собой фотографию планеты с космоса. Традиционно флаг связан с Днём земли и многими другими природоохранными, миротворческими международными мероприятиями.

1 ведущий(Слайд 4)

В День Земли традиционно звучит колокол Мира. Призывая людей Земли ощутить всепланетарную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира – символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. В России акция «Колокол Мира» проводится с 1998 года по инициативе лётчика-космонавта СССР Березовского в Международном центре Рерихов.

 

(Презентация «С чего начинается Родина?»)

2 ведущий.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля. Где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса, и горы, моря,

Всё называется (хором) Земля!

 

1 ведущий. Сегодня в Международный день Земли мы предлагаем вам совершить интересное путешествие в прекрасный мир родной природы, узнать много нового и интересного, поделиться своими знаниями, сделать открытия.

2 ведущий. «Земля – наш общий дом». Под таким названием сегодня соприкоснёмся мы с тайнами нашей прекрасной Земли.

Слайд 5. Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем - нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием жизнь.

Ведущий 1. Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое - деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни на горячем внутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей. Равновесие - один из основных законов природы. Есть множество примеров того, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам. Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

Ведущий 1. А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящихся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

2 ведущий. За миллионы лет, в течение которых развивалась жизнь на нашей планете, все виды растений, животных, микроорганизмов, удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два три вида животных или растений - невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Могущество человека, увы, может оказаться для него же роковым. Он разрушает мир природы, частью которого является сам. Бледнеют земные недра, истощаются почвы, загрязняется вода, меньше становится лесов, и все меньше остается на Земле места животным.

Слайд 6.

1 ведущий. Информация к размышлению

Планета гибнет! И это не пустые слова. Вдумайтесь в эти факты.

1/3 поверхности Мирового океана покрыта маслянистой пленкой плюс промышленные стоки и бытовой мусор.

 Резко изменился химический состав почвы из - за избытка удобрений, ядохимикатов, различных металлов и их соединений, захоронений радиоактивных веществ.

 В отдельных районах планеты уже сказываются локальные изменения климата от загрязнения воздуха.

Из Мирового океана ежегодно извлекают 33% соли, 60% магния от мировой добычи.

В Средние века люди извлекали из земной коры лишь 18 химических элементов, а в конце XX в. - более 80.

Американские ученые подсчитали, что в северной части Тихого океана плавают миллионы пластиковых пакетов, бутылок и пластмассовых изделий. То, что эти предметы обнаруживаются в желудках морских животных, стало обычным явлением.

А ещё с лица земли исчезают сотни животных, птиц, растений. - Сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.

 

- 25 тысяч видов растений Планеты на грани полного уничтожения.

 

- За последние 60 лет на Планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.

 

- Умирающая земля, мёртвые реки, озёра, леса, моря, длинная очередь растений, животных, птиц, записанных в Красную Книгу.

 

Ведущий2.Слайд 7.

Красная книга.

 

- Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) Правильно он как красный сигнал светофора, предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда".

 

В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Слайд 8.

Ученик 1. Человек! Ты творец природы! И жизнь на земле – великое чудо! Человек - ты часть Вселенной! Часть живого на Земле! Наша первая потребность, наша первая человеческая функция - творить гармонию, единство, сохранить целостность природы!

 

Ведущий 2. Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших экологических конкурсов и игр, мы и попытаемся осуществить нашу главную человеческую функцию – будем создавать гармонию и единство природы, встретимся с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира.

 

Учитель. Итак, начинаем экологический турнир с визитной карточки классов. Команды представляют себя (название, девиз, приветствие должны отражать тематику игры). Жюри в составе……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… будет следить за вашими выступлениями и оценивать вас. Каждый из конкурсов будет оцениваться по пятибалльной системе. В конце экологического турнира вас ждут награды.

(представление команд).

Учитель. Слайд 9. Следующий конкурс «Живая азбука»

За 1 минуту команды должны вспомнить представителей флоры и фауны, а затем записать их в алфавитном порядке.

Примерные ответы:

ФЛОРА                                                                                         ФАУНА

Акация                                                                                          Аист

Берёза                                                                                            Барсук

Верба                                                                                             Варан

Горицвет                                                                                       Грач

Дуб                                                                                                Дикообраз

Ель                                                                                                 Енот

Жасмин                                                                                         Жаба

Земляника                                                                                     Зебра

Ива                                                                                                 Иволга

Кувшинка                                                                                      Кенгуру

Ландыш                                                                                         Лось

Медуница                                                                                      Медведь

Незабудка                                                                                      Носорог

Ольха                                                                                             Ондатра

Полынь                                                                                          Павлин

Рябина                                                                                            Рысь

Сосна                                                                                              Сыч

Тополь                                                                                            Тушканчик                                                                                  

Укроп                                                                                              Удав

Фиалка                                                                                            Фазан

Хвощ                                                                                               Хамелеон

Цикорий                                                                                          Цапля

Черёмуха                                                                                        Черепаха

Шалфей                                                                                           Шакал

Щавель                                                                                            Щука

Элодея                                                                                             Эму

Юка                                                                                                  Юрок

Ясень                                                                                                Ягуар

Слайд 10. Конкурс «Экологическое лото»

Кто быстрее отыщет окончание пословицы.

1. Без хозяина Земля - / круглая сирота.

2.Зелёное царство - / лучшее лекарство.

3. И у берёзы слёзы текут, когда / с неё кору дерут.

4. Была бы водица, - / и зелень родится.

5. Возвращай земле долг - / будет толк.

6. Если хочешь плодов, - / не срывай цветов.

7. Враг природы тот, кто/ лес не бережёт.

8. Рощи да леса - / родного края краса.

9. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – / посади.

10. Кто Землю лелеет, / того земля жалеет.

Слайд 11. Конкурс «Жалобная книга природы»

Ведущий предлагает командам вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы», определить, о ком или о чём идёт речь и постараться разобрать жалобу.

Жалоба 1.

  Сама знаю, что не красавица. Покажись я многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям очень большая. Люди, будьте человечными!

 Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

Жалоба 2.

 Меня называют пионером леса, так как я первой осваиваю открытые пространства, вырубки, гари. А ещё я являюсь символом России.

 К сожалению, весной меня безжалостно губят, нанося непоправимые раны на моей коре, через которые вытекает живительная влага. Помогите мне! Остановите мои слёзы!

Ответ: Во второй жалобе говорится о русской берёзе. Берёзовый сок – приятный освежающий напиток, из бересты получают дёготь, который используют в медицине, ветеринарии. Настой из  почек и молодых листьев используют как отхаркивающее средство и  для лечения ран. Когда вы берёте сок у берёзы, не делайте отверстие большим, а проткните его шилом, а затем ранку замажьте воском или глиной.

Слайд 12. Конкурс «В гостях у сказки»

 Конкурс. Составить экологическую сказку, выстроив предложения в логической последовательности.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили улей.
  3. Пришлось мужику мириться с Филином.
  4. Не стало пчёл – не опыляются травы и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало Филина - расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова не стала давать молока.
  8. Однажды мужик сказал Филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3.

Слайд 13. Конкурс «Когда наступит весна…»

 Продолжить предложение: «Когда наступит весна, я…»

     Варианты ответов:

  • посажу дерево;
  • расчищу лес от сушняка;
  • не буду рвать первоцветы;
  • сделаю скворечник;
  • не буду разорять птичьих гнёзд;
  • не буду ломать ветви деревьев и кустарников;
  • после сбора березового сока, отверстие на дереве заделаю;
  • не буду разводить костры;
  • не буду шуметь в лесу;
  • не буду оставлять на природе после себя мусор;
  • очищу свой школьный двор, село от мусора и др.

слайд 14. Конкурс «Экомост»

Ответить на вопросы блицтурнира.

1. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами. (Биосфера.)

2. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, который человек использует в хозяйстве. (Ископаемые.)

3. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана.)

4. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

5. Природный минерал, встречающийся на Земле в трёх агрегатных состояниях. (Вода.)

6. Экологически чистое топливо. (Водород.)

7.  Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)

8.  Токсичный туман. (Смог.)

9.Независимая Международная организация по охране окружающей среды. (ГРИНПИС.)

10. Индикаторы (показатели) чистоты воздуха, представляющие собой симбиоз двух организмов: гриба и водоросли. (Лишайник.)

1. Наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. (Экология.)

2. Овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям. (Огурец.)

3. Токсичный металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец.)

4. Система длительных наблюдением за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере. (Мониторинг.)

5. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение.)

6. Токсичные вещества. (Яды.)

7. Потепление климата земли вследствие чрезмерного накопления в атмосфере углекислого газа. ( Парниковый эффект.)

8.Комнатное растение – лучший очиститель воздуха в помещении. (Хлорофитум.)

     Следующий конкурс «Нарушители правопорядка». Вопросы командам.

1. У этих птиц неплохая репутация. Их недолюбливают за их воровские наклонности и нахальство. (Сороки и вороны).

2. О ее дурной привычке знают все: нерадивая мамаша подбрасывает в чужие гнезда свои яйца. (Кукушка. А также вдовушка, медоуказчик.)

3. Свое название животное получило за громкий устрашающий рев. Повышенную громкость их крикам придает резонатор - гортанный мешок. Проснувшись около пяти часов, они начинают устраивать хоровые концерты, продолжающиеся час-полтора. На приезжих людей «спевки» оказывают устрашающее действие. (Ревуны, род обезьян.)

4. Громкий голос этой птицы удивительно похож на хохот человека. Что это за птицы? (Кукабарра, знаменитый смеющийся зимородок, живет в Австралии.)

5. В XIX веке английское страховое агентство Ллойда выплатило владельцам судна несколько тысяч стерлингов за повреждения, нанесенные корабельной обшивке рыбой. У нее скверная привычка нападать на шлюпки, боты и даже крупные суда. Как называется эта рыба? (Рыба-меч.)

6. Кто слывет «разбойником с большой дороги» среди морских птиц? (Фрегат. Она величественно парит в вышине и вдруг превращается в «истребитель-перехватчик», перехватывая добычу у пеликанов, бакланов, олушей и даже чаек. Фрегатов называют пиратами теплых морей).

 

Слайд 15. Учитель. Для подведения итогов слово предоставляется жюри. Награждение.

Ведущий 1. Земля – всего лишь маленькая частичка Вселенной, и только на ней, как пока известно учёным, есть жизнь. А значит, надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась всё богаче и краше. Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

  Учитель. Я хочу поблагодарить всех участников наше мероприятия, надеюсь, что вы узнали много нового и интересного о нашей земле, её тайнах, открытиях, живых существах и будете бережно к ней относиться.

Слайд 16. Завершить сегодняшнюю встречу мне хотелось бы стихотворением-призывом «Люди - гости на планете Земля» (на фоне песни «Прекрасное далёко»).

На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это , люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!

Слайд 17. -Я желаю всем долгой и счастливой жизни в согласии с природой.