Статья Система ценностных ориентаций – признак личностной зрелости человека

Солодкова Анжелика Захаровна

Психологическое занятие для учащихся 9-11 классов

«Система ценностных ориентаций –

признак личностной зрелости человека»

 

  • ·         Тип занятия: развивающее занятие
  • Форма занятия: групповая: от 8 до 16 человек; возраст участников: 14-18 лет;
  • Цель занятия: рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков у саморазвитию
  • Задачи занятия:
    • Развивающие: Развивать способности к самонаблюдению, рефлексии и анализу своих ценностей, своего эмоционального состояния. Способствовать личностному созреванию, гармонизации, развитию патриотизма и гражданской позиции.
    • Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к уникальности других людей, их ценностным ориентациям; Воспитывать ценностное отношение к возможности познания и саморазвития, образования, возможности проявления гражданской позиции, любви к своему государству.
    • Закрепление понятий: ценность, ценностные ориентации, смысл жизни, личностная зрелость.
    • Психопрофилактические: профилактика личностного инфантилизма.
  • Участники занятия: учащиеся 9-11 классов.
  • Место проведения занятия: кабинет психолога, учебный кабинет.
  • Организация учащихся на занятии: Учащиеся располагаются за столами в группах по 4-5 человек, всего 3-4 группы;
  • Время проведения занятия: 40 - 45 мин.
  • Материалы и оборудование к занятию:
    • Материалы для рефлексивной техники «Смайлики»: набор цветных кругов с лицами «Смайлики», выражающими эмоциональные состояния: приятное спокойствие, радость, печаль;
    • набор цветных кругов-конвертов для заданий – 7 цветов радуги;
    • набор заданий в печатной форме;
    • колокольчик – атрибут для привлечения внимания;
    • Цветные карандаши, ручки, листы бумаги.
  • Материалы, использованные при подготовке занятия:
    • Диагностика. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича
    • Новейший философский словарь. Ценностные ориентации.2009
    • Краткий психологический словарь. Ценностные ориентации.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  • Большой психологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003
  • Этнопсихологический словарь. Ценностные ориентации.— М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999
  • Философский энциклопедический словарь. Ценности. 2010
  • Краткий психологический словарь. Ценности. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
  • Словарь практического психолога. Ценность.— М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  • Энциклопедия социологии. Ценность. 2009
  • Рекомендуемая литература:
    • Белинская Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ (Серия 14).-1997.-№4.-С.25-31
    •  Гориянов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации // Социологические исследования.-1997.-№3.-С.60-67
    • Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание/ Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Ю.И.Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-526 с.- С.176-231
    • Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
    • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 579 с.
    • В. И. Лещинский. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003. - 137с.

 

План занятия:

Технологическая карта занятия

«Система ценностей современного общества»

 

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Красный конверт с заданием №1. Упр.: «Три самых важных вещи в завтрашний день»

Время: 2-3 мин

  1. Представьте, что сегодня 20 декабря 2032 года. Вам предлагается взять с собой в «Новый свет» только три самых важных для вас вещи или объекта… Запишите, что бы вы взяли в будущее.
  2. Поделитесь своими ответами
  1.  Рисуют или пишут на листах бумаги 3 ответа.
  2. Делятся ответами.

 

Оранжевый конверт с заданием №2. Упр.: «10 ценностей»

Время: 5 мин.

- Поздравляю вас, конец света не состоялся! Всё самое ценное мы можем сохранить. А что же самое ценное в жизни каждого из вас, напишите список из не менее 10 ценностей.

Записывают не менее 10 ценностей.

Желтый конверт с заданиями № 3. Упр.: «Общие и уникальные ценности»

Время: 5 мин.

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями

и посмотрите, что получилось. Объединитесь в пары по совпадению первых 1-2 строчек ценностей. Создайте 2 списка: «Общие ценности» и «Уникальные личные ценности».

Работают в парах по заданию. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика.

Зелёный цвет с заданиями №4. Плакат или рисунок: «Общие и уникальные ценности»

Время: 5 мин.

Посмотрите, с кем ещё у вас совпадают общие ценности. Есть ли совпадения уникальных ценностей. Объединитесь.

На больших листах подготовьте презентацию «Общечеловеческие ценности»

«Уникальные ценности»

Делятся на 4 группы. Работают в группах. Выполняют задания. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей.

Голубой конверт с заданиями № 5. Афиширование.

Цель: презентация плакатов.

Время: по 1 мин. на каждую группу.

Всего: 5 мин.

Организует обсуждение полученных в групповой

работе результатов.  Дает необходимые пояснения

по ходу представления.

Особое внимание уделяет наличию или отсутствию в системах ценностей: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм.

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Синий цвет. Разрыв.

Работа со словарями, статьями.

Ответы на вопросы:

  1. Что такое «ценности», «ценностные ориентации», «система ценностных ориентаций»
  2. Какое значение имеет наличие системы ценностных ориентаций для личности человека.
  3. Какие ценностные ориентации наиболее часто пропагандируются в современном обществе?
  4. Какие ценности необходимо пропагандировать современной молодёжи?

Время: 20 мин

  • Фиксирует внимание на возникших познавательных

противоречиях.

  • Организует работу в группах с подготовленным заранее источником информации:

Словари, статьи из интернета: «Обращение президента РФ к законодательному собранию 12.12.12», Статья о системе ценностей современной молодёжи с экономического форума.

  • Подводит итоги. Предлагает задуматься о системе ценностей, обращает внимание учащихся на место в ней таких ценностей как: знания, возможность познания и саморазвития, образованность, профессионализм, толерантность, любовь к Родине. Обращает внимание учащихся на то, что наличие системы ценностей является признаком зрелости личности, и поиск смысла жизни есть ни что иное, как процесс поиска ценностных ориентаций – того, ради чего человек живёт.

Осознают возникшие противоречия.

Работают с

источниками информации, закрепляют и применяют

знания.

  • Представляют результат работы на тему: «Система ценностных ориентаций – признак личностной зрелости человека»

 

 

Фиолетовый цвет

Рефлексия. Техника «Смайлики»

Время: 2-3 мин

 

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу индивидуальной и совместной деятельности.

 

Осуществляют рефлексию с помощью техники «Смайлики», сопровождая свой выбор высказываними-пояснениями.