Контрольно-оценочная деятельность педагога в современных условиях на уроках английского языка

Щемерова Татьяна Семёновна

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний обучающихся. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний обучающихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

Процесс обучения может быть эффективным  лишь в случае, когда происходит развитие не только познавательной сферы личности школьника, но и мотивационной. Какой же урок  будет самым эффективным? Ответ прост - когда на уроке ученики работают сами, выстраивают гипотезы и разрабатывают план действий, оценивают свою работу и корректируют свои знания. Важно, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков.  Вот  тогда школьники  начинают любить учиться, поскольку чувствуют себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является показателем результата, основным средством обратной связи между обучающимся и учителем.

Предметом оценивания является итог учебной работы. Я выделила три пункта, по которым можно оценить работу обучающегося:

  1. Достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных.
  2. Отношение к выполняемой работе: старательность, которая проявляется и в качестве оформления, и в количестве предложенных вариантов, и в качестве найденных способов, а также вдумчивость, усердие, упорство, добросовестность.
  3. Процесс выполнения: прилежание, старания и усилия, инициатива, самостоятельность. Ученик ждет, что оценят не только его знания, но и его усилия в процессе деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных направления:

  • контрольно-оценочная деятельность учителя;
  • самоконтроль и самооценка;
  • взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен, как на деятельность обучающихся, так и на свою деятельность, а также на взаимодействие обучающихся и учителя. Оценка формирует у обучающихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, воспитывает прилежание  только тогда, когда ученик уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть ещё более высоких результатов и  уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Овладение обучающимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс, позволяет школьникам учиться с интересом и большим желанием.

 Важно, чтобы  проверка и оценивание знаний на уроках английского языка должны быть систематическими, индивидуальными и объективными.

 В своей практике  часто применяю устную проверку. Например, понимание прочитанного текста, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Считаю, что устная форма проверки способствует развитию памяти, речевой (монологической, диалогической) деятельности обучающихся.

 Основу устного контроля составляет монологическое высказывание обучающегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа обучающегося. Это может быть  рассказ ученика по  теме урока, а также его объяснение или сообщение. Если отвечающий испытывает определенные затруднения, то можно предложить остальным ученикам ответить или поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказ текста.

  Индивидуальный опрос применяю для контроля изученного материала. Вопросы для индивидуального опроса ставлю четко, ясно, конкретно, охватывая основной материал. Именно этот вид контроля, считаю, должно стимулировать обучающихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать примеры, делать обоснованные выводы.

Для контроля знаний обучающихся применяю письменную форму контроля: самостоятельная и проверочная работа, тест, контрольная работа.

 Эти работы могут быть тематическими, промежуточными, итоговыми.

 Целью своей работы при обучении английскому языку считаю владение обучающимися не только знаниями языкового материала, но и владения речевой деятельностью, а контроль это определение уровня владения языком, достигнутого обучающимися за определенный период обучения.

Усвоение языкового материала (речевых навыков) включает в себя умение пользоваться лексическими и грамматическими единицами, а также произносительные навыки. Проверяется уровень языковой компетенции.

Владение речевыми умениями  включает умение пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения в таких видах речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Таким образом, в процессе контроля проверяется способность пользоваться языком как средством общения в заданных программой ситуациях, т.е. уровень речевой (коммуникативной) компетенции.

Аудирование

Объектом проверки является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. В процессе контроля проверяется:

  • умение понимать на слух монологическую и диалогическую речь;
  • владение языковым и речевым материалом, обеспечивающим адекватное восприятие устного звучащего текста.

Говорение

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для устной монологической и диалогической речи. В процессе контроля проверяются:

  • умения, необходимые для общения в форме диалогической речи (понимать собеседника, адекватно реагировать на его реплики, умение дать ответ, выразить свое мнение или отношение и т.п.);
  • умения, необходимые для общения в форме монологической речи (умение построить связный текст разной коммуникативной направленности).
  • владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).

Чтение

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении текстов с общим охватом содержания (ознакомительное чтение) и детальным охватом содержания (изучающее чтение). Следовательно, проверяются:

  • умение понять основную информацию в тексте, идею автора (чтение с общим охватом содержания);
  • умение полно и точно понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, а также адекватно интерпретировать ход авторских рассуждений, выводы и оценки автора (изучающее чтение);
  • владение языковым и речевым материалом, необходимым для понимания текста.

Письмо

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксации в письменной форме полученной информации, либо для передачи собственной информации. Проверяется:

  • умение передавать содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • умение построить письменный монологический текст на предложенную тему.

 

        Учитель в своей практике может применить любой способ оценивания знаний, умений и навыков, но главное, чтобы обучающийся одобрил его, а результаты внедрения не заставили себя ждать. Хочется верить, что грамотный и систематически организованный контроль знаний повысит познавательную активность и мотивацию к изучению английского языка у учеников.