Моя работа за три года. Подготовка к аттестации.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ НЕМЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН                                                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ПОДСОСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

ПРОТОКОЛ №2

заседания  методического  совета

от 25 октября  2022 года

Присутствовали: Юдина Е.В., Герлах Н.Г., Гук Н.В., Барсукова О.Г., Дернова Ю.А., Анфилофьева Г.Б., Ерискина Ю.В., Гардт О.А., Зинченко Р.А., Роговая Н.А, Шмидт Н.В.

 Отсутствовали:  нет

Приглашены: учителя начальных классов, учителя ШМО гуманитарного и естественно-математического цикла.

                                               ПОВЕСТКА ДНЯ:      

                                                           

  1. Адаптация учащихся 5 класса к обучению на II ступени. Качество их подготовки к продолжению образования.
  2. Об адаптации учащихся 10 класса к обучению в средней школе

По первому вопросу «Адаптация пятиклассников к обучению на второй ступени.

Качество их подготовки к продолжению образования» 

выступили:

  1. Гук Н.В. – заместитель директора школы, отметила,  что  одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.  Переход из начальной школы в среднюю - второй кризисный этап в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания учителя - все это служит серьезным испытанием для психики школьника. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они часто становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, появление нарушений во взаимоотношениях со сверстниками.

        Основными задачами работы педагогов на этапе перехода обучающихся в среднее звено являются:

  • облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
  • создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
  • облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
  • установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
  • адаптировать учебные программы, нагрузку, образовательные технологии к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

Очевидно, что данные задачи могут быть выполнены лишь в совместной деятельности педагога-психолога, учителей, администрации школы и родителей, школьного психолога, еще одна задача которого - наладить такое сотрудничество.

Основными условиями преемственности в условиях реализации ФГОС должны стать:

  • ориентация педагогической оценки на достижения ребёнка с учётом его индивидуальности;
  • опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;
  • сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности;
  • использование при обучении совместных и самостоятельных видов деятельности;
  • использование в процессе обучения подвижных и статичных форм активности детей;
  • создание развивающей образовательной среды в начальной школе.

Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно во время адаптации, необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, вступающих в подростковый период развития, уровень их познавательной деятельности, анализировать причины неуспешности адаптации и возможности ее коррекции. Преемственность в обучении и воспитании обучающихся должна стать предметом педагогического осмысления и целенаправленной работы всего коллектива учителей.

             Сегодня нам предстоит поговорить о проблемах адаптации пятиклассников в условиях реализации обновлённых ФГОС, выяснить затруднения пятиклассников, наметить стратегию их решения. Надеюсь, что разговор будет конкретным и  конструктивным.

1)Кран Е.А.- учитель начальных классов, классный руководитель 4А класса предоставила максимум информации о каждом ребёнке.  Отметила, что дети очень активные, дружные, творческие, подвижные,  умеющие  организовать себя, свою деятельность. Родители  уделяют  достаточное внимание процессу обучения и воспитания своих детей.  Очень много сил и внимания уделяла воспитанию ребят.

2) Классные руководители пятых классов Ерискина Ю.В. и Дернова Ю.А. дали полную характеристику своим классам, обозначили проблемы, предложили пути их решения.

У большинства учащихся 5-ых классов есть желание ходить в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой.  С некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

3)  Анфилофьева   Г.Б. – учитель математики.

5А класс. Ребята добрые, дружелюбные. На уроке с ними легко работать. По уровню знаний по математике можно выделить несколько групп. 1 группа – наиболее подготовленные учащиеся, которые активно работают на уроке, качественно готовятся к уроку, имеют прочную базу знаний за начальную школу.  К этой группе относятся следующие ребята: Горбунова А, Горбунова М, Дернов И, Динкель К, Карчевская Е, Клем И. Ко второй группе относятся: Захаров И, Максимова И, Юдин Г, Юнг Н, Бендик Е. Они также систематически готовятся к урокам, стараются, имеют неплохую базу, но с некоторыми пробелами. Торопятся и из-за невнимательности допускают ошибки. Иногда недоучивают правила, некоторые пробелы с задачами, с делением и умножением в столбик. Третья группа: Рерих П, Сенич Л, Цымбалова Т работают в основном только по образцу, медлительны, постоянно колеблются между «3» и «4».

4 группа: Бабушкина В, Вельш В, Миллер С, неумеющие сосредоточиться на учёбе, не научились выделять главное, делать выводы, практически не имеющие базы за начальную школу.

Результаты входной КР выполненной в конце сентября:

На «5» - 5 уч-ся

На «4» - 5 уч-ся

На «3» - 4 уч-ся

На «2» - 3 уч-ся

Процент качества выполненной работы- 59%

Процент выполнения – 82%. Не достигли базового уровня 18%.

5Б класс. Дети добрые, внимательные, но слабые по уровню знаний. Если выделять по группам, то к 1 группе можно отнести Демьяненко С и Куроченко Ю. активные, наиболее подготовленные, добросовестно готовятся к урокам. Ко второй группе можно отнести Анфилофьеву Т, Фризен Ю, Кальницкого Б. Но Таня и Богдан в силу своей медлительности зачастую не успевают за урок выполнить КР , самостоятельную или практическую работу.

3 группа: Антонюк Ж, Антошко К, Ли Ю – работают по образцу, не всегда добросовестно готовятся к уроку.

4 группа: БудряшовиД, Железнов К, Губер Д, Жердев К очень слабые. Не знают таблицу умножения, слабая база за начальную школу.

5 группа: Савицкий А, Титенко А и Гасс М – проблема с поведением на уроке. Могут прийти без выполненного домашнего задания.

Результаты входной КР выполненной в конце сентября:

На «5» - 4 уч-ся

На «4» - 2 уч-ся

На «3» - 5 уч-ся

На «2» - 5 уч-ся

Процент качества выполненной работы- 38%

Процент выполнения – 69%. Не достигли базового уровня 31%.

4)  Юдина Е.В.  –  директор школы,  учитель истории и обществознания.

  Она сказала, что на основании анализа посещённых уроков (математика, русский язык, немецкий язык, изо, история, литература, русский язык) можно сделать вывод об удовлетворительном уровне сформированности УУД у учащихся 5-х классов. Большинство из них владеют регулятивными УУД: умеют ставить личные цели, принимать учебные задачи урока и выбирать средства для их решения, проводить самоанализ и самооценку процесса и результатов своей учебной деятельности. Достаточно хорошо дети 5А владеют познавательными УУД. У ребят высокий или удовлетворительный уровень сформированности  техники чтения. Умеют работать в парах, в группах, контролируют себя и товарищей, оценивают свой вклад в общий результат деятельности. Очень самокритичны. На уроках используется системно – деятельностный  подход к обучению.  Задача педагогов, работающих в 5Б классе,  сводится к  предоставлению

 детям базового объема знаний, необходимых для повседневной жизни. 

ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ РЕШИЛИ:

1)  Считать, что адаптационный период пятиклассников проходит успешно.

2)  Классным  руководителям  5 классов продолжить работу по сплочению классного коллектива через систему коллективных творческих дел, по формированию  чувства ответственности  к учебе, привитию дисциплинарных навыков.

3) Рекомендовать всем учителям, работающим в 5 классе,  активизировать индивидуальную работу по формированию предметных и общеучебных компенций, мотивировать обучающихся на успешность в учебе.

По  второму вопросу «Об адаптации учащихся 10 класса к обучению в средней школе» слушали:

1)Герлах Н.Г. – заместителя директора школы. Она  сообщила, что адаптация–это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха. Адаптированный обучающийся–это обучающийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов. Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его ни один  раз. Поговорим сегодня об  адаптации в момент переходы обучающихся в 10 класс. Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников  (ведь состав класса изменился, произведена перестановка учителей-предметников, пришли новые учителя, не работающие в этом классе).  Изменилась и   система деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу. Цель адаптационного периода–помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями. Обеспечение плавного и мягкого перехода обучающихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.

       Основные задачи:

1.Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2.Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3.Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4.Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

      Какова специфика адаптационного периода десятиклассников? В юности особенно возрастает необходимость в признании, защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении. Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

       Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1.Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2.Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3.Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4.Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

        Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

1)Некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь обучающемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

2)У старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

5.Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

      Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

       2)Гардт О.А.  классного руководителя 10-го класса.

 Она сказала, что 10  класс является классом универсального профиля. В нем обучается 10 человек: 4 юношей и 6 девушек.  В классе, за исключением 4 учащихся, которые пришли в 10 класс в конце сентября, после повторных пересдач ОГЭ,  собрались обучающиеся, имеющие интерес и стремление изучать предметы естественно-математического профиля.

Ольга Андреевна  представила аналитическую справку по результатам диагностики  адаптации десятиклассников к обучению на уровне среднего образования.

При переходе из среднего звена в старшее учащиеся испытывают проблемы в эмоционально-волевой сфере, изменяется уровень школьной мотивации, самооценки, наблюдается часто снижение уровня комфортности, т.к. меняется классный коллектив, меняются учителя - предметники, что в свою очередь влияет на усвоение учебных знаний, приобретение умений и навыков. У педагогов начинающих работать в 10-х так же присутствует адаптационный период, им необходима информация о психологических особенностях детей.

Цель: изучение особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся, выявление факторов, причин вызывающих те или иные трудности при адаптации в начале обучения в старшем звене, оказание действенной психологической помощи учащимся «группы риска».

Задачи:                                                                                                                                             - провести диагностирование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся;                    - провести диагностику психологических условий школьной образовательной среды (исследование уровня их психофизиологического комфорта, оценка выраженности в образовательной среде учебного заведения следующих психологических факторов: интенсивность образовательной среды; эмоционально-психологический климат; удовлетворенность образовательной средой; удовлетворенность качеством образовательных услуг);                                                                                                                          - спланировать психо-коррекционную работу для учащихся «группы риска».

Объект исследования: учащиеся 10 класса.

Количественный состав: 8

Виды диагностик: тест на определение уровня психологических условий образовательной среды школы, социометрия, определение темперамента, типа характера по Айзенку, анкета «Отношение к учителям-предметникам и их преподаванию», самооценка.

Полученные результаты:

Результаты диагностики психологических условий школьной образовательной среды: по общим параметрам показывающих отношение учащихся к условиям образовательной среды нашей школы выявлено: высоко оценили исследуемые психологические факторы – 4 человека, остальные учащиеся 10-го класса имеют средний и низкий уровень психо-физиологического комфорта.

1.Рассмотрим результаты по отдельным психологическим факторам:

1.1.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. Проявляется в степени психологического комфорта участников образовательного процесса, в особенностях их взаимоотношениях, в преобладающем настроении в коллективе и т.п.;  высокий уровень оценки у – 4 ч.

1.2.УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ. Данный фактор проявляется в степени удовлетворенности учебным заведениям, его значимости и месте в системе ценностей участников образовательного процесса: 4 чел. поставили высокую оценку, остальные отмечают средний уровень, т.е. большинство учащихся считают, что наша школа достаточно проявляет себя в сфере образования, имеет большой потенциал.

1.3.УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Оценка уровня преподавания в школе различных предметов, дисциплин в степени удовлетворенности учащихся в достаточности образовательных услуг для поступления выпускников в ВУЗы: 3 чел. -  оценили высоко, 2 чел. -  поставили средний балл, т.е. большинство учащихся считают, что качество предлагаемых образовательных услуг нашей школой находится на достаточном высоком уровне.

2.По результатам социометрии лидирующие позиции занимают 1человек. Коэффициент сплоченности класса соответствует  среднему уровню. Непринятых ребят нет.

3.По диагностике уровня самооценки присутствует адекватная самооценка у 3ч, у остальных завышенная и ближе к завышению.

4.Проведено анонимное анкетирование « Оценка профессиональной деятельности педагогов» по следующим параметрам:

1.Учитель доступно объясняет учебный материал.

2. Учитывает мои индивидуальные особенности.

3.Достаточно уделяет мне внимания на занятиях.

4.Профессионально готовит к зачетам, контрольным работам, экзаменам.

5.К учителю можно обратиться за советом по личным проблемам.

По результатам анкетирования практически все педагоги, работающие в 10-ом классе, получили по всем предложенным вопросам по баллам из 5 от 3 до 5, т.е. оценка на хорошем уровне - средний балл 4.0-4.9.

Выводы:

1. Учащиеся 10-го класса имеют средний уровень психофизиологического комфорта.

2.По результатам диагностики уровня самооценки много детей показали адекватную самооценку. Подростки с высокими показателями самооценок заставляют испытывать трудности других людей в общении с ними, т.к. они не готовы идти на компромиссы, уверены в своей исключительности и непогрешимости. Им свойственно искать причину своих ошибок в окружающих и обстоятельствах, поэтому чаще у них возникают конфликты, не умеют извлекать из жизни уроки. Отличаются самоуверенностью, и высокими амбициями, что обостряет конфликтные ситуации.

3.По итогам анкеты по отношению к учителям предметникам - оценили достаточно высоко педагогов.

4.Проводя анализ результатов адаптационного периода, можно отметить, что в целом он завершен.

Рекомендации учителям – предметникам

  • Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
  • Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций
  • Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
  • Поддерживать успехи учащихся.
  • Согласованность требований педагогов.
  • С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.

ПО   ТРЕТЬЕМУ   ВОПРОСУ  РЕШИЛИ:

  1. Классному руководителю провести  родительское собрание «Юность и ее психологические проблемы. Трудности адаптации десятиклассников к школе», где обсудить с родителями результаты адаптационного периода.
  2.  Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.

Председатель методического совета                                                                     Н.В. Гук


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: