Главные вкладки

    Нечаянное и вечное в прозе Платонова

    Зайцева Светлана Николаевна

    Побеждай Зло Добром (из Библии).

    … Сумрак, покрывающий мир и затеняющий человеческое сердце, - не вечная тьма, а лишь туман перед рассветом.

                                                                                                                    А.П. Платонов.

     

    Большие – только предтечи, а дети – спасители Вселенной.

                                                                                                                    А.П. Платонов.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Andrey_Platonov.doc31.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    А.П. Платонов                                           «И, как звезда, он  светился                                                                      

    1899-1951                                                      живым мерцающим огнем,

                                                                           и его видно было даже в

                                                                           темную ночь».

    Побеждай Зло Добром (из Библии).

    … Сумрак, покрывающий мир и затеняющий человеческое сердце, - не вечная тьма, а лишь туман перед рассветом.

                                                                                                                    А.П. Платонов.

    Большие – только предтечи, а дети – спасители Вселенной.

                                                                                                                    А.П. Платонов.

    Урок: «Нечаянное» и вечное совершенство Андрея Платонова.

    Ход урока:

    I Вступительное слово учителя.

    «Андрей Платонов писал и жил как будто нарочито тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, тем более растолкать локтями, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Надо всегда жить свою жизнь со всеми ее невзгодами, чувством пути, с ее тайной, непредсказуемой свободой, считал Платонов.

    Знал он и о том, что детскость и беззащитность сердца в художнике не слабость, а особая форма готовности к добру, мудрость и достоинство» - так писал об Андрее Платонове исследователь его творчества Виктор Андреевич Чалмаев.

    Может быть, именно поэтому признание пришло к писателю уже после его смерти, а при жизни на его долю выпало немало житейских и творческих невзгод.

    II Сегодня мы с вами поговорим о двух произведениях Андрея Платонова, с которыми познакомились в этом году.

    Обратимся вначале к рассказу «Юшка».

            Вспомним краткое содержание рассказа:

    1. Каким видят Юшку люди?(найти в тексте его портрет)
    2. Что знают и думают о нем люди? Почему все называют его Юшкой?
    3. Каково отношение детей к Юшке? Почему на оскорбления он не отзывался злом? Как он обращается к детям?(найти в тексте) Почему он верил, что дети его любят, что он им нужен? стр. 232
    4. Как относятся к Юшке взрослые? Какое чувство это отношение вызывает у вас? Почему все считают Юшку человеком ущербным, не умеющим жить, ненормальным?(Он не такой как все) 
    5. Бывали ли в жизни Юшки счастливые моменты? Расскажите о них. Почему он бывает счастлив наедине с природой? Найдите и зачитайте этот отрывок. стр. 233-234
    6. Как вы думаете, поняли ли люди свою вину перед этим больным, несчастным человеком? Когда это произошло?
    7. Почему без Юшки жить людям стало хуже?
    8. Когда герой рассказа из Юшки превратился в Ефима Дмитриевича? Какой смысл, по-вашему, имела его жизнь и имела ли вообще?
    9. Какого героя из ранее изученных произведений напоминает вам Юшка? Можно ли сказать, что он похож на Данко?
    10. «Спешите делать добро, пока не станет поздно» – можно ли утверждать, что всей своей жизнью Юшка воплотил этот девиз?

    Чему же учит нас рассказ Платонова?

    К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. То есть, цепочка добра, начатая Юшкой, продолжилась его воспитанницей, и будет продолжаться дальше теми людьми, которым помогла она.

    Значение имени Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. Имя же Дмитрий восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.

    III Платоновские герои живут, преодолевая трудности, и это помогает им победить смерть, понять огромную силу созидательного труда, познать великое братство всего во Вселенной, превратить скучный, сонный мир в мир одухотворенный, гармоничный.

    Особенно наглядно это можно увидеть на примере сказки-были «Неизвестный цветок».

    1. Сначала давайте попытаемся выяснить, почему автор назвал свое произведение «сказка-быль»? что реального и что сказочного в этой истории?
    2. Кого бы вы назвали главным героем этого произведения? Опишите его жизнь. стр.238
    3. Как девочка Даша нашла цветок?
    4. В конце сказки цветок погибает. Может, он прожил свою жизнь зря?
    5. Можем ли мы сказать, что неизвестный цветок начал свою цепочку добра?

    Вывод: зачитать отрывок из книги В. Чалмаева. стр. 444-445

    Андрей Платонов умножает силу нашего духовного, нравственного зрения. Его дар исторического оптимизма, его вера в человека прошли нелегкие испытания. Он не дает готовых решений, зная, как изменчив океан добра и зла, но картина светлого будущего, свет жизни, вера в человека неизменно оживали в его художественном мире.

    «Сумрак, покрывающий мир и затеняющий человеческое сердце, - не вечная тьма, а лишь туман перед рассветом» – писал А. Платонов.

    Что вы можете теперь сказать о творчестве этого писателя? Чему научили вас его произведения? Можно ли надеяться, что вы тоже начнете свою «цепочку добра»?(открываются иллюстрации к сказке-были «Неизвестный цветок»). 

                                                                                             


     

    Комментарии

    Мочалина Светлана Леонидовна

    Мне не понятно,почему урок по двум рассказам Платонова назван учителем именно так? Может лучше было назвать его"Цепочка добра от Платонова"? Такое словосочетание хотя бы упоминалось при анализе произведений.Что же в них "нечаянного"? "вечного"? Ведь обобщения и выводы мы делаем исходя из темы нашего урока.А тут будто бы забыли о теме, содержание не в связке с ней.Мне представляется,что нужна доработка.
    Зайцева Светлана Николаевна

    Я думаю, что ДОБРО и есть та самая вечная тема, и не только у Платонова...