Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Романова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ№16»

г. Балаково

      Что все хотят от школы? Как правило, один ответ: «Нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, то легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получить любые необходимые дополнительные  знания, что и нужно в жизни.

      Еще недавно решить проблему внедрения в школьный процесс телекоммуникационных проектов не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.      Сейчас, когда компьютеризация системы образования вышла на новый уровень, в школах имеются компьютерные классы и доступ к ресурсам Интернет, учителю необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы максимально использовать преимущества проектного метода.

      Использование телекоммуникационных проектов в обучении школьников позволяет привлечь подрастающее поколение к созданию саморазвивающегося единого информационного пространства детей и молодежи, способного быть благожелательным, не носить агрессивного характера, вселять веру и оптимизм при решении самых сложных проблем.

      Одной из форм организации игрового пространства на базе телекоммуникационных проектов, является квест-проект. Цель реализации квест-проекта – объединение опыта участников для постановки творческой задачи, выбора методов ее реализации и преодоление трудностей, возникающих в процессе ее решения. Эмоциональная отзывчивость делает подростков наиболее активными участниками квест-проектов.

    При реализации учащиеся учатся коллективному взаимодействию, избавляясь от личной неуверенности, создавая позитивную зависимость участников коллективного проекта.

     Какова же задача квест-проектирования? Вывести подростка из апатичного, пассивного созерцателя, неуверенного в собственных силах, угнетаемого жестокой действительностью нашего непростого времени, зажечь искру заинтересованности, стимулировать познавательную деятельность, наконец, повысить самооценку.

      Побывав в роли того или иного персонажа квест-проекта, почувствовав особенности воссозданного им характера, подросток начинает частично отожествлять себя со своим виртуальным героем и для профессионального самоопределения использует квест-проектирование вместо экспериментов над своей собственной судьбой.

      Какова же роль учителя? При реализации квест- проекта преподаватель стимулирует самостоятельную исследовательскую работу школьников, но, являясь по сути дела равноправным партнером, он в состоянии аккуратно регулировать и при необходимости корректировать проведение квест-проекта. Он в состоянии снизить тревожность зажатого участника и притормозить произвольную агрессию более возбудимого, обучая персонажей квест-пректа приемам решения конфликтных ситуаций.

      Однако следует отметить важнейший факт: недостаток применения НИТ в том, что работа за компьютером - это повышенная умственная нагрузка, нервно-эмоциональное и зрительное напряжение. Поэтому непрерывная длительность работы за компьютером не должна превышать для учащихся 10-11 классов не более 30 минут, для учащихся 8-9 классов – 25 минут, для учащихся 6-7 классов – 20 минут, для 5 классов – 15 минут.

   Следовательно, применяя информационные образовательные технологии, следует использовать компьютер и другие электронные средства в обучении, как новый подход к организации преподавания.

Какой?

  НИТ в образовании включает в себя три составляющие: 

комплекс технических устройств, программные средства для реализации информационных образовательных технологий и информационно- методическое обеспечение (содержание обучения, технологии, методики, инструкции, оценка эффективности).

   Современные технические устройства, имеющие широкое применение, состоят из компьютера и  сопутствующих ему устройств: видеопроектор, модем, сканер, принтер, устройство для преобразования информации из одного формата в другой. Есть аудио, видео технические комплексы.

    Второй составляющей НИТ являются программы, управляющие работой компьютера и обеспечивающие доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР).

   Третьей и самой главной составляющей НИТ является информационное обеспечение процесса на разных носителях и в виде компьютерных файлов.

    Обучающие комплексы – электронные образовательные ресурсы (ЭОР) обучения, предназначенные для формирования знаний. В их число входят: программы по проблемному обучению; имитационные и моделирующие программы; дидактические игры.

   В обучающих комплексах особое место занимают электронные учебные издания. Они состоят из комплекта меняющихся иллюстраций, дикторского сопровождения, видеофрагментов, рисунков, схем, обобщающих таблиц и т.п.

   Среди обучающих систем наиболее распространены тренировочные комплексы, которые постоянно совершенствуются, ориентированные на тренировку разных умений и навыков.

   Используя электронные учебные издания, я убедилась, что их применение значительно экономит время, помогает проанализировать степень усвоения знаний учеников, получить более объективные результаты. Также дает возможность повысить мотивацию учения за счет новизны деятельности, позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повышает качество обучения предмету.

   Следует заметить, что новейшие ИТ не могут заменить живое общение педагога с детьми, «мел и тряпку» не следует списывать в «утиль», а встречи в выставочных залах музеев и игру актеров на сцене сравнить нельзя ни с чем!

   Сегодняшние электронные издания отличаются от традиционных пособий: наличием небольших по объему текстов; содержанием справочной информации; богатым иллюстрированным материалом; привлекательных для современников форм и методов обучения и контроля знаний. Примером осуществления этой идеи могут служить электронные энциклопедии, например, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

   Как уже говорилось, использование электронных учебников в образовательных школах не означает отказ от традиционных методов преподавания. Это лишь новый инструментарий, который в руках опытного учителя позволяет достичь результатов с затратой меньших усилий и времени, повысить эффективность усвоения информации.

   Наиболее надежным способом применения ЭОР является подготовка компьютерной презентации с использованием информации имеющегося электронного издания, допускающего копирование фрагментов иллюстративного материала с указанием ссылки на источник.

   Эффективность презентаций в обучении зависит от качества используемых для презентации материалов и от мастерства педагога, готовящего комментарий к слайдам презентации.

     При создании схемы сценария и составлении текстового сопровождения к презентации руководствуюсь следующими положениями:

- учебный материал необходимо разбить на смысловые блоки;

- презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

- продолжительность презентации не должна составлять не более 20-30 минут;

- презентация должна состоять примерно из 20-25 слайдов;

- время демонстрации одного слайда не должно превышать одной минуты, необходимо запланировать время для ответов на вопросы учащихся;

- при изложении материала следует выделить несколько ключевых моментов и в ходе демонстрации от времени возвращаться к ним, чтобы осветить изучаемый вопрос с разных сторон, это должное восприятие информации слушателями.

Этапы подготовки презентации:

  1. структуризация учебного материала;
  2. подготовка сценария слайд-шоу;
  3. разработка дизайна презентации;
  4. подготовка медиа фрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудио фрагментов);
  5. выбор стиля оформления;
  6. создание презентации;
  7. пробная демонстрация с регистрацией продолжительности презентации;
  8. редактирование с учетом выявленных недостатков.

   Я уделяю большое внимание выбору способа и места использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке. При этом обязательно учитываю содержание этого урока и его цель.

Общие, наиболее эффективные, приемы применения презентаций:

1. При изучении нового материала. Например, « Страницы жизни и творчества писателя

2. При закреплении новой темы. Например, по русскому языку.

3.Дляы проверки знаний. Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация ученика, для учителя это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.

4. Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.

5. При объяснении нового материала. Презентация заменяет классную доску. Ее элементы включались для большей наглядности и систематизации большого объема материала, особенно это актуально в старших классах.

    Использование компьютерных технологий в обучении русского языка и литературы может осуществляться в двух направлениях. Первое – информационная поддержка предмета, выражающаяся в применении стандартного программного обеспечения по русскому языку и литературе, электронных изданий. Второе – разработка собственных электронных презентаций.

 Применяя презентации на уроках русского языка и литературы, я пришла к выводу, что использование НИТ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика; повысить интерес к предмету; учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, их уровень компьютерной подготовки применять на разных видах и этапах уроков.

Использованная литература

1.Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии -2001.- №3.- с. 17-19.

2.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Издат. Центр «Академия», 2007. – 224 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Издат. Центр «Академия», 2007.-192 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ.- М.: Народ. образ., 1998. – 256 с.

5. Электронное пособие «Учебное проектирование». Издательство «Учитель». -2008.