Воспитание духовно-нравственной личности

Ланг Инна Давидовна

Я считаю, что в наше прогрессивное время очень важно человеку сохранить своё "лицо". Наш мир насыщен жестокостью, ненавистью. Нам, как педагогам, необходимо в ходе воспитательного процесса развивать только положительные стороны личности ребёнка. Понимаю, что в современных условиях это очень тяжело, но важно сделать. Очень много думала, что поможет достичь этой цели. Мною разработана программа "Духовно-нравственное развитие личности через изучение текстов с библейскими мотивами". Представляю её на ваш суд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Элективный курс «Изучение художественных произведений с христианскими мотивами на факультативных занятиях с применением аудиовизуальных средств обучения».

  1. Пояснительная записка

 Обоснование необходимости курса

 I. В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который играл бы большую роль, чем религия.

Говорить о духовном воспитании непривычно в стране, в которой более 70 лет насаждалось нигилистически-атеистическое мировоззрение, а духовность воспринималась как придаток института агитации и пропаганды политической системы. Однако сейчас возникают новые взаимоотношения государства, общества и церкви. Тот, кто считает себя человеком культуры должен знать основы христианства, уметь читать священные книги,, надписи на иконах и исторических памятниках, уметь вести себя в храмах, понимать суть христианских традиций и праздников.

II. Библия  в данном курсе подается как  неотъемлемая часть мировой  культуры. Акцент делается на гуманистический потенциал Библии, на заложенную в ней способность объединять людей в их нравственном поиске, в стремлении к интеллектуальному совершенствованию вне зависимости от их национальности и отношения к религиозной вере; на ее бесспорную общечеловеческую значимость, в том числе, как ключевого текста для понимания истории развития и содержания значительной части мировой культуры.   

III.  В современной художественной литературе Иисус Христос стал персонажем эпохи. Вслед за булгаковским Иешуа Га-Ноцри, вслед за Христом из «Доктора Живаго» Б.Пастернака появляется герой рукописи «Суд над Христом» в « Факультете ненужных вещей» Ю.Домбровского и  горячий проповедник Царства справедливости на Земле Иисус Назарянин в « Плахе» Чингиза Айтматова. Современному учителю необходимо освоить новый для него культурный пласт - Библию и овладеть умением довести его в доступной форме до учащихся.

На сегодняшний день преподавание русской литературы в школе имеет ряд существенных противоречий:

1.В творчестве русских писателей очень серьезное место уделяется библейским темам и мотивам, и вся русская литература имеет православное звучание и имеет христианские корни. Дети же изучают литературу без малейших представлений о Библии и христианстве.

2.В учебниках по литературе частично представлена Библия в виде отдельных мифов из Ветхого Завета и притч из Нового Завета. Однако эти вставки не дают целостного представления о Библии, они хаотичны и логически неоправданны.

3.Методической литературы по  изучению библейских тем нет.

  Цели курса:

 1.Сформировать целостное системное представление о литературе.

2.Значительно расширить исторический, литературный и философский  кругозор учащихся.

3.Сформировать у учащихся устойчивое понимание « категории времени»

4.Сформировать понятие литературного жанра, дать представление о его происхождение и развитии.

5.Дать представление о библейских жанрах.

6.Дать представление о художественных произведениях библейской тематики и их авторах.

7.Дать понятие синкретизма в искусстве.

8.Способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина Отечества.

9.Развивать творческий потенциал личности.

10.Развивать чувство слова.

Итак, I ступень 5-6 классы. Помня возрастные особенности этой ступени, необходимо строить отбор художественных текстов и методов работы. Именно с этих классов и начинается знакомство учащихся с Библией.

  1. Библия как памятник культуры и литературы.
  2. Ветхий завет. Новый завет.
  3. Евангелие – “благая весть”.
  4. Нагорная проповедь Христа и его основные заповеди.

Таковы примерные темы вводных уроков в 5 классе. От этих первых уроков будет зависеть очень многое: примут ли учение и Библию всем своим сердцем и душой, поверят ли, что эта книга – жизнь. Без этого невозможно будет дальнейшее изучение темы, без этого учащиеся не смогут осознать, почему русские писатели так часто обращались к библейским сюжетам.

Поэтому на данном этапе изучения важно помнить, что познание начинается с эмоции, чувства, сердца. Вот почему учителю просто необходимо не скупиться на эмоции, чтобы вызвать интерес и дальнейшую мотивацию к восприятию материала.

Выбор авторов – всегда дело нелегкое и несет на себе отпечаток субъективизма. Вспомним, что так важно для этого возраста – формирование характера, эмоциональное, образное восприятие. Автор, например, строит уроки на произведениях Л. Н. Толстого: “Детство” и “Отрочество”, Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А. С. Пушкина: сказки, “Повести Белкина”, а также писателей XX века: К. Паустовского, В. Астафьева, А. Платонова. В этот период идет знакомство с такими понятиями как духовность, нравственность, доброта, бескорыстие, любовь к ближнему. Необходимо с 5 класса постепенно начинать знакомство с древнерусской литературой, прослеживая ее теснейшую связь с Евангелием; вводить понятие духовная литература.

На уроках I ступени  используют в основном метод творческого чтения, который способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственного впечатления. Основные приемы этого метода: слушание, рассказ, устное рисование, инсценирование. Во время таких уроков формируются и развиваются воображение, мышление, речь, а также действует один из законов психологического обучения – закон динамического стереотипа (“если хотим научить, надо показать”).

Хотелось бы отдельно упомянуть об изучении такого жанра духовной литературы как притчи. На первых уроках необходим экскурс в историю возникновения данного жанра, который берет начало на Востоке, где люди любили говорить загадками, иносказаниями. Важно, чтобы дети усвоили разницу между притчей и басней. Притча – это лишь небольшой нравоучительный рассказ, но без морали. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-Отец или Бог-Сын.

В 5-м классе достаточно будет лишь дать понятие самого жанра. Познакомиться, прочитать 2-3 притчи; предложить учащимся, не дочитывая до конца, то есть, не зная объяснения самого Христа, дать вначале свое толкование и только потом прочитать суждение Христа. В качестве домашнего задания – подготовить пересказ или инсценирование любой притчи, которую не разбирали в классе. Для обсуждения можно рекомендовать притчу о блудном сыне или добром самаритянине. Начиная с 5-го класса и далее, учащиеся могут уже самостоятельно определять, в каких литературных произведениях использованы евангельские притчи. Но главное на этом этапе работы – не обнаруживать евангельские мотивы, а сделать попытку объяснить, почему автор обратился к этой теме, как это связано с идеей всего произведения. Думается, что “Станционный смотритель” А. С. Пушкина, как нельзя лучше иллюстрирует связь евангельского сюжета и основной мысли повести. И как важно понять, что Пушкин в своем произведении будто предостерегает современников, людей XIX века, для которых евангельские притчи религиозный смысл, перестали утратили быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского искусства.

Теперь необходимо проследить методы и организацию работы в старшем звене гимназии (9 класс). Трудность перехода от нравственно-проблемной оценке явлений искусства к историко-эстетической несомненна и требует особых усилий. В это время у учащегося возникает потребность осознать целостную картину мира, его историческое развитие.

Учитывая эти особенности психического развития личности по отношению его к искусству, можно предложить в качестве дальнейшей работы проект спецкурса “Христианские сюжеты и образы в русской литературе” для 9 класcа.

Цель этого курса видится в том, чтобы ознакомить учащихся с величайшим памятником культуры – Библией: показать влияние христианских идей, их нравственного смысла на формирование древнерусской и русской литературы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного смыла жизни.

Предполагаемые разделы курса:

I – Христианская основа древнерусской литературы.
II – Библейские мотивы в русской литературе XVII-XVIII в. в.
III – Значение христианских идей для развития русской литературы первой половины XIX в.
IV – Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины XIX в.
V – Нравственно-философское переосмысление христианских сюжетов в русской литературе “серебряного века”.

Изучение может проходить по темам, параллельно с программой по литературе, но не повторять одну из школьных программ, а идти другим путем. Некоторые авторы, творчество которых не было связано с христианской образованностью, не будут включаться в раздел (Ф. Тютчев, И. С. Тургенев). И наоборот, учащиеся могут познакомиться с другими авторами, произведения которых не изучаются в школе. Большое место здесь можно уделить древнерусской литературе, выросшей на основе христианских идей.

Вот так могут звучать некоторые темы разделов.

Раздел I.

Тема 1. Своеобразие древнерусской литературы дохристианского периода.

Тема 2. Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей. Нравственный эталон житийной литературы. “Повесть временных лет”, “Слово о законе и благодати”, “Житие Федосия Питерского”. “Слово о полку Игореве” и т. д.

Раздел II.

Тема 2. Своеобразие христианских тем и идей в русской литературе XVIII в. Сатира Д. Кантемира, М. В. Ломоносова и научно-философская поэзия, поэма М. М. Хераскова “Россияда”, Г. Р. Державин.

Раздел III.

Тема 3. Многогранность христианской образности в творчестве Н. В. Гоголя. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Портрет”, “Мертвые души”.

Раздел IV.

Тема 3. Христианская символика романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Тема 5. Христианские мотивы в произведения А. П. Чехова. “Студент”, “В овраге”, “Дуэль”.

Раздел V.

Тема 3. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилева.

Тема 4. Евангельские мотивы в творчестве Л. Н. Андреева. “Иуда Искариот”, “Елеазар”, пьеса “Анатэма”.

Все эти темы и разделы требуют более тщательной обработки. Пока это только видение автора в раскрытии данной темы в 9 классе. Все остальное – дело ближайшего будущего.

Хочется упомянуть об основных подходах к раскрытию данной темы. На уроках в этом классе будет преобладать исследовательский метод. Литературные произведения будут изучаться путем сопоставления литературных героев, сравнения произведений различных видов искусств, рецензирование книг, спектаклей, кинофильмов. Таким образом, у учащихся формируется умение давать самостоятельную оценку художественному произведению.

Кроме того, обращение к древним пластам литературы требует актуализации художественного материала для школьников. Это необходимо для пробуждения интереса, как одного из способов мотивации. Очень нужно отыскивать в произведениях прошлого такие “магнитики”, которые бы привлекли современного ученика. Этому способствует современное прочтение классики в школе, нахождение в тексте жизненно важных для нынешнего поколения духовных и эстетических проблем. Здесь можно очень удачно проследить связь между литературой конца XIX и XX века.

Например, прочитав и переосмыслив главу “Великий инквизитор” из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” и главу “Понтий Пилат” из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, учащиеся смогут ответить на вопрос: почему к одному и тому же евангельскому сюжету обратились писатели XIX и XX века? И какова роль этих эпизодов в романах?

Данный курс был апробирован в 5,9 классе.